Загадочные Айны в музеях Токио и Южно-Сахалинска! - Блоги Якутии
Архив автора

6 лет назад 211

Загадочные Айны в музеях Токио и Южно-Сахалинска!

В этом году мне удалось посетить выставку “Дзёмон: 10000 лет культуры красоты” в Токийском национальном музее и Сахалинский государственный областной краеведческий музей, в экспозициях которых рассказывается о таинственном народе айны!

На фото: постер выставки в Токио.




В Википедии пишут:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4_%D0%94%D0%B7%D1%91%D0%BC%D0%BE%D0%BD


Пери́од Дзёмо́н

(

яп.

縄文時代

дзё:мон-дзидай

, букв. «эпоха верёвочного орнамента») — период

истории айнов

и

японской истории

с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э. Согласно археологической периодизации истории стран Запада период Дзёмон соответствует

мезолиту

и

неолиту

. Особенностями периода является начало использования жителями

Японского архипелага


керамических изделий

, изготовление которых началось ранее 10 000 лет до н. э.

Выставка о культуре Дзёмон проходила в Токийском национальном музее.

В Википедии пишут:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9



Главный корпус 2010 год


Токийский национальный музей

(

яп.

東京国立博物館

То:кё: кокурицу хакубуцукан

) — старейший и крупнейший музей Японии. Находится на территории токийского городского

парка Уэно

. На площади около 100 тысяч квадратных метров расположены пять корпусов — Главный, Восточный, Церемониальный, Хэйсэй и Сокровищ храмов Хорю-дзи. Национальный музей представляет собой гигантский культурный центр.

Еще о музее:

http://www.earth-tour.ru/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti/natsionalnyy-muzey-v-tokio.html

Его по праву считают самым первым музеем на территории Японии. Он был создан еще в 1872 году, когда Япония повернулась в сторону Европы, а императорский двор осознал необходимость создания музея. На площади в 100 тыс. кв. м. расположено несколько зданий, которые были возведены в разные времена.

Здесь представлена огромнейшая коллекция японского искусства от древнейших времен до современности. Все посетители этого музея смогут увидеть уникальные произведения изобразительного и прикладного искусства, этнографические и исторические ценности японской культуры.

Большая часть музейного фонда хранится в центральном здании – Хонкан, однако прежде чем туда направиться, стоит заглянуть в отделы древней истории, в которых хранятся уникальные археологические находки с территории всех стран восточного региона.

Не менее удивительны и экспонаты, представленные в главном здании музея. Древние свитки с вереницей иероглифов, великолепные гравюры, шелковые кимоно с традиционными японскими орнаментами, доспехи и оружие самураев, – все это позволяет в полной мере познать настоящее японское искусство.

Токийский национальный музей – одна из главных достопримечательностей японской столицы.

Об айнах в Википедии:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%BD%D1%8B


А́йны

(от

айн.

アイヌ/ainu,

аину́

, букв.: «человек»,

[3]

«настоящий человек») — народ,

древнейшее население

Японских островов. Некогда айны жили также и на территории

России

в низовьях

Амура

, на юге полуострова

Камчатка

,

Сахалине

и

Курильских островах

. В настоящее время айны остались в основном только в Японии. Численность их в Японии составляет 25 000 (по другим данным 20 000

[4]

), однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 чел

[5]

. В России, по итогам

переписи 2010 года

, было зафиксировано

109 айнов

, из них 94 человека в

Камчатском крае


[2]

.

Айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), австралоидные черты их лица по некоторому ряду признаков были похожи на

европейские

. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь

набедренные повязки

, подобно жителям экваториальных стран.

На Японских островах айны появились около

13 тыс. лет до н. э.


[15]

и создали неолитическую культуру Дзёмон

[16]

. Достоверно не известно, откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова — от

Рюкю

до

Хоккайдо

, а также

южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки

— о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики, например:

Цусима



туйма

— «далекий»,

Фудзи



хуци

— «бабушка» — камуй очага

[17]

,

Цукуба



ту ку па

— «голова двух луков»/«двухлуковая гора»,

Яматай



Я ма та и

— «место, где море рассекает сушу»

[18]

Экспонаты выставки “Дзёмон”. Фотографирование было запрещено…



Скульптура “догу”.



О фигурках “догу” в “Живом Журнале”:

https://mazayka-urza.livejournal.com/37779.html

Догу – Венеры Дзёмона



В полку

большеглазых  неолитических  “инопланетян”

прибыло. Это японские статуэтки Догу, которые из-за своего необычного вида, приверженцами теории палеоконтакта,  приводятся, как доказательство этого самого контакта

На самом деле, не смотря на всю их оригинальность, ничего необычного в них нет. Такие женские статуэтки с символами плодородия были распространены по всей земле в период позднего палеолита и неолита. Да, японцы, со свойственной им уже с каменного века креативностью, придавали своим фигуркам сюрреалистический инопланетный вид, но все-таки подобное явление можно наблюдать и в других частях света.

Это женские статуэтки связанные с высшими силами, возможно богини, призванные охранять плодородие, а так же следить за круговоротом жизни и смерти.

Изготавливались они в период Дземон, так же известный как “эпоха веревочного орнамента”. Это достаточно большой промежуток времени (с 13 000 г. до н.э. по 300 г. до н.э.). Большая часть Догу изготовлена в средний период Дзёмон (4,5 – 3 тысячелетие до н.э.), что так же согласуется с подобными находками  в других частях Евразии.

Центром производства считается Восточная Япония. Самые старые Догу находят в префектуре Миэ.



Подобные Догу “симпатяги” получили известность во всем мире за свой вид, напоминающий инопланетного пришельца в скафандре.  Их называют Заветными Куклами



Большинство из найденных статуэток было намеренно испорчено, их могли использовать в ритуалах исцеления.

Так же замечают, что глаза закрыты, потому они могли использоваться  в похоронных ритуалах. Действительно, Догу часто находят в могильниках. В женских захоронениях чаще, чем в мужских. Иногда они бывают полыми внутри, словно бы сосуды. В Накаясики археологии обнаружили такую Догу с косточками новорожденного ребенка внутри.



Узоры на теле Догу без труда опознаются уже в наше время на одежде народа Айнов, которые некогда населяли Японские острова.

Но, как мне кажется, узоры на теле Догу это  татуировки, а не украшение одежды. А.П.Окладниковым был выделен главный символический элемент у жителей региона – спираль, символизирующая змею. В дземонской керамике выявлен целый ряд предметов с повторяющимся сюжетом: женская головка на затылке, которой извивается змея.

У статуэток имеются ярко выраженные женские половые признаки. Всего различных Догу было обнаружено более 15 тысяч. Высотой от 8 до 40 см.

Каменные фаллосы.



Интересный факт – считается, что население эпохи Дзёмон достигло своего пика в эпоху среднего Дзёмон:

https://raskopkivostok.mirtesen.ru/blog/43306701026/Arheologiya-YAponii

Период Дзёмон разделяется на шесть субпериодов. Их последовательность такова:

————————————————————————————-

Начальный Дзёмон               13,000 – 8000 до н. э.

Древнейший Дзёмон             8000 – 5000 до н. э.

Древний Дзёмон                   5000 – 2500 до н. э.

Средний Дзёмон                   2500 – 1500 до н. э.

Поздний Дзёмон                   1500 – 1000 до н. э.

Финальный Дзёмон               1000 – 300 до н. э.


Средний Дзёмон

Субпериод среднего Дзёмона многими рассматривается как вершина культуры Дзёмон. Именно в это время насчитывается наибольшее число дзёмонских поселений на Японском архипелаге; процветали крупные поселения, такие, как

Sannai


Maruyama

; производилось множество развитых и поистине уникальных типов керамики. Как и почему так процветало дзёмонское население в течение этого субпериода, пока что неясно. Большую часть среднего Дзёмона был климатический оптимум с температурами выше, чем сегодня. Многие ученые рассматривают культуру среднего Дзёмона как прямой или косвенный ответ на климатический оптимум.

И после эпохи среднего Дзёмон население Японских островов резко сократилось…

Делегация Общественной Палаты РС (Я) прилетела в г. Южно-Сахалинск 2 октября. И всей делегацией мы посетили Сахалинский краеведческий музей. Фото из ватсап.



О Сахалинском краеведческом музее.

http://sakhalinmuseum.ru/p_history.php

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

Сахалинский областной краеведческий музей является одним из старейших научно-исследовательских и просветительных учреждений культуры Сахалинской области. За длительный период существования музей прошел трудный путь становления и развития, постепенно он стал играть заметную роль среди гуманитарных научных центров Дальнего Востока.

История музея во многом созвучна политической истории о. Сахалина ХХ века. Основы и традиции музейного дела на острове были заложены более 100 лет назад. Первый сахалинский музей был открыт в посту Александровском в 1896 году. Трудами немногочисленной интеллигенции, администрации сахалинской каторги в первом музее были собраны этнографические, археологические, геологические, ботанические, зоологические и другие коллекции. С первым сахалинским музеем связаны имена известных российских этнографов Л. Я. Штернберга, Б. О. Пилсудского, в те годы ссыльных и каторжан, и других видных деятелей, внесших посильный вклад в изучение природы и населения острова.

Во времена японской оккупации (1905 и 1920–1925 гг.) при невыясненных обстоятельствах были безвозвратно утрачены ценнейшие коллекции по культуре аборигенов, палеонтологические образцы и другие экспонаты первого Сахалинского музея в посту Александровском.

Сейчас о первом сахалинском музее свидетельствуют только фотографии, хранящиеся в разных архивах, и материалы публикаций дореволюционного издания «Сахалинский календарь».

После подписания Портсмутского мирного договора, завершившего русско-японскую войну 1904–1905 годов, Россия уступила Японии юг Сахалина, и музейная деятельность стала вестись на обеих частях острова.

В административном центре советского Северного Сахалина г. Александровске областной музей им. 15-летия Октябрьской революции открылся для посетителей в 1932 году. Он пополнялся новыми коллекциями по истории каторги и этнографии коренных народов. В предвоенные годы в музее работал краевед А. Н. Рыжков, ставший позже известным сахалинским историком.

На Южном Сахалине в японском губернаторстве Карафуто (1905–1945 гг.) также был основан музей. В административном центре г. Тойохара для демонстрации коллекций по естественной истории острова японские власти построили новое здание музея в 1937 году на пожертвования населения. Здание музея губернаторства Карафуто выполнено в традиционном японском архитектурном стиле «тэйкан-дзукури» – «императорской короны». В нем экспонировались коллекции по этнографии коренных жителей Южного Сахалина, по палеонтологии, зоологии, ботанике и т. п. С музеем были связаны имена японских исследователей айноведа Тири Масихо, этнографа Ямамото Тосио, ботаника Сигедзо Сугавара и других. Коллектив публиковал научные сборники, статьи, книги.

После окончания II Мировой войны и освобождения Южного Сахалина и Курильских островов японский музей в г. Тойохара был национализирован. Приказом начальника Южно-Сахалинскогообластного управления по гражданским делам Д. Крюкова от 11 мая 1946 года в здании японского музея был открыт для обозрения Областной краеведческий музей, при этом некоторое время, до репатриации японских граждан, советские и японские сотрудники работали в нем вместе.

В 1947 году была образована Сахалинская область. Начался новый этап развития Сахалинского областного краеведческого музея (СОКМ). В собрании музея осталась храниться небольшая часть национализированных японских коллекций, но без информации. В 1953 году после закрытия Александровского городского музея все имеющиеся там коллекции передали на постоянное хранение в Сахалинский областной краеведческий музей. Таким образом, СОКМ стал преемником и хранителем всех сахалинских коллекций музеев, существовавших прежде в островном крае.

В развитии музейного дела в Сахалинской области приоритетная роль всегда принадлежала краеведческому музею – научному, методическому и организационному центру. Сахалинский областной краеведческий музей явился родоначальником других музеев на территории Сахалинской области. Так, коллекции живописи и графики краеведческого музея стали основой коллекции Сахалинского областного художественного музея, а музей А. П. Чехова в г. Александровске-Сахалинском был создан при активном участии научных сотрудников Сахалинского областного краеведческого музея в начале 1990-х годов.

В середине 1980-х годов начала складываться сеть филиалов СОКМ в районах области. К началу 2000 года было семь филиалов в районных центрах: Охе, Ногликах, Поронайске, Курильске, Александровске-Сахалинском, Холмске, Южно-Курильске. В 2001 году приказом начальника департамента образования, культуры и спорта были упразднены филиалы музея, они обрели статус муниципальных музеев.

В основу деятельности музея положены профессионализм, принципы творческой инициативы, взаимопомощи. Благодаря этому музей за последние 20 лет преумножил свои коллекции более чем в 10 раз, стал крупным научным центром Дальнего Востока не только среди музеев региона, но и среди академических учреждений. Музей выпускает периодические издания и статьи, монографии и буклеты, другую научную продукцию, посвященную сахалинской и курильской тематике. Сахалинский областной краеведческий музей известен во многих странах мира. Научные сотрудники активно участвуют в международных научных проектах, конференциях, симпозиумах и экспедициях.

Музей остается хранителем истории и культуры общества, хранителем первоисточников естественной истории Сахалина и Курил. Хранит свыше 200 тысяч предметов и коллекций по природе, истории и культурному наследию народов Российской Федерации.

К редким коллекциям относятся старинные предметы традиционной культуры сахалинских аборигенов (айнов, уильта (ороков), нивхов) и палеонтологические коллекции.

Вся деятельность музея направлена на расширение знаний о Сахалинской области и доведение их до посетителей, для этого ведется научная работа, комплектование и сохранение музейного собрания.

Ежегодно музей посещают около 70 тысяч жителей и гостей Сахалинской области.

В музее имеется очень подробная экспозиция “Древние культуры и коренные народы”.







































































































Айны – древнейшее коренное население южного Сахалина.

























Коротко об этногенезе айнов:

http://neolitica.ru/article.php?id=213

Хронология айнского этногенеза

Существует хронологический сценарий этногенеза и этнической истории айнов, разработанный американскими исследователями чикагского «The Field Museum» К. и Дж. Бун [27], который я далее кратко изложу с добавлением некоторых других данных. Авторы выделили шесть этапов, этой разбивки можно придерживаться как рабочей версии.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (ок. 50 тыс. – 14.500 л. до н. э.) подразумевает проникновение на архипелаг во время последней ледниковой эпохи групп охотников-собирателей с Азии двумя путями. Один вел через Сахалин на Хоккайдо; оба острова тогда сливались и были длинным полуостровом материка. Другой путь шел из Кореи на Кюсю, Сикоку и Хонсю, представлявших собой единый остров и либо соединенных с Корейским полуостровом, либо отделенных от него мелководьем. Но Хонсю и Хоккайдо оставались разделенными проливом Цугару, который из-за большой глубины представлял в течение большей части антропогена труднопреодолимое препятствие [28]. Поэтому экосистемы двух территорий существенно различались, что дает о себе знать и ныне. Указанный барьер обусловил серьезные различия культур Хонсю и Хоккайдо. Но не исключено, что микролитические орудия, появившиеся около 18 тыс. л. до н. э. и обеспечившие прогресс в добывающих промыслах, были занесены на оба острова хотя и разными путями, но из одной области, включающей Маньчжурию, Приморье и Приамурье. Население Сахалина и Хоккайдо вело охоту на мамонта, медведя, гигантского оленя, рыбную ловлю; аборигены Хонсю-Кюсю-Сикоку промышляли слона, дикого кабана, местный вид оленя, ловили рыбу.

ВТОРОЙ ЭТАП (14.500 – 300 л. до н. э) начинается несколько ранее постледниковья и включает эпоху дзёмон. Существенно, что дзёмон набирает силу на рубеже плейстоцена и голоцена, когда резкое изменение климатических и геолого-географических условий прервало культурные контакты Японии с материком [29]. В это время Японский архипелаг приобрел близкую к современной конфигурацию, так как уровень мирового океана существенно поднялся за счет таяния льдов. Для второго этапа характерно появление керамики, – на сегодняшний день древнейшей в мире. В эпоху дзёмон на островах сосуществовало много мелких обществ, существенно различающимися между собой, но обменивавшихся материальными ценностями и идеями; такой обмен велся и с соседними территориями континента, поскольку уже имелись плавсредства. Итак, с докерамической древности формировалась большая историко-культурная зона (провинция?), в которую вошло не только население Японии, но и не имевшие отношения к дзёмону палеоэтносы Восточной Азии. Но при этом характерно, что до 80 % памятников дзёмона обнаружено на севере Хонсю и на Хоккайдо, что представляет серьезную загадку и указывает на существенно иную этнокультурную картину в южной части архипелага.

Конец ледниковья привел к серьезным экоклиматическим изменениям. На Хоккайдо климат стал теплым и дождливым. Исчезли мамонт и вся так называемая «мамонтовая фауна» ледниковой эпохи, главными объектами охоты оказались медведь и олень, а основным жизнеобеспечивающим занятием стало рыболовство. Оно позволяет жить оседло, что, в свою очередь, дает возможность освоить земледелие, также требующее оседлости. Возможно, в связи с этим на смену временным наземным жилищам приходят землянки. Археологические материалы дзёмона включают декоративные мотивы, сходные с таковыми у современных айнов, в частности, спираль.

ТРЕТИЙ ЭТАП (ок. 300 л. до н. э. – 300 л. н. э) начинается с проникновения через Корею на юг Японии элементов, которые обусловили формирование культуры яёи, – медных и бронзовых изделий и рисосеяния. С I в. н. э. культура яёи постепенно вытесняет дзёмон на юге Хонсю, позднее оказывает сильное воздействие на дзёмон Северного Хонсю и затем начинает влиять на юг Хоккайдо.

Металл и рисоводство в корне изменили стиль жизни протояпонцев. Однако там, где выращивать рис было невозможно и ведущими отраслями оставались охота и ловля рыбы, дзёмон сохранялся и процветал, хотя население все больше зависело от поставок с юга риса, металлоизделий, одежды и тканей, стеклянной и фарфоровой посуды, предметов роскоши. В эпидзёмоне, когда были усвоены многие черты яёи, отмечено появление изображений медведя, свидетельствующих о его религиозном значении, подобном тому, что имеет место у айнов. Это тоже странный момент. Отметим, однако, что нет оснований категорически привязывать «медвежий» религиозный комплекс именно к айнам как его создателям, поскольку этот культ издревле характерен для ряда этносов Приамурья, для «охотской культуры» и даже, для кумасо Южной Японии, поскольку они в древних источниках называются «племенем медведя». Мало того, медведь был тотемом и у древних корейцев. Это обстоятельство выявляет некую загадочную линию, соединяющую южномонголоидных (австронезийских) кумасо с восточноазиатскими корейцами.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП (450 – 700 гг. н. э.) характерен проникновением на Сахалин из Приамурья охотской культуры и распространением ее по побережью Охотского моря, включая Хоккайдо и Курилы. Одним из отличий этого комплекса было разведение свиней в сочетании с морским зверобойным промыслом и рыболовством, другим – развитая морская торговля: торговые пути «охотцев» достигали Хонсю, Китая и Камчатки. Отмечу, что оба эти обстоятельства очень плохо сочетаются с известными по фольклору данными о «коропокгуру» и «тончах»; налицо еще одна загадка.

Предположительно, к миграции из Приморья и Приамурья людей охотской культуры вынудило политическое давление более сильных соседей. Следует учесть, что это была эпоха Великого переселения народов, которое затронуло и Дальний Восток. V в. – время возвышения племен мохэ (сменивших илоу-сушеней), которые создали культуру железа, были известны воинственностью, совершали частые вторжения в земли других племен, представляли постоянную угрозу для Древней Кореи, а в VII в. сформировали могучее государство Бохай. [30]. Япония, особенно север Хонсю и Хоккайдо, а также, возможно, и Сахалин тоже подвергались во второй половине I тыс. н. э. нападениям сушеней, мохэ и бохайцев. Вместе с тем нельзя не заметить, что специфика хозяйственных занятий и ряд характерных этнокультурных черт сближают охотцев с предположительно вытеснившими их с материка илоу-сушенями-мохэ. Очень похоже, что это были просто-напросто избыточные группы названных племен.

Археологические материалы показывают наличие у людей охотской культуры культа медведя характерного типа (связанного с выращиванием зверя в клетке и его ритуальным убиением, а также с мифом о мистическом браке медведя и женщины). С одной стороны, это тоже подрывает тезис о сугубо айнских корнях данной традиции, с другой же – оставляет вероятность ее заимствования охотцами у дзёмонцев Хоккайдо.

ПЯТЫЙ ЭТАП (ок. 700 – 1150 гг. н. э.) – время появления малоизученной, но очень важной (и в самом айнском этногенезе, и для его научного понимания) культуры сатсумон. По представлениям ряда авторов, она непосредственно предшествует культуре исторических айнов, т. е. сатсумонцы их прямые предки. Ареал сатсумона в целом соответствует землям раннеисторических айнов на Хоккайдо и Хонсю. По-видимому, сатсумон формируется на севере Хонсю, окончательно складывается юге Хоккайдо и постепенно распространяется на весь остров, а также на Южные Курилы и юг Сахалина.

