30 мая - День Республики Бурятия! Видео и фото с праздничного концерта! - Блоги Якутии
Архив автора

5 лет назад 84

30 мая – День Республики Бурятия! Видео и фото с праздничного концерта!

В Википедии пишут:

Монголо-Бурятская и Бурят-Монгольская автономные области

30 мая 1923 года

объединились в

Бурят-Монгольскую АССР

(с центром в Верхнеудинске) в составе РСФСР.

В рамках программы Дальневосточного Форума “Сообщество” Общественной Палаты РФ делегация РС (Я) посетила мероприятия Дня Республики Бурятия в Театре оперы и балета им. Цыдынжапова в г. Улан-Удэ.

Фото с сайта:

https://gazeta-n1.ru/stock/?tags=%E4%E5%ED%FC%20%F0%E5%F1%EF%F3%E1%EB%E8%EA%E8

Бурятский танец!




Бурят-Монгольская АССР в 1925 г.



День Республики Бурятия был установлен Указом Главы в 2017 году:

https://www.infpol.ru/100482-aleksey-tsydenov-ustanovil-den-respubliki-buryatiya/

В Бурятии появился День Республики


31.05.17, 17:14

Фото: russianstock.ru

Отныне 30 мая станет памятной датой в календаре жителей региона

В документе, который подписал накануне исполняющий обязанности главы Бурятии, сказано: «учитывая историческую значимость становления государственности Республики Бурятия, постановляю объявить день образования Республики Бурятия 30 мая Днем Республики Бурятия» и «установить, что 30 мая – День Республики Бурятия – является памятной датой, которая отмечается ежегодно».

Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика была создана 30 мая 1923 года постановлением президиума ВЦИК.

– Сегодня республика является полноправным субъектом Российской Федерации, где в мире и согласии живут люди разных вероисповеданий и национальностей. За более чем 90-летнюю историю республики, благодаря личному участию каждого жителя, произошли кардинальные изменения в структуре экономических, социальных, политических, культурно-духовных процессов, – сказал Алексей Цыденов о новой памятной дате.

Делегация Общественной Палаты РС (Я) на торжественном концерте.



Представители руководства и гости Республики Бурятия! Были очень короткие, емкие выступления!



В Википедии пишут:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD_%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B8


Гимн Респу́блики Буря́тия

(

бур.

Буряад Уласай түрын дуулал) — музыкально-поэтическое произведение, один из государственных символов

Республики Бурятия

наряду с

флагом

и

гербом

.

Основа гимна —

«Песня о родной земле»

, стихи —

Дамба Жалсараев


[1]

(перевод на русский язык —

Олег Дмитриев

), музыка —

Анатолий Андреев

.

По данным переписи 2012 года, русские составляют 64,9% населения,  буряты 29,5%, сойоты 0,4%, эвенки 0,3%. Всего в Бурятии проживают представители около 160 народов.

На праздничном концерте было представлено искусство 3-х основных коренных народов Бурятии.


Буряты.

В Википедии пишут:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%8B


Буря́ты

(

самоназвание



буряад, буряад зон, буряадууд

) —

монгольский народ

, говорящий на

бурятском языке

. Наиболее северный монгольский народ

[6]

.

Буряты исторически сложились в единый народ в районе озера

Байкал

на территории

этнической Бурятии

, известной по средневековым источникам как Баргуджин-Токум. В настоящее время расселены на землях своего исконного проживания:

Республика Бурятия

,

Иркутская область

,

Забайкальский край

Российской Федерации, городской округ

Хулун-Буир

автономного района

Внутренняя Монголия


Китайской Народной Республики

и северные районы

Монголии

. Активное переселение русских и китайцев в эти земли начиная с XVII века, особенно в XX веке, сделало бурят национальным меньшинством во всех этих регионах. Примерная общая численность составляет по различным оценкам от 550 000

[6]

до 690 000

[7]


[8]

человек.

