1 год назад 262
Северянин в символическом пространстве мировой культуры
Видимо наступило время, когда искусство Севера становится исследовательским инструментом. Художественный поиск и анализ проблемных вопросов современности, позволит эффективно очертить контур основных противоречий и вызовов в жизни северян. Широкое и мультиформатное изложение, включающее не только науку, но искусство с текстами-формами, заводящими в истину, могут предстать эстетической и познавательной ценностью. Музыка, визуальные образы художников, тексты песен и стихотворений, литературные романы, фильмы и театральные постановки помогут ответить на вопрос: «как и к чему готовиться северным культурам?», чтобы не быть застигнутыми врасплох в это решающее динамичное время. В этом культурном процессе, помимо философско-художественной и научной рефлексии, научно-популярная литература и научная фантастика также могут сыграть продуктивную роль. Будем надеяться, что художественному творчеству северян будет сопутствовать удача. А государственные премии и конкурсы, стимулирующие этот процесс, в скором времени станут на слуху.
Живую культуру не обманешь. То, что в ней долго живет, до определенной поры выполняет нужную и даже необходимую функцию. Такое культурное явление реализует невостребованный потенциал самобытия человека. Порой оно случается и в явлениях массовой культуры, которая может и не хуже диагностировать «криптопроцессы», в том числе и якутской культуре.
Не секрет, устойчивые формы массовой молодежной субкультуры, соразмерные присутствию бытия молодого человека, продуцируются где-то, например, в Японии или Корее, возможно в Китае. А у нас случается копирование инокультурного и его мифологизация. Но ведь это первый, но отнюдь не последний шаг в культурном процессе. Вопрос культурной первичности наблюдается у нас пока в малом. Он в законченном процессе культурной формализации – поиске и нахождении новых форм, обретающих массовую традицию, в том числе транслируемой и на международный уровень. Естественно скажут: «это сложно реализовать» небольшому и разбросанному на большой территории сообществу северян. Но ведь есть примеры, микроскопической греческой авантюры с их театральной агорой и демократическим полисом, изменившим мир. Секрет их долгоиграющего успеха — удачное производство универсальных символических конструктов, которые до сих пор питают мировую культуру. Подобное сделает и нас живыми в экзистенциальном поле, одновременно готовя к модернизационным испытаниям.
Мы ведь не знаем, что таит в себе потенциал этнокультурного символизма, ростки которого пробили почву и уже немногочисленно, но институциализировались в якутской культуре. Назовем героический эпос Олонхо, обретший новую — театральную форму и специально посвященные ему республиканский Ысыах-Олонхо, Дома Олонхо. Иначе, его бы ждала лишь участь объекта научных изысканий и «музейного экспоната», как это произошло с эпосами в других регионах страны и постсоветского пространства. Но работа только началась, возникают вопросы о выявлении других вариантов его «дееспособности» в современных культурных процессах. Новые формы будут лежать вне очерченного мифом круга. Это произойдет вследствие того, что механизмы и возможности культуры с приходом универсального символизма радикально изменились. Заработали иные культурные рычаги, открылись доселе «невозможные возможности» в научной и философской рефлексии, религиозном символизме.
Благодаря новому качеству демифологизированного сознания и новым установкам, чуть более три сотни лет назад, собственно появился феномен науки и лишь в XX веке — высокие технологии. Значит, такое сознание позволяет продуктивно работать и оставлять объективное и повторимое массово. С этим пластичным материалом можно спокойно создавать реальный рост культурных достижений народа. Из органично институциализированного в парадигме этномодерна, кроме примеров с Олонхо, становится мас-рестлинг, сделавший заявку на вклад в мировое олимпийское наследие, соединеняя «этно» и «модерн», обогащая мировое культурное наследие новым видом спортивных состязаний. А у нас в загашнике есть еще «Игры народов Севера»!
У якутских художников давно назрела потребность выхода к пространству универсальных символов. В 60-70-е это осуществили якутские графики, в конце XX века творчество художника Тимофея Степанова, завязанное на этномифологическом, обернулось разворотом к христианской теме. Примеров в якутском искусстве по расширению этносимволической семантики можно найти много.
Модернизировавшиеся в XIX – XX веках японцы находятся сегодня в идейном вакууме, и не с проста. У них не остается сил культуры для новых предложений; настолько сильна инерция японского общества потребления, что редкие попытки предложений по ремодернизации, тонут в хаосе частных интересов или политических амбиций. А ведь они в Азии были первым модернизационным чудом! «Растраченный талант» культуры страны восходящего солнца, положен на алтарь инновационных технологий, конечным результатом применения которых явилось мнимое экономическое чудо, но отнюдь не духовное здоровье нации, чья культура по мнению культурологов, как и в Западной Европе стала мортальной, а не жизнеутверждающей.
У нас есть возможности для проведения органической модернизации, использующей наработки социальных, гуманитарных и естественно-технических знаний. Предпосылки для формирования программных целей и задач модернизации должны сложиться на уровнеобщественной самоорганизации, ростки которой внедряются через формы местного самоуправления, микроуровне внутреннего мира человека, его мотивациях к созидательной деятельности через различные формы гражданского общежития и предпринимательства, мегауровне выдвижения общенациональных целей, сопровождаемых государственными задачами, императивом которых становится не столько экономическая эффективность, а качество жизни россиян.
На кону наше будущее. Поколение, которое приходит на смену предыдущему, это возможность для страны осуществить те преобразования, которые она задумала. Очень много таится в возможностях образовательного звена общественной жизни. Только новые культурные субъекты, способные на творчество, на усилие быть свободными, выявляют истинный смысл живого экзистенциального усилия. Диктат формализма рынка и потребления, захлестнувший современную жизнь «цифрового общества», порождает мертвое, не давая произвести действия для выявления смысла, не давая даже возможности чтобы об этом задуматься. Сублимация экзистенциальных потребностей человека в обществе, ценностным императивом которого является лишь материальный успех, единственным критерием и мерилом которого является количество накопленного богатства, порождает жизненную дезориентацию и социальные болезни.
Северяне ждут новую волну модернизационных преобразований, суть которой в синтетичном символотворчестве. Что сегодня нам предпринять, для того чтобы провести удачную органичную модернизацию? Есть множество потенциальных возможностей, раскрытие или предугадывание которых – важная практическая задача для молодых людей. Фантазия, незашоренность и глубина мышления, – такие качества нужны молодому поколению. Неужели то, что подсматриваем у других – единственный источник нашего вдохновения?! Вряд ли комплекс отсутствия социально продуктивного творчества засел в сознании представителей культур Севера. Якутские кинематографисты этот миф разрушили и должны удержать завоеванное. Симптом может указывать на устаревшие модели жизнеустройства. Нужно скорейшим образом поработать над собой, отвечая на вопрос: «что мы несем миру в виде уникальных ценностей и, что мы имеем из того, что нужно изжить в себе, что мешает саморазвиваться?» Первый президент нашей Республики, Михаил Николаев был взволнован этим, предлагая культурные формы, «подтягивающие» молодежь. Думать научиться так, будто это уже не мы, а новый гражданин, на своих этнокультурных основаниях воспроизводит мировую культуру и ищет новые формы, для реализации своего культурного потенциала.
А сегодня, на фоне рождающейся государственной идеологии, в России произойдет переосмысление своего цивилизационного развития. Россия будет переживать второй культурный ренессанс на фоне: 1) геополитического и экономического переустройства мира и 2) внутренних этнокультурных ренессансов нашей многонациональной страны, объединяющей западный и восточный эгрегоры. Это будет связано с переосмыслением модерна, желанием творить новые культурные формы и символические конструкты этнических культур России, представляющие синтез универсальной и национальной метафизики.
Этномодерн в Якутии проявился в авангарде культуры, которым всегда было искусство, способное на десятилетия предвосхитить культурные трансформации. Все же возникает законный вопрос: «Сможет ли якутская культура необратимо трансформироваться и, на каких принципах должны произойти эти изменения?»
Во-первых, должно проявиться поколение модернизаторов, которое нуждается в изобретении символов грядущей культуры к который они идут, сопрягаясь с которыми происходит освоение того, что еще не обретало бытие в нашем сообществе. Какие это будут символы? Пока понятно, что народы Якутии — хранители одной пятой территории России, и они должны сохранять в первозданности землю, завещанную им предками и одухотворенную заповедями эпических сказаний. Отмечая 100-летие Республики, мы вспоминали поколение, которое «не прошло». Причиной тому было то, что они сумели сопрячься с набором актуальных и сегодня символических конструктов.
Этномодерн становится “подсказкой” самого фронтира, сложившегося на границе взаимодействия глобальной культуры модерна с живой этнической “культурой Холода” — тонкой, но устойчивой прослойки, сохранившейся благодаря ее уникальности, а главное, непревзойденности в этом охлажденном месте планеты. Этномодерн предлагает не отказываться от прошлого, напротив, использовать и наращивать символический капитал культур народов Севера.
Способность понимать и быть в символическом поле сознания позволяет творить продуктивную культуру. Это и есть критерий креативности последней. Этномодерн предлагает особый вариант социокультурной модернизации на волне ренессансной якутской культуры. Он взывает к продлению национального бытия в современную эпоху ассимилирующей культурной глобализации. Время этнокультурного ренессанса это благодатная почва для рождения атмосферы сознательной жизни и возрождения символического.
Якутская модернизация несомненно потребует формулировки:
– «манифеста» якутской модернизации — своего концептуального идеологического выражения региональной идеи развития;
– «кодекса» деятельности представителя модернизаторской культуры Якутии — строителя качественно новой хозяйственной деятельности в концепте этномодерна, когда одной ногой вы в модерне, а другой опираетесь на этнокультурное, когда тебе лучше видятся недостатки и достоинства того и другого;
– духовно-нравственного наполнения, взывающего к моральным приоритетам жизни на Севере и в Арктике, транслирующего заповеди северной цивилизации.
История конца XX, начала XXI столетий в Якутии показала, что этномодерн как особое коммуникативное действие культуры «дрейфует» из одной сферы к другой, удивляя парной пассионарной вспышкой. Художественное образование, породившее символорождающее искусство, параллельно сопровождалось более «физичным» и материальным. Такой парой стал взлет якутской графики 60-70-х и одновременный олимпийский триумф якутских борцов-вольников. Они стали однопорядковыми явлениями бытия этнической культуры. Сегодня артистичный синтез профессиональных искусств произошел в якутском кинематографе и театре и должен быть по логике вещей дополнен хозяйственно-экономической деятельностью и новыми олимпийскими победами.
Социокультурная модернизация должна дополнится «пионерной хозяйственной деятельностью». Это не должна быть только культурная вторичность, видимая в массе явлений подражанием готовым «инокультурным франшизам». Первое питается и поддерживается на высоком уровне креативности этномодерна — искусством, а наука, технологии, хозяйственные занятия, предстают формализуемыми культурой следствиями, кристаллизующими новейшие формы национального бытия, вносящего жизнеутверждающее начало и полноценное существование этнической культуры в современном мире. Материализация идеи экономико-хозяйственного осовременивания в культуроемких индустриях, отличных от принятых индустриальных подходов эпохи модерна, остается важной задачей современной культуры Якутии.
Алексей Григорьевич Пудов, к.филос.н. доцент,
в.н.с. Академии наук РС (Я),
фото – фотоархив Академии наук РС (Я)