6 лет назад 267
Якутский чорон и китайский треножник “дин”!
Меня давно заинтересовало внешнее сходство якутских чоронов с 3 ножками и китайских бронзовых треножников “дин”.
Вашему вниманию подборка материалов из интернета.
Фото из интернета.
Китайские бронзовые треножники “дин” являются древней ритуальной посудой Китая. И очень интересно сходство трехногих деревянных чоронов с китайскими треножниками.
В Википедии пишут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BD_(%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA)
Треножник Дин,
династия Шан
Жертвенный треножник Дин
— (
кит.
鼎;
пиньинь
: dǐng) бронзовый
треножник
, наиболее известная форма
ритуальной утвари
в Китае.Как и другие сосуды, использовался для жертвоприношения духам предков. Мог иметь на внутренней поверхности надпись
цзиньвэнь
и, как правило, был богато украшен снаружи. Являлся символом императорской власти. Согласно легенде, императором
Юем
были отлиты
девять жертвенных треножников
, по числу областей древнего Китая. В переносном смысле употреблялся как эпитет для характеристики крупного государственного деятеля.В сер. периода
Зап.Чжоу
(1045-772 до н.э.)
дин
стал основой ритуальной реформы
ле дин
, согласно которой количество треножников (в паре с сосудом
гуй
), используемых в церемониях, должно было строго соответствовать
аристократическому рангу
. Помимо сосудов, реформа затрагивала нормирование количества танцоров в придворных труппах. Как свидетельствует
Конфуций
в “Беседах и суждениях”, эти нормы нарушались уже при его жизни.
Из истории династии Шан:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BD_(%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F)
Продвинувшиеся на восток индоевропейские племена вторглись в Китай и создали могущественное государство Инь (Шан)
[3]
[4]
. В эпоху государства Шан (1600 по 1027 год до нашей эры) технология изготовления бронзы появилась на территории Китая уже в готовом виде.
О треножниках:
http://ceramicshistory.blogspot.com/2011/11/blog-post_04.html
Бронзовые треножники Китая
5-6 тыс. лет назад дин использовали как котел для варки мяса и рыбы. Он был сделан из глины и стоял на 3 (реже 4) ножках, за что и получил свое название. С приходом бронзовой эры треножники стали изготовлять из бронзы. Он стал важным предметом для совершения жертвоприношений в обрядах богопоклонения у рабовладельцев той эпохи.
Самым большим треножником того периода, дошедшим до наших дней, считают треножник «Сымиу» периода династии Шан ( ок.17 -10 вв. до н.э.). Его вес составляет 875 кг, высота – 1,33 м, прямоугольной формы, стоящий на 4-х ножках. Изготовлен «Сымиу» был специально для императора Шан по случаю принесения жертв его почившей матери. Треножники этого исторического периода обладают уникальной формой и зачастую украшены изображениями животных, а также рисунками, характерными для того времени.
По количеству бронзовых треножников во владении аристократа определяли его положение в обществе. Во время проведения обрядов император использовал комплект из 9 треножников, князья и бароны – комплекты из 7 треножников, младшее чиновничество – из 5 треножников, а ученые мужи – комплекты из 3 динов. По количеству треножников в могиле можно судить о статусе захороненного в ней человека.
В известном ламаистском монастыре Пекина Юнхэгуне находится огромный бронзовый треножник 4,2 м в высоту. Надпись на нем гласит, что он был изготовлен в 12 год правления Цянлун (1747 г.) и использовался императорами династии Цин для совершения жертвоприношений в храмах. Согласно поверьям, во время обрядов в этот дин опускали сотни и сотни ароматических палочек.
Бронзовые треножники всегда ассоциировались у людей с высоким положением в обществе и притягивали незамысловатостью и величавостью форм.
https://www.abirus.ru/content/564/623/625/645/656/1139.html
Бронзовые треножники
Бронзовые треножники (по-китайски «ding») – это предметы домашней утвари в древние времена. Они использовались как котлы для варки рыбы или мяса.
Вначале, порядка 5-6 тыс. лет назад, они делались из обожженной глины, имели как правило три ноги (реже – четыре). Поэтому за ними и закрепилось в английском и русском языках название «треножники» («tripod»).
Со вступлением Китая в Бронзовый Век глиняные треножники постепенно вытеснялись бронзовыми. Использовались они как церемониальные или жертвенные сосуды при дворах князей или богатых рабовладельцев. Имеются данные о том, что в отдельных регионах Китая треножники использовались во время человеческих жертвоприношений.
О якутских чоронах
https://xn—–6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/kultura/choron.html
Чорон (якут. Чороон)
национальный якутский сосуд для хранения и потребления кумыса. Типичной формой является кубок на одной или трёх ножках. Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Чем больше ярусов, тем почётнее кубок. В отдельных случаях чорон может инкрустироваться серебром или медными сплавами.Чорон был любимым и обязательным предметом в жизни каждого якута, особенно необходимым в обрядовых церемониях и на праздниках. Чорон с кумысом подносили молодым на свадьбе. С чороном встречали гостей. Делали якуты свои необычные кубки из одного куска березы все тем же топором да кривым ножом. Орнамент выполняли специальными ножами: кэрдэри, кэрэниэе анньяр, ойуулуур бы- хых. Кэрдэри — инструмент для трехгранной выемчатой резьбы. Кэрэниэе анньяр похож на стамеску — им прорезают ровные глубокие срезы-канавки. Ойуулуур быхых с тонким игольчатым отверстием служит для выполнения сложных орнаментальных узоров. Эти инструменты были у каждого мастера, но иные артисты своего дела одним кривым ножом из цельного куска древесины вырезали и ложку, и тарелку, и даже чорон.
Слово «
чорон
» (чороон) произошло от «чорой», «чорот», что означает держать поднятым вверх, вытягивать.О высоком мастерстве якутских ремесленников писал один из первых этнографов Сибири академик А. Ф. Миддендорф: «Чрезвы-чайная гибкость, которую якут умеет придать клинку своего ножа, в состоянии заменить ему множество разнообразных инструментов. Надобно, например, сделать чашку — якут тотчас же сгибает ножик об ствол дерева в виде дуги, и с руки, прежде чем успеешь оглянуться, вытачивает чашку из дерева лиственницы […] Что бы он ни вырезал, во всем у него особый шик».
Живая линия крива и волниста. Мастера это чувствовали и добивались в очертаниях чоронов желаемой степени кривизны. По плавности, музыкальности контуров и ясности пропорций чороны выдерживают сравнение с античными сосудами, что отметил еще в XIX веке В. Л. Серошевский. Форма кубков строится на основе строгой системы пропорциональных отношений. Их объем расчленяется на четыре части, гармонично соподчиненные одна другой: горло с венчиком, плечо, тулово и поддон. Сочетание этих частей всегда оказывается единственным и неповторимым.
Наибольшее распространение получили чороны на одной ножке, но
известны кубки и на трех ножках. Чорон конца XVII — начала XVIII века из могилы Чачана-этюка напоминает своей формой скифский котел. Это сходство настолько очевидно, что может служить наглядным свидетельством наличия древней связи культур Юго-Западной Сибири и Средней Азии с культурой Северо-Восточной Сибири.
Чороны на трех ножках конца XVIII и начала XIX века более приземисты и, как правило, небольших размеров; иногда их нож¬ки чуть стилизованы, а порой и очень схожи с лошадиным копытом. Что передавал резчик таким уподоблением? Изучая нравы и обычаи якутов, участник Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции Российской Академии наук И. И. Линденау заметил, что «они особенно чтут числа 3 и 9. […] божественная сущность расчленена у них на 3 лица […]Самый главный Аар-Тойон (глава верховных духов. — М. X.) пребывает на Девятом небе».