Появлению культуры сатсумон предшествовали новые экоклиматические изменения: в V – VII вв. н. э. на севере Тихоокеанского бассейна произошло сильное похолодание. Это нанесло удар по сложившимся на Хоккайдо и в смежных районах Хонсю культурам; в частности, погибла земледельческая культура эсан [31]. В начале VIII в. на регион начинает распространяться японское влияние с юга. Возникшую примерно в это время культуру сатсумон можно рассматривать, с одной стороны, как связанную с дзёмоном и ее продолжательницу, а с другой – как результат воздействия на постдзёмонские коллективы древнеяпонской культуры. На Хонсю сатсумонцы противостояли японцам, а на Хоккайдо сосуществовали с людьми охотской культуры: первые занимали юг, а вторые – север.

Сатсумонцев и древних айнов сближают многие этнокультурные черты, но поставить знак равенства между ними нельзя. У айнов важную роль играли морские промыслы, а сатсумонцы ими не занимались. Для них не был характерен культ медведя, их погребальный обряд и некоторые черты искусства отличаются от айнских. Главный же признак сатсумона – основой жизнеобеспечения были не добывающие промыслы, а развитое подсечное земледелие с возделыванием гречихи, проса, ячменя, гороха, конопли, овощей и плодовых растений. Торговые связи населения были обширными: велся обмен изделий с Хонсю на товары Охотского побережья и Приамурья. Трудно представить, чтобы при этом культура сатсумон не вступала в конкурентные противоречия с охотской культурой. Обе культуры некоторое время сосуществовали, но затем вторая исчезла, и сатсумон в начале II тысячелетия н. э. стал доминировать в регионе.

ШЕСТОЙ ЭТАП (ок. 1200 – примерно 1500 гг.) знаменует появление собственно айнской культуры (древних айнов, исторических айнов – эти термины требуют уточнения) после 500 лет культуры сатсумон. Обстоятельства такого перехода во многом неясны – была ли это плавная культурная эволюция или смена одно культуры другой. Есть ряд загадочных моментов, в том числе касающихся специфического культа медведя: он известен в дзёмоне и у современных айнов, а также у носителей охотской культуры, – но его не было у сатсумонцев и, как полагают японские ученые, у айнов Курил. Странно также, что, живя на острове, в том числе на морском побережье и в тесном соседстве с охотцами, которые были искусными рыболовами и морскими зверобоями, люди сатсумонской культуры морскими промыслами не интересовались.

Мы якуты должны изучать историю наших соседей для того, чтобы понять как выжить в наше неспокойное время постоянных перемен. Умение развивать свою культуру, умело перенимая нужные навыки у более развитых народов, но сохраняя основы собственной культуры – одна из предпосылок выживания и развития народа!

Народ эпохи дзёмон, который жил около 10 тысяч лет в изоляции на японских островах, создал высочайшую культуру, одним из первых в мире освоил гончарное искусство, внес большой вклад в становление японского народа, и стал прародителем народа айну.

Посещение музеев в Токио и Южно-Сахалинске дало мне много пищи для размышлений…

А вы, дорогие читатели, как оцениваете перспективы развития якутского народа? Сможет ли малочисленный этнос с 500 тысяч человек численностью выжить и сохранить свою культуру в эпоху интернета, 4-й промышленной революции?

Мои посты о 4-й промышленной революции:


“Ленские встречи”: Навстречу 4-й промышленной революции


4-я промышленная революция: новые производства в Якутии!

Мои посты о Сахалине:


В Южно-Сахалинске – горный воздух, море, корейская и японская кухня и зимние


Судьба человека. Якуты на Сахалине.


Загадочные Айны в музеях Токио и Южно-Сахалинска!


Форум “Сообщество” в Южно-Сахалинске! Почему люди уезжают с Дальнего Востока?


Заседание Российско – Американского ТихоОкеанского Партнерства (РАТОП)!

Моя страница в Дневниках якт ру.:

https://nikbara.ykt.ru/

Мой канал на Ютуб:

https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true

Я в Инстаграме @nb2015p

«Фейсбуке»

https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

“Твиттер”

https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий