Методологическая мастерская НИИ чтения или как развивать читательские компетенции в цифровую эпоху - Блоги Якутии

9 месяцев назад 228

Методологическая мастерская НИИ чтения или как развивать читательские компетенции в цифровую эпоху

Состоялась очередная онлайн-встреча в Методологической мастерской Научно-исследовательского института чтения Национальной библиотеки РС(Я). Темой для обсуждения стал первый раздел будущей коллективной монографии «Методология и технология развития читателей Якутии в цифровую эпоху» на тему «Теоретико-методологические основы читательского развития», автором которого является доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры Валентина Александровна Бородина. Оппонентом выступила Михайлова Виктория Власьевна, кандидат философских наук, доцент СВФУ им. М.К. Аммосова, ведущий научный сотрудник НИИ чтения.

Валентина Александровна отметила, что в монографии отражены разные аспекты проблемы и её категориально-понятийный аппарат. Можно утверждать, что в этом проблемном поле «развитие» как сущностная проблема и категория является методологическим стержнем в читателеведческом дискурсе. Как метакатегория «развитие» часто является предметом рассмотрения в истории, науке, культуре, образовании. В этих контекстах необходим анализ категории «развитие» по отношению к чтению в интеграции чтения и его развития в термине «читательское развитие». Отметим, что не только в библиотековедении, но и в других науках и научных дисциплинах, связанных с чтением, категория «читательское развитие» не была обоснована в теоретико-методологическом плане. Термин использовался лишь в узком значении, например, развитие некоторых умений по работе с текстом. Поэтому потребовалось исследование по обоснованию теоретико-методологических основ читательского развития применительно к онтогенезу и филогенезу как системообразующего и универсального понятия чтения.

Виктория Власьевна выделила две стороны проблемной ситуации в читательском развитии: гносеологическую и предметную. Гносеологическая сторона — это «знание о незнании», то есть несоответствие существующего знания в науке потребностям людей и общества (средства, способы, пути решения проблемы). Предметная сторона — это сама ситуация чтения в российском обществе, какие имеются угрозы, конфликты, которые вызывают беспокойство. 

Бурные дискуссии разразились по поводу вопроса «В чем источник читательского развития?», обсудили такие категории, как «развивающее чтение», «развивающая библиотека в информационном обществе». Виктория Власьевна отметила, что определение термина «развитие» можно рассматривать через типы научной рациональности (термин введен акад. В.С. Степиным), в которых были характерны различные научные картины мира. В самом общем смысле, развитие можно понимать как необратимое изменение. Используя бинарную логику можно отметить два типа развития: прогрессивное — как усложнение, появление новых связей и отношений, совершенствование; регрессивное — как утрата функций, разрыв связей и отношений, упадок и деградация. 

Оппонент отметила, что в методологической части статьи было бы хорошо выделить междисциплинарность и трансдисциплинарность исследования читательского развития. Междисциплинарный характер проблемы исследования может быть раскрыт через системный подход. Через системный подход к читательскому развитию можно рассматривать все исследовательские методы. Если система понимается как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, то элементами будут все науки, которые относятся к читательскому развитию.

Отметим, что будущая монография как проект является трансдисциплинарным, поскольку объединяет специалистов из разных областей — библиотековедения, образования, руководителей системы образования и культуры, ученых, практиков.

Михайлова В.В.

январь 2024 

Добавить комментарий