Пояса стилизованного геометрического орнамента украшают каждый чорон: в изделиях XVIII века узоры просты, на предметах XIX века они сложнее и разнообразнее. Символическое значение многих орнаментальных мотивов сохранилось в их названиях: «ураса-узор», «кобылий сосок», «ячейка сети», «позвонок-узор». Кроме того, некоторые названия отражают способ нанесения изображений: «узор-нарезка», «ноготь-узор», «зарубки». Особый ритуально-символический смысл имела и композиция орнаментов, и число орнаментальных поясов, и место их нанесения. Так, поскольку наиболее почитаемым числом было девять, то и поясов чаще всего — девять.Для каждой части чорона существовала определенная группа орнаментов: у края венчиков — гребенчатый и рубчатый в виде треугольников и ромбов; на центральных поясах — «ячейка сети», «позвоночный узор», «палец-узор»; по венчику шел гребенчатый в свободном сочетании с названными узорами; основание ножки разделялось на секторы, заполненные ромбиками, точками, зигза¬гами. Иногда поддон украшали прямыми линиями — символами деревьев.
Первоначально орнаментальные полосы выявляли конструктивные части чоронов: раструб, тулово, ножку. В более поздних изделиях узор становится изысканней, мельче и покрывает всю поверхность предмета. Выполняли его контурной или трехгранно-выем- чатой резьбой, реже — гравировали. Состав орнамента обогащался за счет геометрических криволинейных и растительных мотивов. Дополнительными элементами убранства некоторых чоронов являются медные ободки; они помещались на местах, подчеркивающих “тектонику сосудов. К ободкам прикреплялись «серьги»-подвески.
В научном журнале КубГАУ:
https://cyberleninka.ru/article/v/ob-etnograficheskoy-realii-yakutskogo-naroda-choron
ОБ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ РЕАЛИИ ЯКУТСКОГО НАРОДА ‘ЧОРОН’
О возникновении чорона бытует мнение, что он является результатом своеобразного скрещения местных форм круглодонных сосудов, покрытых зональным орнаментом из выпуклых валиков, и заимствованной формы скифского
котла с его высоким коническим поддоном [3]. «Чороны представляют собой исключительное достояние материальной культуры якутов. Таких сосудов нет сейчас ни у одного народа», – писал А. Окладников.Возможную схему возникновения чорона приводит В. Ушницкий: «В целом схема образования чорона представляется нам примерно следующей: на ножки-подставки, привнесенные на среднюю Лену тюрками, водружались круглодонные керамические сосуды, издавна существовавшие у палеоазиатов Якутии. Со временем ножки и тулово ритуальных сосудов стали делаться цельными, что отличало их от обыденных горшков. Окончательно оформление чорона произошло, по
всей вероятности, довольно поздно, что нашло отражение в устных народных преданиях об Элляе, которого легенды персонифицируют как изобретателя кумысной посуды. А.Н. Алексеев считает чороны результатом симбиоза аборигенной культуры палеоазиатов (тулово и орнамент чорона) и культуры пришлых тюрков (ножки, ритуально-
культовое предназначение чоронов). В настоящее время чороны имеются только у якутов и являются, по его мнению, своеобразным показателем синтезированного этнического происхождения народа саха»Чорон имеет проем айаҕа, венчик иитэ, шею моонньо, плечи санна бедро өттүгэ ножки атаҕа, поддон түгэҕэ. Бывают самых разных размеров, в высоту до 80 см, в обхвате до 90 см. Ножке придавалась форма изогнутого конуса или вид трех конских ног с копытами. Чороны, употреблявшиеся при священных обрядах, как и прочие виды кумысной посуды, обвязывались белым шнуром, сплетенным из волос конской гривы [4, 240]. Украшается богатым орнаментом. Узоры располагаются в виде ярусов. Ярусов бывает три, семь или девять. У древних якутов эти числа считались священными. Чорон, передаваемый в круг празднующих людей на Ысыахе, символизирует единство народа перед божествами Айыы,
предвещает благополучную жизнь. Ысыах получил свое название от слова ыс ‘кропить, обрызгивать’. «Ысыах – это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха», ˗ пишет этногрф Е. Романова.При толковании слова чороон Э. Пекарский также приводит слова чороҕон и дьороон: «Чороон [от чорой+оон = чороҕон, дьороон]. Деревянная цилиндрическая посуда для кумыса разных размеров, на одной или трех ножках (украшена резьбой); сосуд вроде кубка-братины, кувшин, чаша (чашка), бокал; высокий сосуд с поддоном. Үс атахтаах чороон резной деревянный кубок для питья кумыса на трех ножках, в высоту 12-30 см., окружность в самом широком месте 40-60 см.
Большие чороны.
Чорон имеет несколько разновидностей. Большие по размеру чороны называют
айах
. «АЙАХ I. 1. ‘отверстие, вход, проем’; 2. ‘Ров, устье оврага’; 3. ‘Рот, уста,; 4. ‘прокорм, содержание’. Якутское айах сравнивается с тюрк. аҕыз ‘рот, уста’, при этом возводится к корням: айах к ай, аҕыз к аҕ. Здесь, возможно, чередование тюрк. ҕ с якут. й. Ср. тюрк өг ‘ум, разум’, якут өй с тем же значением; это чередование наблюдается и в других тюрк. языках. АЙАХ II. ‘самый большой кубок для питья кумыса’»
Тойон айах
– самый большой чорон, подаваемый почетным гостям. Это самый почитаемый чорон. На свадьбе отцы брачующихся пьют кумыс из Тойон Айах, благословляют детей, и с этого момента начинаются их родственные
отношения. В XVII-XIX вв. цена одного Тойон айах была 10-15 рублей, тогда как стоимость одной коровы была столько же.
Аар балхах
– предназначенный старцам чорон. Женщины и дети к нему не прикасаются. Все орнаменты до 32 рядов символизируют счастливую, полную чашу жизнь старца-мужчины. «Аар. ср. тюрк. аруу, арыг. Лучший в своем роде. Почтенный, важный. Громадный. Чистый. Священный, божественный (ср. күбэй, мааны, ытык, сүдү, улуу)» [8, 126].
Кэриэн айах
– большой чорон для кругового питья кумыса. Обычно украшен цветочным, растительным орнаментом. Иногда называют просто кэриэн «Кэриэн [от кэрии+н]. 1. Круг, круговой. Кэриэн киһи кэккэтиттэн тэйэн хаалбыт ‘отдалившийся от рядов тесного круга людей’; кэриэн айах ‘круговая кумысная чаша; огромный (1/2 пуда или 1 пуд вместимостью) деревянный бокал’. 2. Деревянная, с резьбой бадья, ведерной или более емкости для кругового питья кумыса» [8, 1052]. Иначе говоря, кэриэн айах – большой чорон для кругового питья кумыса.
Различают также
сиэллээх айах
: «Сиэллээх айах [от сиэл+лээх]. Большой праздничный кубок, ножка которого украшена пучком волос из лошадиной гривы, (при питье берут его обеими руками за ножку), увитый гривой кубок» [9, 2188].
Аар түһүлгэлэри түмэр чороон
– один из крупных чоронов, во время праздников из него может пить кто угодно. По краю проема бывает углубление, отталкивающее нечистые силы. Один из самых щедро украшенных и почитаемых чоронов.
Чороны малых и средних размеров
.
Ымыы чороон
– амулет ребенка, защита души ребенка, который должен родиться у молодых (ымыы – амулет, талисман). Обычно девушка, выходя замуж, оставляет этот чорон из приданого в доме родителей. Чорон хранится в левом углу, где восходит солнце. Его никто не должен трогать. Считается самым красивым чороном. С тремя ножками.
Балхах айах
–
чорон на трех ножках
в виде копыт лошади. Невеста угощает жениха кумысом из такого чорона.
Связано с будущим жениха и невесты, из этого чорона никто не пьет, кроме них, даже родители. С высотою в пять кулаков и шириной в два с половиной кулака, с 5-6 медными подвесками по 4 стороны на шейке в виде сережек. В словаре Э. Пекарского дается два значения этого слова – как повседневной посуды и как чорона: «Балхах 1. Деревянная
выдолбленная посуда, стакан вроде деревянной кружки или стойки. 2. В Дюпсюнском и Борогонском улусах (Якутский округ) небольшой чорон (деревянный кубок) на одной ножке» [8, 356]. В «Кратком толковом словаре» дается одно определение: «Балхах. сущ. уст. Низенький чорон на трех ножках» [1, 27]. Слово балхах произошло, возможно, от образного
глагола баллай (с вариантом балҕай) ‘расплываться вширь, быть широким, пухлым’. «С. Калужинский возводит к якутскому балхай (точнее балҕай) монг. балхайи жиреть, пополнеть бур. Балхай опухать, расплываться» [11,
119].
Бэлкэй
– самый маленький чорон. «Бэлкэй (ср. башк. каз. бэлэкэй маленький, низкий). Самый маленький бокальчик (кубочек) для кумыса» [8, 432]. Очевидно, произошло от образного глагола бэллэй ‘казаться широким, округлым’ или бэлгэй ‘быть широким’.
«
Чорохой
– небольшой кумысный бокал.
Малый треножный кубок
для питья кумыса, сделанный из березового дерева; в наслегах Бахсы и улусах Хаҥалас – то же, что быдыраах (маленькое берестяное лукошко, в коем держат, например, соль)» [10, 3651]. Слово чорохой, по-нашему мнению, образовано от слова чорой путем прибавления аффикса -хой (аффикс уменьшительности в некоторых тюркских языках).
Известен также
Олоҥхоһуту айах тутар чороон
– средний чорон на одной ножке. Когда олонхосут переводит дух, в коротких перерывах между песнями олонхо, слушающий его, с восклицанием ноо! дает ему выпить кумыс из такого чорона. Узор, орнамент этого чорона как бы описывают жизнь олонхосута. Обычно бывает украшена конскими волосами. На ножке есть выступ для подвязывания к поясу или к седлу.
Чорон
– кумысная посуда и
символ изобилия, счастья, богатства.
Существуют выражения дьол чорооно ‘чорон счастья’, алгыстаах чороон ‘благословленный чорон’, толору кымыстаах чороон ‘чорон, наполненный кумысом’, кырылыы кыынньар толору кымыстаах чороон курдук уйгу-быйаҥ олохтонуҥ ‘пусть жизнь ваша будет наполнена изобилием, как наполненный игристым кумысом чорон’, чороон курдук чочуллубут ‘выточенный как чорон’ и др. С чороном связано богатое мифокультурологическое начало якутского народа. Чорон был обязательным предметом в жизни якута с момента его рождения и сопровождала всю жизнь. Ысыах главный праздник якутского народа не обходится без чорона с кумысом.
Интересно, что посуда, похожая на чороны, имеется в других частях света!
Фото из интернет. Член якутской делегации держит глиняный чорон в Мексике.
Вопрос читателям: имеют ли отношение якутские чороны к китайским жертвенным треножникам “дин”? Ваше мнение?
Мои посты о культуре якутского народа:
Путешествие длиною в век. С Британским Музеем.
Гахай жил – по монгольски год Кабана!
Моя страница в Дневниках якт ру.:
https://nikbara.ykt.ru/
Мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб:
https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true
Я в Инстаграме @nb2015p
«Фейсбуке»
https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks
Персональная страница в “Фейсбуке”:
https://www.facebook.com/nikbaramygin/
«Одноклассниках»
https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте»
https://vk.com/nbaramygin
“Твиттер”
https://twitter.com/NBaramygin