Предполагаемые предки бурят (

байырку

и

курыканы

) начали осваивать земли по обе стороны оз. Байкал начиная с VI века

[9]

. Курыканы заселили земли к западу от Байкала, а байырку расселились на землях от Байкала вплоть до

р. Аргунь

. В это время они находились в составе различных

кочевых государств

. Усиление киданей привело к тому, что ядро расселения байырку сместилось из

восточной

в

западную

часть Забайкалья

[10]


[11]


[12]


[13]

. Это послужило началом более тесного взаимодействия байырку и курыкан

[11]


[14]


[15]


[16]


[17]

. Примерно в это время соседние народы начинают называть байырку на монгольский манер баргутами, то же происходит и с курыканами, которые в источниках уже называются хори. К моменту создания

Монгольской империи

территория вокруг Байкала уже имела единое название Баргуджин-Токум, а основная часть его населения имела общий надплеменной этноним баргуты.

В начале XIII века Баргуджин-Токум был включён в состав монгольского государства. Вероятно, в конце XIII века баргуты были вынуждены уйти со своих земель в Западную Монголию, из-за междоусобных войн в Монгольской империи. После распада Монгольской империи баргуты, которые в ойратских источниках уже называются баргу-бурятами, участвовали в создании

Ойратского ханства

. Во второй половине XV века они переселились в

Южную Монголию

, где вошли в состав юншиэбуского

тумена

монголов. В начале XVI века юншиэбуский тумен распался или же был разделён на несколько частей. Вероятно, во второй половине XVI века баргу-буряты начали переселяться в северо-западном направлении, вернувшись к началу XVII века на историческую родину. Но через некоторое время вспыхнула очередная ойрато-халхаская война, баргу-буряты стали подвергаться атакам как халхов, так и ойратов. В результате часть баргу-бурят была уведена во владения ойратских тайшей

[18]


[19]


[20]

, а часть была вынуждена признать главенство халхаских ханов. После этих событий Русское государство начало завоевание бурятской земли.

Фото с сайта:

https://gazeta-n1.ru/stock/?tags=%E4%E5%ED%FC%20%F0%E5%F1%EF%F3%E1%EB%E8%EA%E8






Русские старообрядцы.

Во время война с Польшей, староверы были переселены из Польши в Забайкалье.


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5


Семе́йские



старообрядцы

, высланные правительством

Российской империи

в

Забайкалье

в XVIII веке при разделе

Речи Посполитой

. В ходе Всероссийской переписи населения 2010 года отнесены к русским.

Разгром Ветки

Семейские были переселены в

Забайкалье

из

Ветки

, ныне города Гомельской области

Белоруссии

, во времена

раскола

находившегося на территории

Речи Посполитой

у западных границ России. Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году — 40 000 человек были переселены в

Восточную Сибирь

и

Забайкалье

. Эти события получили название «

Первого выгона

». Екатерина II в целях колонизации вызвала старообрядцев с Ветки и переселила их в Забайкалье. Некоторые из них пошли добровольно, так как им были обещаны всевозможные льготы; часть же выселена насильственным путём

[4]

. В 1765 году произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Причины переселения

В середине XVIII века ухудшились отношения России с

Цинской империей

. В 1752 году появился проект организации снабжения

Камчатки

и

Охотска

по реке

Амур

. 28 декабря 1753 года Сенат создал «Секретную Нерчинскую экспедицию», которая должна была подготовить сплав по Амуру. Сбежавший из

Нерчинских

заводов

каторжник

сообщил китайским властям, что русские готовятся захватить Амур. Обстановка на границе резко обострилась.

Селенгинский

комендант

Варфоломей Якоби

в 1757 году составил проект организации защиты восточных границ России. Планом было предусмотрено увеличение численности войск на границе до 35 тысяч человек. В 1764 году в

Тобольске

начали формировать два ландмилицейских полка из «польских выведенцев», которые отправляли в Забайкалье к границе с империей Цин, а негодных для военной службы и старше 40 лет — в

Селенгинский

и

Нерчинский уезды

для обеспечения полков продовольствием.

В Забайкалье

Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название

семейские

, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.

Для водворения за Байкалом «польских посельшиков» и устройства их быта в

Селенгинске

было создано в 1766 году особое учреждение «Хлебопашеств и поселения Контора», во главе которой был поставлен плац-майор Селенгинского гарнизона Налабордин. Высшее руководство делом обустройства переселенцев лежало на Селенгинском коменданте — генерале

Якоби


[5]

.

Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни Тарбагатай,

Куйтун

, Куналей, позднее Новую Брянь и др.

[4]


[6]

на территории современных

Бичурского

,

Мухоршибирского

,

Тарбагатайского

и частично

Хоринского

,

Заиграевского

,

Селенгинского

,

Кижингинского

районов Республики

Бурятия

, а также

Красночикойского района


Забайкальского края

. Благодаря особенностям жизни, связанным с их религиозным мировоззрением, семейские не смешались с «православными» и сохранили свои отличительные черты, как нравственные, так и физические. По своему физическому типу семейские — рослые и в большинстве случаев красивые, отличающиеся крепким здоровьем сравнительно с окружающим населением

[7]

.

Устное творчество семейских включено наряду с якутским эпосом Олонхо в список устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО:

http://wiki.starover.net/index.php?title=%D0%A8%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%80_%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8_%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

Шедевр устного и нематериального наследия человечества




Культурное пространство и устное творчество семейских — староверов Забайкалья – «Шедевр     устного и нематериального наследия человечества» ЮНЕСКО

Такое почетное звание получило этнокультурное явление

семейских

18 мая 2001 г. в Париже. ЮНЕСКО разработало концепцию и утвердило международный проект «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества». С 2000 г. в реализации проекта участвует Россия.

2-3 октября 2000 г. в г. Великом Новгороде состоялся межрегиональный семинар по отбору кандидатов для включения их в список ЮНЕСКО «Живые сокровища». Традиционная народная культура

семейских,

проблемы её сохранения была включена в Список. Развернутое описание традиционной культуры семейских, включающие различные аудио-визуальные материалы и документы для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, подготовили

Болонев Фирс Федосович доктор исторических наук

и Чебунина Галина Ермолаевна – руководитель Тарбагатайского Центра культуры семейских. Видеоролик о певческой, обрядовой и бытовой культуре семейских сняла режиссер Бурятского телевидения Татьяна Хамаганова. В представлении «Этнокультурное явление семейских Забайкалья» говорилось: «Традиционная народная культура семейских Забайкалья представляет уникальное самобытное этнокультурное явление. Ценность семейских, как исторического культурного феномена России, трудно переоценить. Им удалось сохранить духовный опыт, который фактически утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых уходят в глубокое средневековье. Высочайшую оценку заслуживают мастерство и своеобразная техника многоголосного пения, вобравшая в себя множество специальных приемов. Происходящие современные процессы и стремительные изменения во всех сферах общественной жизни, негативные тенденции всемирной глобализации несут за собой угрозу нивелирования, риск полной утраты древней культуры семейских».

18 мая 2001 г. в Париже состоялась церемония провозглашения ЮНЕСКО «Шедевров устного и нематериального наследия человечества». Из 32 стран, представляющих уникальные явления культуры народов Америки, Африки, Европы, Азии, 19 были провозглашены «Шедеврами». Среди традиционных культур Китая, Кореи, Филиппин, Бенина, Эквадора, Перу, Боливии, Доминиканской Республики, Индии, Японии и других «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» было признано имеющая исключительное всемирное значение традиционная народная культура

семейских-старообрядцев Забайкалья.

Такое высокое признание обязывает более пристально и серьезно относиться к ее сохранению и созданию необходимых условий для развития и преемственности.



П.Ф. Калашников.


Казаки.

В 1851 году было создано Забайкальское казачье войско из 6 полков: 3 русских, 2 бурятских и 1 эвенкийского полка.


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B8


Забайка́льские казаки́

или

Забайка́льское каза́чье во́йско

— часть казачьего сословия в

России

, на территории

Забайкалья

. Войсковой штаб — в

Чите

.

Старшинство с

20 августа


1655 года

. Войсковой праздник и войсковой круг — 17

(30) марта

, в день

преподобного Алексия, человека Божьего

.

XVIII век

В 1764 году численность бурятских казаков составляла 2400 человек в составе 6 полков, численность казаков-тунгусов — 1 пятисотенный полк. Отличительной особенностью забайкальских казаков был тот факт, что наряду с

православием

часть из них (

буряты

) исповедовала

буддизм


[5]

.

XIX век

Образование

Забайкальское казачье войско было образовано 17

(30) марта


1851 года

приказом императора

Николая I

, по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири

Н. Н. Муравьева-Амурского

, на территории

Забайкалья

из части

сибирских казаков

, бурятских и эвенкийских военных формирований, а также крестьянского населения некоторых районов, в составе трёх конных полков и трёх пеших бригад (

1-й, 2-й, 3-й русские полки

, 4-й тунгусский (эвенкийский) полк, 5-й и 6-й бурятские полки). Войско несло внутреннюю службу и охраняло государственную границу России с

Китаем

.

На момент образования в составе Забайкальского казачьего войска числились 48 169 душ мужского пола

[6]

. Из них большинство (27 136 душ мужского пола) были горнозаводскими крестьянами

[7]

.

Интересно, что Хамбо-лама Итигэлов, нетленное тело которого находится в Иволгинском дацане, происходил из казачьего сословия.

Хамбо-лама Итигэлов: Родной улус, место упокоения и Храм-дворец.

Фото забайкальских казаков с сайта:

https://foto-history.livejournal.com/5197828.html



Об эвенках Бурятии:

http://arun-rb.ru/?page_id=17


Эвенки Бурятии

Эвенки (тунгусы) – один из древнейших народов Бурятии.  На территории современной Бурятии эвенки проживают в нескольких районах: Курумканском, Баунтовском, Северобайкальском, Баргузинском, Муйском, Закаменский. Численность их составляет согласно переписи 2010 г.   2974 чел.

В зависимости от типа хозяйственной деятельности они делятся на орочонов или оленных  (в переводе с эвенкийского  «орон» – олень), мурченов или конных (в переводе с эвенкийского «мурин» – конь) и ламучеров («ламу» – озеро).

А.С. Шубин сообщает, что родовой состав эвенков Баргузинского присуда в XVII выглядел следующим образом:

– Баргузинский острог: лимагиры, баликагиры, намегиры, киндигиры, чильчагиры, някугиры;

– Верхнеангарский острог: чильчагиры, киндигиры;

– Кучидский острог: киндигиры, вэкорои.

Из обитающих до последнего времени на Севере Бурятии родовых групп эвенков первыми, согласно преданию, пришли на побережье озера Байкал киндигиры.

Довольно многочисленный род, второй после киндигиров, к моменту прихода русских осваивал верхнее и среднее течение реки Верхняя Ангара, заходил на реки Мама и Кункудера. Чильчагиры не встречаются нигде в Сибири, кроме как на севере Прибайкалья.

Из баргузинских же эвенков в документах XVII века указываются в основном два рода – баликагир и лимагир, довольно многочисленный по сравнению с другими родами. Они занимались коневодством, некоторые из них имели и скот.

Все вышеуказанные роды являются древними по своему происхождению.

Баргузинские, северобайкальские эвенки называют себя эвенками и тунгусами, а баунтовские называют себя  «орочонами» и эвенками.

Фото с сайта:

https://gazeta-n1.ru/stock/?tags=%E4%E5%ED%FC%20%F0%E5%F1%EF%F3%E1%EB%E8%EA%E8



Большое спасибо руководству Республики Бурятия, Общественной Палате Республики Бурятия и лично председателю Баиру Бальжирову за возможность принять участие на знаменательном событии и увидеть прекрасный концерт мастеров искусств Бурятии!

Мои посты о Бурятии:


Видео экскурсии по Иволгинскому дацану и встречи с ректором Буддийского университета.


Хамбо-лама Итигэлов: Родной улус, место упокоения и Храм-дворец.


Видео: Богини Байкала из Бурятии!


Байкальская гавань Бурятии!


Дальневосточный Форум “Сообщество” в Улан-Удэ, Республика Бурятия!


Впечатления от Улан-Удэ!

Пост о видном сыне бурятского народа:


Как генерал Балдынов помог своей малой родине. Воспоминания якутского солдата.

Моя страница в Дневниках якт ру.:

https://nikbara.ykt.ru/

Мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб:

https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

Я в Инстаграме @nb2015p

«Фейсбуке»

https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks

Персональная страница в “Фейсбуке”:

https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

“Твиттер”

https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий