Спектакль символ, спектакль пророчество… - Блоги Якутии

5 лет назад 62

Спектакль символ, спектакль пророчество…



«

Маленькая я пришла на спектакль с бабушкой и теткой. Это был мой первый и как оказалось незабываемый поход в театр. Мы сели на второй ряд. Саха театр располагался в здании Театра оперы и балета. Начался спектакль. Тогда и зародилась моя первая и искренняя любовь… к его величеству Театру. Лодка так и взмывала над нами, мы сидели очень близко! Я видела слезы Кириска, Эмраина, Мылгуна, видела, как переживает аткычах Орган…


Теперь театр





моя жизнь. Благодаря пегому псу, который до сих пор, где-то бежит по краю моря, благодаря моему желанному, голубому берегу. Спасибо Роме, Кеше, Ефиму Николаевичу и всем остальным за те эмоции пережитые заново. Спасибо автору за слезы, которые сидят во мне с пятилетнего возраста…» Из откликов зрителей на спектакль






С




огласно традиции греков, 35 лет — возраст наступления акмэ.

Он означает наилучшую степень реализации потенциальных возможностей. Легендарному спектаклю

«ХААРЫАН ХАМПА КҮӨХ КЫТЫЛЫМ

— Желанный голубой берег мой» в 2018 году столько же!


По прошествии трех с половиной десятилетий отхлынули эмоции. Пришло время осмысления и философской оценки. Спектакль провел яркую черту между культурными эпохами — мифопоэтическим языком традиции и метафизическим языком универсальных ценностей. Ошеломительный успех спектакля утвердил правильность предпринятого автором и его командой подхода. Под сенью спектакля, четыре десятилетия формировался культурный очаг преобразований в республике.







Эстетически грамотно построенная «машина мысли» нашего знаменитого спектакля приносит плоды.


Расширилось театральное пространство Северо-восточного региона страны, родился эпический Театр Олонхо, возникла высшая школа искусств и культуры АГИИК, сделана кинематографическая прививка, по-своему разворачивающая творческий процесс в регионе, в планах многофункциональный международный культурный Центр эпоса евразийских народов. Спектакль-веха завершил якутский премодерн, а в символическом устремлении предвосхитил культурную революцию, свидетелями и участниками которой мы можем стать.

Борисов не раз подчеркивал, что все мы в одной лодке, подразумевая современную российскую культуру, составленную яркой палитрой этнокультур. Куда будет двигаться каяк культуры страны, какими ориентирами будут руководствоваться ее гребцы? Спектакль расширил горизонт мыслей, он подсказал и ответы на эти сложные вопросы.



Быть на волнах стихии опасно, неизвестно куда они занесут человека



.

Сегодня они сформировали порой разнузданную массовую культурку с мнимыми ценностями и соблазнительными пустышками. В традиционную эпоху наши предки сумели выработать и закрепить жесткую форму, удерживающую человека от посягательства целого океана страстей и желаний — это было мифологическое мировоззрение. Сегодня оно почти не работает. Поэтому важно найти новых помощников, указующих путь современной культуре. Важно задать полет новых символических птиц, а они, с высоты доступной окрыленным созданиям, увидят далекие земли и обетованные берега. Чем больше птиц, способных к символическому полету мы созидаем, тем больше шансов не растеряться в море страстей.

Почти наскальными рисунками врезаются в память герои спектакля в лодке. Их силуэты мы потом увидим в плодах, дарованных спектаклем. Так, театральный фестиваль «Желанный берег» вберет в свою эмблему очертания четырех добытчиков. Бочонок с пресной водой символически воспринимается как завет предков, стоящих за спиной морских охотников. Более ничего. Нужно жить исходя из этих канонов. Но море вторгается в жизнь маленького народа на краю света новыми, неведомыми испытаниями. Как их преодолевать? Вот новый проблемный узел, подчеркнутый в финальных словах Кириска-охотника — «Но сначала дай мне напиться воды…» Пресная вода, которой так не хватало в море, понимается метафорически. Не хватало объема завета предков, не был достаточен тот багаж, накопленный народом для того, чтобы жить в изменившихся условиях бытия. Про это напоминает исподволь наш спектакль, про это толкует ритм действа и поступков главных героев. Это один из важных уроков спектакля и произведения.

В книге-фотоальбоме, специально изданной к 35-летию спектакля, раскрыт один из значимых успехов якутской и российской культуры рубежа XX и XXI столетий. В этом издании дана попытка расшифровка символическими перекличками привычных горизонтов спектакля «Желанный голубой берег мой». В подарочной книге зрители найдут много фотографий с рассказом об их визуальном образе, там также дана уникальная возможность заглянуть в закулисье Саха-театра за 2,5 часа до начала сценической магии.







Находка приходит с «мурашками по коже».


Так случилось у Андрея Борисова: «

В самолете я прочитал случайно купленную в аэропорту повесть, и у меня пробежали мурашки, и до сих пор мурашки бегут!




Я понял, повесть надо ставить. Вот как случайность подвела к тому, что я создал спектакль… И эта случайность сдвинула культуру саха на новый этап, потому что лодка вышла в мировой океан… Был создан новый уровень театрального искусства, и другие театры тянулись к нему…»




Приглашаем завсегдатаев и новых зрителей на спектакль-легенду, чей очередной показ пройдет в эту пятницу 19 октября с 18 часов!


А книгу, изданную небольшим тиражом, можно будет приобрести в фойе театра на 1 этаже. Первые десять покупателей получат сразу раритетные экземпляры с автографами артистов, сыгравших главных героев!


Автор книги благодарит Заслуженного артиста Российской Федерации, народного артиста Республики Саха (Якутия) Ефима Николаевича Степанова, без участия которого данная книга не вышла бы в свет.




видео:


Добавить комментарий