V Международная якутская биеннале BY-18! Священный табун мифических лошадей! - Блоги Якутии
Архив автора

6 лет назад 147

V Международная якутская биеннале BY-18! Священный табун мифических лошадей!

Известный российский ланд-арт художник Николай Полисский в рамках 5-го Международного якутского биеннале современного искусства BY-2018 создал композицию “Священный табун мифических лошадей”!

Дайджест прессы о биеннале, фото и видео “табуна”.




Старт биеннале был дан в апреле 2018 года:

https://xn--j1aaude4e.xn--p1ai/press-tsentr/news/?ELEMENT_ID=62785

05.04.2018 738

Культура


В Якутске стартовала V Международная якутская биеннале современного искусства BY-18

4 апреля в Национальном художественном музее РС(Я) состоялась пресс-конференция, посвященная V Международной якутской биеннале современного искусства «BY-18».

Пресс-конференция официально дала старт Биеннале. В ней приняли участие первый заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) Владислав Валерьевич Левочкин, генеральный директор НХМ РС(Я), комиссар биеннале Ася Львовна Габышева, главный архитектор города Якутска Ирина Дмитриевна Алексеева, куратор V Международной якутской биеннале современного искусства «BY-18», основатель творческого объединения «Артмоссфера» Сабина Чагина (г. Москва, видеообращение), директор по развитию ГК “СИНЕТ” Егор Федоров. Организаторы поделились информацией о концепции биеннале, новых технологиях, используемых в сфере искусства, о планируемых для проведения биеннале городских площадках, участниках и приглашенных художниках. Рассказали об отражении главной темы биеннале в арт-объектах.

V Международная якутская биеннале современного искусства BY-18 состоится в июне 2018 г. в г. Якутске. Тема биеннале «City-M» (от якутского «ситим») в данном контексте трактуется, как союз, объединяющий Город и Музей, а также творческие ресурсы ведущих зарубежных и российских художников на якутской платформе. В рамках биеннале состоятся образовательные программы: мастер-классы, публичные лекции, творческие встречи, инклюзивные занятия и т.д. В июле 2017 г. при поддержке ОА «Город Якутск» и творческого объединения «Артмоссфера» (г. Москва) состоялся I этап биеннале Творческий цех №1, в результате которого в городе Якутске появились стрит-арт объекты, воплощенные художниками с мировым именем – Агустино Якурчи (Италия) и Евгением Желваковым (Россия) на улицах Ломоносова, 29/1 («Якутский сосуд Чорон») и ул. Лермонтова, 58/2 («Северянка»).



Агустино Якурчи. Якутский сосуд Чорон. 2017



Евгений Желваков. Северянка. 2017

Национальный художественный музей выиграл Президентский грант!

https://news.ykt.ru/article/73281

НХМ выиграл грант в 6,5 млн рублей на проведение биеннале

НХМ выиграл грант в 6,5 млн рублей на проведение биеннале

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) выиграл грант президента РФ на проведение V Международной якутской биеннале современного искусства. Сумма составила 6,5 млн рублей.

В сообщении фонда указано, что из 9175 претендентов поддержку получил 1551 проект. Спонсором биеннале также стал врио главы Якутии Айсен Николаев, который ранее, являясь мэром Якутска, пожертвовал 300 тысяч рублей для создания арт-объекта. По словам организаторов, главная задача биеннале — развитие культуры и искусства в республике.

«Биеннале позиционируется как масштабный выставочный проект современного и актуального искусства России и зарубежья на якутской платформе. Он направлен на создание арт-объектов в условиях городской среды. Тема биеннале этого года — “City-M”, это значит, что город (City) объединяется с музеем (М)», — отмечают в Национальном художественном музее Якутии.

22 июня состоялось открытие биеннале!

В Якутске открылся фестиваль современных художников


В Якутске открылся фестиваль современных художников

Креативные площадки размещены по всему городу до конца августа


Вероника Аммосова

23.06.2018 09:30

211


Биеннале современного искусства  BY-18 — фестиваль молодежной культуры, состоящий из встреч с творческими людьми, мастер-классов и выставок. Главная цель мероприятия – выведение искусства в общественное пространство.

На Комсомольской площади работали креативные площадки – можно было смастерить амулет из дерева, раскрасить плакат, изображающий город с высоты, потанцевать на флэшмобах или сфотографироваться у экспонатов. Площадка названа «Box Park Arena».

В Якутске открылся фестиваль современных художников

На биеннале приехали искусствоведы из Франции — супруги

Элуа Фэрия

и

Франсуаза Винсент Фэрия

. На первых фестивалях они выступали в качестве комиссаров.

«Чувствуем, что в Якутии есть потенциал и желание развивать современное искусство. Это большая работа, которая делается не за один день. Наше желание – развитие современного искусства в Якутии»

, — рассказали они ЯСИА. На биеннале супруги выступают в качестве преподавателей и свободных художников.

В Якутске открылся фестиваль современных художников

Куратором на BY-2018 стала эксперт в области уличного искусства Сабина Чагина из Москвы.

«Призываю местных художников принять активное участие в создании новых арт-объектов. Лучше вас в якутской культуре не разбирается никто»

, — сказала она.

В Якутске открылся фестиваль современных художников

Комиссаром и одним из главных организаторов события стала директор Национального художественного музея РС (Я)

Ася Габышева

. Она отметила, что биеннале будут проводиться и впредь.

V Международная якутская биеннале современного искусства BY-18 продлится до конца августа этого года. Тема V Биеннале — «City-M», что объясняется организаторами как союз города и музея. Интересно, что «ситим» с якутского переводится как «связь».

Обсуждение биеннале:

http://yakutia.info/article/184557

V Биеннале – «City-M»: прогрессивный паблик-арт Якутск

V Биеннале - «City-M»:  прогрессивный паблик-арт Якутск

Текст: Иван БАРКОВ

Фото: Автора, из интернета


YAKUTIA.INFO.

Перспективы развития паблик-арта в современном искусстве обсудили в НХМ в рамках проведения в  Якутске V Биеннале. Как это уже давно стало известным, формат нынешнего смотра предполагает в первую очередь обращение художников, как приглашенных, так и местных, к общественным пространствам. И соответственно, создание в них различных арт-объектов – будь то граффити или различные архитектурные композиции – паблик арт-объекты и скульптура.

Приглашенные эксперты, среди которых, куратор биеннале

Сабина Чагина

и

Юлия Василенко,

в частности, высоко оценили то, как Якутск стремится преобразовать городские пространства. И в этом смысле, по их мнению город , несомненно, очень прогрессивен в сравнении со многими другими центрами России.



В частности, высоко оценили то, как город стремится преобразовать городские пространства и в этом смысле, по их мнению, несомненно, очень прогрессивен в сравнении со многими другими центрами России.

«Чем больше архитектурных памятников, тем мы понимаем, что живем в городе, который представляет собой такой живой организм, отражающий то время, в котором мы живем. И я надеюсь, что жители города откликнутся на наш призыв к искусству. А ведь миссия искусство открывает какие то глубокие моменты и знания и теперь, чтобы увидеть искусство не нужно идти в музей, а искусство выходит к людям».

Юлия Василенко добавляет, что паблик арт-объекты могут вдохновлять людей, в частности, еще на то, чтобы как раз идти в музей. А саму биеннале видит как раз  в постоянном диалоге между музеем и общественными пространствами.



Главный архитектор города

Ирина Алексеева

отметила, что было бы неплохо вынести проекты по созданию арт-объектов на республиканский уровень и создавать их не только в Якутске, но и в других населенных пунктах Якутии, поскольку такие заявки, по ее словам,  уже есть. И это биеннале как раз, по ее мнению, может способствовать этому движению. «Я считаю, что одна из главных  миссий современного искусства в том, чтобы оживлять территорию наших «городов» и совместными усилиями мы сможем это сделать»- отмечает она.



Среди приглашенных художников в Якутске будут работать известные мастера паблик-арта

Николай Полисский

и

Окуда Сан Мигель

. Вместе с другими художниками они создадут на разных городских площадках свои работы. А один из известных российских стрит-артистов

Андрей Адно

, приглашенный на этот смотр, уже преступил к росписи одной из стен креативного кластера «Компас». А вообще он также отмечает, насколько Якутск находиться на пульсе развития городского искусства.

«То, что происходит в Якутске я бы назвал феноменальным. В моем родном Калининграде, например, ничего подобного нет. Очень сложно достучаться до властей, чтобы сделать что-то. А здесь, на мой взгляд, все условия созданы и таких городов в России единицы» – говорит художник.

Помимо собственно стрит-арта, в рамках биеннале в НХМ откроется выставка сербской художницы

Стефании Велькович

, работы которой посвящены нестандартной теме женских волос. Также  во время проведения биеннале пройдут различные мастер классы и творческие лаборатории. А одной из главных ее площадок станет территория «Box park arena» на Комсомольской площади.

Работа Андрея Адно

Работа Николая Полисского

Очень много споров вызвала картина Андрея Адно:

Новый арт-объект появился в Якутске


Новый арт-объект появился в Якутске

Не нравится? Тоже хорошо, главное – эмоции, – говорит художник


Ольга Старостина

23.06.2018 10:30

294


На улицах города Якутска появился еще один арт-объект. Автор — художник и дизайнер Андрей Адно, работы которого украшают стены Нью-Йорка, Парижа, Амстердама.

Работа художника украсила стену креативного кластера «Компас» по улице Лермонтова. Мурал (живопись на зданиях) стал первым арт-объектом


пятого Международного якутского биеннале современного искусства BY-18


, всего их будет восемь  в разных округах столицы.

«Мы отобрали те площадки, на которых жители города и предприниматели инициировали обустройство общественных пространств. Задача искусства — оживить их»

, — рассказала главный архитектор Якутска

Ирина Алексеева

.

Она также добавила, что  сегодня в Якутск приехал еще один известный художник

Николай Полисский.

Вместе с жителями города он выберет место, где появится следующий объект.


Новый арт-объект появился в Якутске

Дизайнера в Якутске удивило многое, например, сваи, на которых стоят большинство домов в городе:

«Почему вы их закрываете? Их надо открыть, раскрасить и подсветить. Тогда Якутск можно было бы назвать городом летающих домов. С пространством надо работать. Такого нет в других городах, это интересно и привлекло бы массу туристов».

Добавим, что работа Андрея Адно — не первый мурал, появившийся в столице. Композиции «Чорон» и «Северянка «участников прошлых биеннале  художников

Евгения Желвакова

и

Агостино Якурчи

по сей день украшают стены домов Якутска.

О молодом художнике на сайте:

http://www.vltramarine.ru/mag/graffiti/artists/363

Диагноз: «артоголизм»


Adno

«Я не хочу найти свой стиль. Хочу пребывать все время в поиске, делая и пробуя что-то новое», — говорит граффити-художник и дизайнер из Калининграда Андрей Адно.

Андрей Адно (

Adno

) родился в 1986-м году и сейчас живет в Калининграде. Годом начала его граффити-карьеры можно считать 2004-й, когда он переехал учиться в Пензу. «Был огромный интерес и желание начать в 1998-м, но по разным причинам рисовать на стенах не представлялось возможным», — рассказывает Андрей.

Alone


Работа Адно в Москве, 2012 г. Фото: ©

Адно


Фото со страницы Адно на

Facebook

Родители Адно — профессиональные парашютисты. «Гражданская авиация тоже, конечно, творческая профессия, но с искусством не связана, — шутит по этому поводу Адно. — Хотя я очень рад, что провел половину детства на аэродроме и в диспетчерской, помогая отцу нажимать важные, как я думал, кнопки, чтобы сажать самолеты», — добавляет он. Андрей учился на отделении графического дизайна в

Пензенском художественном училище имени К.А. Савицкого

— одном из старейших художественных учебных заведений в России. «В то время меня больше всего  привлекала сильная академическая школа», — поясняет он свой выбор.

Alone


Москва, 2013 г. Фото: ©

Адно

«По большому счету мне нравятся те, кто балансирует на грани граффити и общепринятого искусства».

Адно говорит, что граффити никогда не было его основным источником вдохновения. В своих работах он использует багаж знаний, приобретенный во время учебы. Ему близка старая школа графического дизайна, советский плакат и другое наследие социалистического прошлого. Также он говорит, что ему нравятся работы

Густава Климта

,

Альфонса Мухи

,

Николая Фешина

и

Николая Рериха

.

Я тоже сфотографировал картину, гондонов не увидел… Правда и лицо увидеть достаточно сложно…



О восприятии современного искусства:

http://sakhaday.ru/news/organizatory-biennale-prizvali-nedovolnyh-kartinoj-adno-ne-tratit-svoi-sily-na-yad/

Куратор биеннале

Сабина Чагина

опубликовала открытое заявление по поводу работы Андрея Адно в Якутске:

Нас с Юлей Василенко пригласили курировать 5-ю Якутскую биеннале современного искусства, которая в этом году выходит из музея в город и реализуется в формате паблик арт программы. Во-первых, я повторюсь, что мы этому очень рады и благодарны администрации города за доверие нашему опыту.

После создания первой работы в рамках биеннале — авторства Андрея Адно, жители города стали негативно высказываться о ней в социальных сетях и СМИ, вот несколько цитат: «что это за презервативы нарисованы?!», «это не искусство, а пидарастия», «почему работу нарисовали на бывшей церкви?», «здание напоминает рассеянную даму, которая подвела одну бровь, и вышла на люди», «местные заказчики действовали в традициях советского дизайна». У нас назрела потребность высказаться по этому поводу, ведь мы хотим сделать Якутск лучше и ярче, привнести искусство в город. Это не первый мурал, созданный под нашим кураторством в Якутске — в прошлом году в городе появились работы итальянца Агостино Якурчи и москвича Жени Желвакова, но они, в отличие от новой работы, были не абстрактными, а фигуративными, то есть, более понятными рядовому жителю, и не вызвали столь бурной реакции.

Наша работа — создавать искусство в общественном пространстве, исходя из опыта могу сказать, что подобный негатив (сложно назвать его конструктивной критикой) не сопровождает разве что «няшные», «позитивные» и совершенно оформительские, а от того бездарные по своему существу работы — нечто понятное каждому, вроде оформления веранды в детском саду, с правильной перспективой и читаемыми персонажами. Но такое «искусство» не стремиться дать человеку нечто большее и мало чем отличается от дизайна. Современное искусство работает не так, ведь его цель — вызвать у жителей живую реакцию, заинтересовать, побудить к размышлению, а порой и спровоцировать. Бурная реакция отвечает самой сути современного искусства, паблик арт программа не должна проходить для города незаметно, это своеобразная «прививка» современным искусством.

Мы также отдаем себе отчет в печальном факте, что знание большинства россиян об искусстве замерло где-то на понятных образах соцреализма, максимум — на авангарде, который по инерции считается чем-то крамольным, но это если повезет. Мы с пониманием относимся к тому, что у комментаторов, возможно, недостаточно инструментов для того, чтобы интерпретировать полуабстрактное изображение, которым, по сути, является работа Андрея Адно. Друзья, но ведь это еще один повод расширять свои представления об искусстве, а не вслед за Никитой Хрущевым называть все абстрактное и непонятное «пидарастией» как в 1962 году на выставке авангардистов, ведь со времен этого позорного прецедента минуло уже полвека!

Дорогие, якутяне! Нет там никакого презерватива! Художник изобразил лицо, которое прячется в абстракции, в своей оригинальной манере, за которую его и любят во всем мире. С «заказом местной администрации», как пишет Sakha News, это никак не связано, в творческую затею художника никто не вмешивался. Отвечая на другую претензию скажу, что ничего общего с совковым дизайном мурал не имеет, и художник, напротив, с большим вниманием поработал с контекстом, точно вписав изображение в нелинейную архитектуру фасада, обыграв его элементы, поработал с цветом. То, что вы с непривычки считаете отсутствием цельности, называется абстракцией и композиционной игрой.

Далее, хочется ответить на претензию по поводу якобы «осквернения» священного места: Новоапостольская церковь начала строиться в Якутске в 1996 году, это новострой, а не религиозный памятник или памятник архитектуры. После того, как религиозные деятели добровольно покинули свое пристанище, в здании был организован творческий кластер, для обозначения которого на карте города трудно придумать что-то более уместное, чем стрит-арт. Кстати, до этого в здании «церкви» планировалось разместить торговый центр, интересно, каково было бы мнение общественности на этот счет. Еще одна претензия заключалась в том, что на создание мурала была потрачена часть президентского гранта, который так не дает покоя некоторым критиканам: так вот, замечу, что Андрей приехал на конференцию, и совершенно бесплатно сделал эту работу для Якутска и Биеннале, поскольку он страстно увлеченный своим делом художник.

На самом деле, мое заявление это не попытка оправдать взгляд художника, так как искусство не нуждается в оправдании. Я лишь хочу донести до вас, что легко восторгаться искусством по привычке, воспринимая его только в качестве образов прекрасного, но такое искусство не позволяет совершить смысловой работы, а значит, бесполезно. Искусство далеко не равноценно «украшательству» быта, оно пробуждает воображение и сознание, меняет среду вокруг, учит смотреть на привычные вещи с разных сторон, анализировать, принимать новое и «иное», двигаться навстречу переменам.

Я призываю всех жителей и активистов города обратить негатив в конструктив, мобилизовать силы и начать принимать активное участие в работе Биеннале: вы по-прежнему можете прислать нам свои творческие проекты и сообщить о локациях, которые по вашему мнению нуждаются в творческом переосмыслении и преображении. Сделать это можно на сайте

http://yakutiabiennale.org/

К сожалению, пока мы получили только 10 заявок от местного сообщества. Мы открыты! Не тратьте свои силы на яд, это не лучшее средство для самоутверждения.

Мне было очень приятно, что в

биеннале

приняла участие

Софья Шилова,

коллега по “Алмазэргиэнбанку”:

http://www.dnevniki.ykt.ru/sakhamuseum/1112408


Открытие арт-объекта «Хомус» Софьи Шиловой

7 сентября 2018 г., 17:21 821

Сегодня в 14:00 в рамках V Международной якутской биеннале современного искусства состоялось торжественное открытие арт-объекта молодого художника Софьи Шиловой. Художник поблагодарил всех, кто поддерживал ее во время работы над созданием арт-объекта – волонтеров Ксению Романову, Айталину Черноградскую, Татьяну Романову, Алибека Молорова, а также директора компании «Бигэ», Андрея Неустроева, за предоставление лакокрасочных материалов.

Об идее создания арт-объекта и о том, как строился процесс, мы поговорили с художником.



Как к вам пришла идея создать такой арт-объект?

Я узнала о биеннале от своей подруги-дизайнера и подумала: «Почему бы и не поучаствовать?». Оставалось буквально три дня до окончания приема заявок на участие – у меня оставалось очень мало времени, чтобы придумать проект и собрать нужные документы. Я сразу представляла, что это будет округ, в котором я живу – Гагаринский. Также я понимала, что для Гагаринского округа необходима тема космоса, для Якутска важен национальный колорит, для меня – любовь к природе и музыке. Так и получился проект «Хомус», соединяющий в себе все три составляющие.



Чем обусловлена сюжетная линия вашей работы и как пришла идея обратиться к национальному инструменту?

Хомус – это древний музыкальный варган и помимо того, что он является нашим национальным инструментом, сам по себе он невероятно необычен. Его звуки глубоки и близки к чему-то сакральному, тайному. Так, собственно и появилась история: жила-была девушка, и был у нее дар – исцелять больных людей и зверей с помощью чарующего хомуса. Ночью, когда ее никто не видит, она исполняет волшебную мелодию и все, кто слышит эти звуки, обретают гармонию, успокоение и чудесным образом исцеляются. От ее виртуозной игры пробуждается и природа: распускаются цветы, вырастают деревья. Звери и птицы слетаются на завораживающий мотив.



По вашему мнению актуальна ли для 2018 года тема биеннале – союз города и музея?

Нынешняя биеннале очень актуальна на сегодняшний день – благодаря ему искусство вышло в город и это замечательно. Большее количество людей сможет посмотреть, оценить и просто насладиться работами художников. Ведь у искусства непростая и очень важная миссия, кроящаяся в развитии человека и формировании моральных ценностей. Если этот союз будет постоянным, наш город преобразится, станет ярче и красивее – от этого люди станут добрее. Там где красиво и уютно, человеческая рука даже не поднимется бросить мусор, не захочется хамить окружающим.



Как вы считаете, какова роль художника сейчас?

Я думаю, эта роль очень даже ответственная и состоит в том, чтобы нести светлое и доброе людям.


Николай Полисский

– человек оригинальной судьбы, в молодости участвовал в движении “митьков”, и сейчас занимается ланд-артом. В Википедии пишут:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


Никола́й Влади́мирович Поли́сский

(

Дядя Коля

; р. 5 января 1957,

Москва

) —

советский


художник

,

российский


современный художник

,

скульптор

,

живописец

,

педагог

. До

2000 года

занимался преимущественно

пейзажной


живописью

. Единственный

московский

участник начального состава

ленинградской

арт-группы «

Митьки

». Полностью отойдя в

1997 году

от «Митьков», в

2000 году

в возрасте 43 лет начал заниматься

ленд-артом

, став самым известным представителем этого жанра в

России

. Некоторые из работ Полисского можно отнести к

паблик-арту

,

инсталляциям

и

скульптуре

. Значительная часть ленд-артовских и других проектов сделана Полисским в деревне

Никола-Ленивец


Калужской области

совместно с созданными им

Никола-Ленивецкими промыслами

и находится (или находилась до уничтожения) на территории

парка «Никола-Ленивец»

. Основатель фестиваля «

Архстояние

», от которого впоследствии дистанцировался.

Биография

Николай Полисский родился

5 января


1957 года

в

Москве

в семье профессионального

военного

. Школьные летние каникулы проводил в

Завидове


[1]

. После окончания школы три года подряд пытался поступить в

Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское)

, «но попасть в Строгановку в те времена было нереально», поэтому в

1977 году

поступил в

Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной

(«Муху»).

[2]

В

1982 году

окончил факультет керамики Училища имени В. И. Мухиной, где учился в одной группе с

Александром Флоренским

, одним из будущих основателей

«Митьков»

.

[1]

Там же познакомился с другим будущим основателем «Митьков» —

Дмитрием Шагиным

, по уменьшительному имени которого была названа вся арт-группа.

[2]

В

1985 году

Полисский стал первым и единственным

московским

участником начального состава

ленинградских

«Митьков».

[2]

Вторым московским «митьком» чуть позже стал

Константин Батынков

, после чего появилась «московская фракция» «Митьков».

[3]

Я был главой московской фракции. Знаете — Минин, Пожарский, Полисский, Батынков… Когда мы, москвичи, появились, питерские митьки решили, что нужно занять оборону. У них были большие планы относительно утверждения собственного величия. Митьки, конечно, не собирались победить весь мир, но очень рассчитывали, что именно так и произойдет. Поэтому им всё время нужно было быть в Москве. Мы, в свою очередь, пытались устроить революцию, Митьку [Шагина] превратить в английскую королеву и захватить власть.

[3]

Вид на

Угру

из окна дома Николая Полисского в

Никола-Ленивце

(2012). На среднем плане — «стадо» деревянных оленей, ранее вошедших в инсталляции Полисского

«Охотничьи трофеи»

(2010) и

«Святилище Никола-Ленивец»

(2011)

В

1989 году

после возвращения с выставки «Митьки в Париже» по приглашению

Василия Щетинина

стал приезжать в деревню

Никола-Ленивец

в

Калужской области

, где в

1994 году

построил собственный дом.

[2]

В

1997 году

московская фракция «Митьков» при кураторстве

Марата Гельмана

провела на Манежной площади в Москве новогоднюю акцию «Митьковская ёлочка». Петербургские «митьки» в это время жили напротив

Манежной площади

в гостинице

«Москва»

и, решив, что москвичи «зарвались», прислали директору «Митьков» Сергею Лобанову

«чёрную метку»

— сообщили ему, что он уволен и больше не имеет права называться «митьком». «В этот момент, — вспоминал позже Полисский, — я сказал: „Всё, ребята“».

[3]

Полисский полностью отошёл от «Митьков», продолжая после этого заниматься пейзажной живописью, и спустя несколько лет дал «Митькам» нелицеприятную оценку:

Неужели о митьках помнят? Митьки — это весёлая пьяная юность, я о ней не жалею. Но, конечно, сейчас говорить о митьках можно только в историческом контексте. <…> Я счастлив, что Митя [Шагин] не поддался на мои притязания править митьками по типу серого кардинала. Не согласился на роль английской королевы. Я ему очень благодарен, что занялся собственной жизнью. А Митька сейчас — единственный профессиональный пенсионер митьковского движения, который пользуется благами от митьковства. Митьки ведь обезличенные — знамениты только Шагин и

Шинкарёв

. Что от митьков осталось? Кое-какая графика Голубева да литературные произведения Володи Шинкарёва. Легенда осталась. Но материального подтверждения нету. Искусства митьки не создали. <…> Кто такой митёк? Дурашливый раздолбай. Митёк — это герой 1980—1990-х. У Володи Шинкарёва было всё сказано: «На красный террор ответим белой горячкой».

[3]

В конце

1990-х

годов Полисский пережил тяжёлый творческий кризис, который к концу

1999 года

обернулся переходом художника в новое качество:

Я вдруг понял, что превращаюсь в какое-то животное, вечно пережёвывающее краску. Вроде всё было хорошо: мои картины продавались, я преподавал в

Московском технологическом институте лёгкой промышленности

, но при этом чувствовал, что прочно упираюсь головой в потолок. Я видел, что есть другое искусство, но не знал, как в него войти. Идея пришла, когда я ехал на машине в Нижний Новгород. Как раз выпало очень много снега, и я почему-то задумался о том, как много снеговиков можно из него слепить. И вдруг понял, что это не просто мысль. Это проект.

[2]

Резкое изменение жизнедеятельности имело семейный и социальный аспект:

Дома поначалу женщины рыдали, дети плакали: «Папа сошёл с ума!» Ведь я оставил престижное занятие живописью и занялся чем-то очень странным, чего никто у нас не делал…

[4]

На выставке

«Арт-Манеж»


2002 года

Полисский, на время вернувшийся к живописи, сделал инсталляцию в виде пирамиды, повторяющей очертания

«Сенной башни»

, из собственных новых картин.

[5]

В июле

2011 года

вёл переговоры с

екатеринбургским

заводом «Вторчермет» об одном или нескольких объектах из металлолома в Екатеринбурге в рамках III фестиваля парковой скульптуры (

17



31 августа


2011 года

).

[4]

Никаких публичных сообщений об участии Полисского в екатеринбургском фестивале или объектах художника в Екатеринбурге после этого не было.

В интервью

2010 года

журналу

«Артхроника»

пятидесятитрёхлетний Полисский подвёл предварительные итоги своей жизни и сказал о предстоящей старости:

Я же художник XXI века, с 2000 года веду своё летоисчисление. Я идеалист. Хотя по прошествии времени мне предъявляют претензии, что я слишком всё рационально выстроил. Но я никогда не выстраивал ни свою жизнь, ни карьеру. Конечно, нужно свою жизнь придумать так, чтобы гармонично получилось со старостью и с деньгами. <…> Я думаю, что [старости] особо не будет. Есть всё-таки такой план — упасть стоя. Я не мыслю себя в забвении, дряхлости, просто не хватит времени. На старость я пока не выделяю никаких ресурсов.

[3]

Успешность Полисского-художника лэнд-арта, как правило, заставляет задумываться о том, что представлял собой Полисский-живописец до

2000 года

— тем более что сам Полисский не любит об этом вспоминать. Типичный пассаж обычного, вполне расположенного к Полисскому, журналиста из корпоративного журнала выглядит так:

Николай Полисский до недавнего времени был обычным художником. Не очень успешным, надо полагать.

[6]

Полисский и местные жители

Уже в самом начале своих лэнд-артовских проектов Полисский начал сотрудничать с местными жителями. Сам масштаб этих работ (сотни снеговиков, тонны сена, десятки кубометров дров), в отличие от традиционной живописи, не позволял работать в одиночестве. Естественным было работать с жителями окрестных деревень, а не привлекать гастарбайтеров.

Началось всё со

снеговиков

, когда зимой мы с друзьями-художниками и деревенскими вылепили на склоне Угры больше сотни снеговиков. В самом начале у местных было некоторое недоумение — зачем всё это? Но сама тема — игровая, традиционная, детская — снимала этот вопрос. Все восприняли это как весёлую зимнюю игру и с большим удовольствием приходили лепить. И даже получали некоторое вознаграждение — художники ведь тоже получают какие-то гонорары. На проекте со снеговиками всё и определилось: и взаимопонимание, и взаимоотношения, и команда помощников-конструкторов. А на строительство сенной башни приезжали уже волонтёры, группы человек по тридцать, которые бесплатно два раза в неделю помогали нам укладывать сено. Всем было очень весело — работала в основном молодёжь — все как-то радостно отмечали, как день ото дня растёт башня. Эстетический момент в работе был очень важным.

[7]

Творчество

Лэнд-арт, паблик-арт и инсталляции скульптур из природных материалов


«Маяк на Угре»

(2004) в

Парке «Никола-Ленивец»

Всё пошло от естественного материала, всё началось <…> со снеговиков. Снег — бесплатный материал. И его много. И из него так и хотелось что-то сделать. А потом снег растаял, и появилась трава. Захотелось что-то сделать из травы, из сена (другое дело, что его пришлось потом прикупить). Затем подумал о другом природном материале — о дереве… <…> Основа проектов — материал. Мне нравится, что критики и искусствоведы находят в этих работах какие-то вторичные и третичные смыслы. Это подтверждает правильность изначального замысла.

[7]

В этой сфере образование у меня не было систематическим. Что-то, конечно, видел, что-то слышал. Но ведь что-то и откладывается в подкорке. Я перед собой не ставил задачи — займусь-ка лэнд-артом. Просто я всегда любил природу и как живописец до безумия писал разные пейзажи. А потом подумал: а не начать ли работать в самом этом пространстве и с элементами этого пространства? Оказалось, это возможно.

[7]


«Границы империи»

(2007) в

Парке «Никола-Ленивец»


«Пермские ворота»

(2011) в

Перми

Интервью с Николаем Полисским на сайте НХМ:

http://sakhamuseum.ru/news/interv-yu-s-nikolayem-polisskim-khudozhnik-eto-initsiator-yavleniy-ili-iskusstvo-prikhodit-k-lyudyam


Каковы ваши впечатлениями от национального праздника народа Саха?

Мне всегда нравится, когда народ собирается в одном месте и празднует важные для народа темы – это всегда актуально, так как основано на традициях и на желании людей в этом участвовать. Это ведь не власть инициирует, а сами люди. Было видно, что они соответственно одеваются, что они участвуют всей душой. Чувствуется, что здесь есть духовные корни. Мне всегда нравится живой процесс – чтобы это было не протокольно, отчитались, плюнули и забыли, а чтобы душа человеческая откликалась. Это всегда ощутимо людьми, особенно приезжающими в гости – вот это настоящее! Я люблю народную инициативу, когда люди сами что-то хотят. Не им что-то приказывают делать, а они сами это инициируют и власть начинает их поддерживать, потому что уже не может не реагировать на эту инициативу. Мне кажется, такого должно быть больше, особенно в нашей стране. Потому важно показывать примеры таких инициатив.


Во всех ваших работах присутствует нарратив, вдохновленный историей и культурой места, но также не отвергающий современные настроения и настоящее. Как появилась ваша идея для арт-объекта во Владимировке?

Мне много рассказывали о якутских лошадях на Ысыахе: лошадь это тотемное животное, она в духовном и в материальном отношении играет одну из ключевых ролей для народа Саха. Мы принялись искать место, а делали мы это долго, так как всё казалось мелковатым и чрезмерно обрывочным для вашей большой земли. Затем мы приехали во Владимировку, и я понял, что вот оно – главное место. Я спрашивал местных людей, ведь я ничего об этом месте не знаю, и в конце концов они привели меня в это место, которое стало главным. Впервые приехав сюда, я увидел какой-то совершенно космический для меня пейзаж. Сначала я подумал, что можно тут сделать какие-то летающие тарелки. Я не придумал идею на месте, мне потребовалось некоторое время. Когда я приехал в Москву, у меня все мысли собрались воедино, и я понял, что это должен быть такой мифический, не лишенный футуристского взгляда, мистический табун. Мне хотелось совместить традиции и ощущение захватываемости духа. Это даёт нам погружение в бесконечно космические историю, величественность и будущее. На сочетании всего этого и возникла моя идея. Я сделал эскиз и прислал, местные люди поддержали идею, теперь осталось её притворить в жизнь. Сделать это можете только вы, люди, которые здесь живут. Я вам только чуть-чуть помогаю исходя из своего жизненного опыта, но всё главное должно исходить от вас, вся энергия. Это искусство должно быть сделано людьми и для самих людей. Это и есть мой творческий почерк.

Торжественное открытие прошло 8 сентября 2018 г.

http://sakhamuseum.ru/news/otkrytiye-lend-art-prirodnogo-ob-yekta-svyashchennyy-tabun-mificheskikh-loshadey



В течение двадцати лет Николай Полисский, уделяя кропотливое внимание к окружающей среде и ландшафту, создает масштабные ленд-арт объекты из экологичных материалов – снега, дерева, сена, лозы. Главная идейно-художественная особенность авторского стиля московского художника заключается в применении в своих работах образов и идей, близких к культуре и традициям местного населения.В созвучии с предыдущими проектами, «Священный табун мифических лошадей» создавался в тесном взаимодействии с местными жителями. Всего в художественном процессе участвовало более 360 человек.

В своем новом ленд-арт объекте Николай Полисский обратился к центральному образу мировоззрения народа Саха, к уникальному и выносливому спутнику человека – лошади. Во многих культурах мира лошадь запечатлена в наскальных рисунках древних людей, являясь одним из первых объектов изобразительного искусства. Сакральное значение этого животного небесного происхождения закреплено в традиционных верованиях и в устном народном творчестве народа Саха. В героическом эпосе Олонхо лошадь выступает в качестве бессменного верного советника, друга богатырей и прообраза верховного божества Күн Дьөһөгөй Айыы. Разгребая снег копытами в холодном климате, якутская лошадь приспособлена к суровым условиям и служит для человека опорой, важной частью материальной и духовной культуры народа.

«Священный табун мифических лошадей» символизирует божественное начало и олицетворяет собой рефлексию о посланниках Солнца – Күн Дьөһөгөй Айыы. Художник отождествляет табун лошадей с мифическим началом, его «мифические лошади» имеют по две головы: одна питается травой, впитывая в себя земные силы, другая смотрит на священное небо, пропуская через себя энергию Солнца. Используя социокультурные и художественные практики, Николаю Полисскому удалось подчеркнуть уникальность затягивающего пространства, ее красоту и величие. Масштабный объект расположен в открытом поле на территории села Владимировка, с которого хорошо обозреваются живописные окрестности.Основу конструкции составляет тальниковый каркас, весь табун также сплетен с помощью тальника – лозы, растущей в сырой местности.

В день торжественного открытия ленд-арт объекта Алгысчыт провел обряд благословения, обращаясь к Верхним божествам и духам-покровителям – развел огонь, «накормил» землю оладьями и окропил искристым кумысом. Жители села Хатассы поведали о том, что эта местность расположена между территориями Кымырда5астаах и Сылгылаах, она считается священной еще со времен прародителя народа Саха – Омо5ой Баай.

На вечернем мероприятии выступал детский танцевальный коллектив «Сандал» школы «Айыы кыhата» и молодая хомусист-импровизатор Василена Дарбасова, исполнившая композицию «Дьөһөгөй». На торжественном открытии приняли участие: Временно исполняющий обязанности Главы РС(Я) Айсен Николаев, Исполняющий обязанности Главы городского округа «Город Якутск» Дмитрий Садовников, Председатель Якутской городской Думы Александр Саввинов, первый заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) Владислав Левочкин, главный архитектор г. Якутска Ирина Алексеева, генеральный директор НХМ РС(Я) Ася Габышева, а также жители и гости столицы.

Мы посетили “Священный табун мифических лошадей” 14 сентября 2018 г.





















































































Большое спасибо организаторам и участникам биеннале! Очень здорово, что объекты биеннале вызвали большой резонанс в обществе! Большое спасибо Фонду президентских грантов!

Желаю дальнейших успехов и продолжения традиции якутского биеннале!

Моя страница в Дневниках якт ру.: https://nikbara.ykt.ru/

Мой канал на Ютуб:


https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true

Я в Инстаграме @nb2015p

«Фейсбуке»

https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

“Твиттер”

https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий