4 года назад 123
После случая в спортшколе. Или “Одлян” в мындабинском масштабе
В последние дни общественность всколыхнула
новость об издевательствах над учениками спортивного интерната в Мындабе
. Причем не только в республике, но и в России. Не секрет, что вольная борьба у нас в республике на особом, почетном месте. Заметили сколько пересылок новости было? Последствия, думаю, будут “виться” еще долго.
Люди возмущены. И правильно. Меня тоже крайне возмутило положение детей и вообще распорядок в этой, как будто Богом забытой, сельской школе. Забытой и забитой. Иначе почему потерпевших всего трое? Били только их или остальные решили отмолчаться?
Однако, среди сотен комментариев под новостью, меня зацепил один: где интернат сравнили с
Одлян
.
«Одлян, или Воздух свободы» — роман о судьбе подростка, отбывающего наказание в воспитательно-трудовых колониях и там, в зоне, постигающего смысл свободы. Время действия — конец 60-х — начало 70-х годов. Книга эта — жестокое и страшное повествование, реквием по загубленной жизни. Роман был опубликован за рубежом, во Франции попал в число бестселлеров.
источник:
ru.bookmate.com
И я решила прочесть книгу. И так как состою в российской WhatsApp-группе книгочеев, “достать” книгу через ее админа не составило труда.
Если говорить конкретно про Одлян – то это колония для малолетних, в которой порядок строится “на кулаках”. То есть руководство колонии сознательно применяет силовое воздействие на заключенных с помощью их же сокамерников. После прочтения понимаешь, что по сравнению с “малолеткой” тюрьма это как небо и земля. После Одляна никто здоровым оттуда не выходит – ни физически, ни морально. Конечно, нужно учитывать узкий взгляд на жизнь у самих подростков, их жестокость. Но основная причина такого отношения к детям – по сущности ведь они и есть дети, до 18 лет – это политика самого руководства колонии.
Однако в книге ГГ удается побыть и в другой колонии – в грязовецкой. Там отношение к осужденным диаметрально противоположное. Нет, правила там тоже жесткие, но справедливые. И это опять же – политика руководства самой колонии. Людей, прошедших войну. Вся книга пронизана надеждой и верой. Оправдаются ли они?
В общем, кому интересно – прочитайте книгу.
Для Леонида Габышева, автора книги, роман стал единственным произведением. Но зато таким, который поставил его в один ряд с современными писателями.
По неофициальным данным, Габышев (какая знакомая фамилия, не находите?) до 90-х годов находился в психиатрической лечебнице. Далее путь его неизвестен.
Интересные факты
Тележурналист Виктор Зайцев спрашивает в фильме: «Кем вы себя считаете, спустя много лет после описываемых событий? Вы писатель, в силу каких-то обстоятельств ставший вором, или всё-таки вор, который почему-то стал писателем?» Леонид Габышев: «Ни тем, ни другим. Считает ли себя соловей соловьём? Он пропел и улетел. Вот и я: пропел про Одляна и улетел от Одляна»…
Ранее про тюрьму я читала, наверное, только у Солженицына. И роман Габышева после прочтения оставил тягучее послевкусие, которое я до сих пор не могу переварить. Поэтому говорю сразу – роман не для легкого чтения. Но если начнете читать – не оторветесь.
В жизни же с темой тюрьмы я никогда не соприкасалась, не где. Однако, сосед по даче у нас был из таких. Дружили домами и соседские отношения у нас были очень хорошие – всегда помогали друг другу в любых делах.
сосед наш уже в годах, щуплый, беззубый и всегда налысо стриженый, такой худой, одни жилы, казалось, в чем только душа держится, но физически был очень крепким. Более того, с вещами легко взбегал на 8-9 этажи. Без передыху и остановок. Очень чистоплотный был, ярый огородник, все у него росло с размахом. А добрее человека – не сыскать! За все годы даже в хмуром состоянии его не видела, все проблемы в шутку переводил.
А про прошлое свое он никогда не рассказывал, да мы даже и не помнили об этом. Только летом – в жару – видела его татуировки, чудные, по всему телу, начиная с погон на плечах. Но я тогда особо и не интересовалась ими, а сейчас жалею.
Помер сосед наш. Тихо, внезапно. Сел покурить, а сердце остановилось. Так и рухнул мешком на пол.
Ни кола, ни двора, только внуки остались, и то приемные. Но любил он их – дай Бог каждому ребенку такую любовь испытать.
Ну, а что касается Мындабы – я вижу лишь прямую вину руководства интерната. Какими бы ни были дети, условия все же создает администрация. Удивляет отсутствие официальных комментариев от заведующего интернатом. Директор школы это одно, но ведь интернатом, думаю, заведует другое должностное лицо? Почему его не дергают?
Очень надеюсь на смену всего руководства школы и интерната. Потому что закрывать школу, наверное, все же не будут. Поэтому нужно, чтобы новое руководство придерживалось цивилизованных, уставных отношений, а не того беспредела, который там царил в течении неизвестно какого времени. В общем, поживем – увидим. Теперь-то Мындаба уж точно будет на “виду”.
А пока… Пока можете прочитать книгу: Леонид Габышев, “Одлян, или Воздух свободы”. Спасибо пользователю
Parkso
за упоминание книги. Все-таки радует, что есть еще люди, которые читают.
До встречи!