3 года назад 263
Мастерство рассказа: статья для начинающих
Признаюсь – я сам пока что неважнецкий писатель, но решил написать небольшую статью на тему мастерства рассказа. Обзор будет краткий.
На самом деле четкого определения, что представляет из себя рассказ, не существует до сих пор. Поэтому здесь будет изложено исключительно моё понимание термина “рассказ”.
Многие считают, что рассказ – это просто краткая литературная форма. Но на самом деле рассказ занимает отдельную нишу не просто так. Рассказ от других форм отличается наличием (в большинстве случаев) одной конкретной идеи. Часто в рассказе все закручено вокруг одного персонажа или эпизода из жизни. Я считаю, что рассказ это краткая история с остроумным (по возможности) сюжетом.
Если вы пытаетесь охватить куда больший объем не только в текстовом плане, но и плане идеи, то у вас повесть. Это более сложная форма, которая рассказывает о цепи событий.
Как написать хороший рассказ
Как я уже сказал, рассказ – это воплощение идеи. Поэтому именно с нее надо и начинать. Короткий и хороший рассказ написать на самом деле сложнее, чем более крупное произведение. В повести можно спасти положение красивыми описаниями, интересными подробностями и другими приемами, не говоря уже о романе. Рассказ же это красиво оформленная мысль и он должен быть кратким и метким, как хороший анекдот. И первую очередь он должен цеплять своим сюжетом.
Начните с заметок. И задайте себе несколько вопросов.
О чем должна быть ваша история?
Что в ней самое главное?
Что в ней изменится к концу?
Основные ошибки
Здесь собраны советы для начинающих. Это, конечно, не абсолютная истина, ведь авторский стиль у каждого свой. Но прежде чем у себя его выработать, лучше познакомиться с основными ошибками, которые часто бывают у начинающих.
Уход в описательную часть. Часто начинающие думают, что чем больше описаний – тем лучше. На самом деле описания как приправа, которая неверно подобранная и в большом количестве может испортить блюдо.
Описания следует добавлять, только если они как-то характеризуют героев или же имеют отношение к сюжету. Потому уже, по мере роста мастерства, вы уже сами будете чувствовать, как использовать этот инструмент.
Можно ссылаться на писателей прошлого, которые могли 20 страниц описывать природу на месте действий или 70 страниц описывавших душевные терзания персонажа. Но тогда люди основную информацию получали из книг, сейчас же всё изменилось.
«Наконец в этой глухой, уединённой деревушке его поиски закончились. В ветхой избушке у огня сидела Правда. Он никогда не видел более старой и уродливой женщины.
— Вы — Правда?
Старая, сморщенная карга торжественно кивнула.
— Скажите же, что я должен сообщить миру? Какую весть передать?
Старуха плюнула в огонь и ответила:
— Скажи им, что я молода и красива!»
«В поисках Правды», Роберт Томпкинс
Сложный язык. Часто в текстах бывают длинные предложения, используются вычурные слова или сложные речевые обороты. Пишите так, будто рассказываете историю друзьям, без лишних изысков.
Погоня за объемом. Больше – значит лучше, считают начинающие и строчат целые эпопеи. На самом деле не надо гнаться за объемом и писать столько, сколько нужно для раскрытия вашей идеи. Поделюсь секретом – если можно удалить слово, предложение или абзац без вреда для повествования – так и делайте. Каждое предложение должно служить вашему замыслу.
Отсутствие сюжета. Это ахиллесова пята большинства начинающих писателей, когда начинают что-то писать не имея никакого плана, полагаясь на экспромт, потом путаются и забрасывают рассказ, мол не получилось. Конечно, доля импровизации в тексте должна быть, но когда вы садитесь за клавиатуру, у вас в голове должен быть, если не план, то хотя бы основная идея. Кстати, очень быстро и хорошо пишется рассказ, если у вас есть его «скелет» – это примерные наброски, последовательности событий.
Бедность языка и косноязычие. Поначалу вас будет сложно, потому что нужно приучить мозг создавать в голове образы. потом облекать их в слова. Поэтому поначалу язык повествования будет очень простой, но по мере роста мастерства все наладится. Позже возникнет следующая преграда – всё упрется в ваш словарный запас. Чтобы поднять свой “потолок”, необходимо много читать. Стивен Кинг (один из самых тиражных писателей современности) говорил: «если у вас нет времени читать хорошие книги, то у вас нет времени писать хорошие книги». Поэтому советую хотя бы читать литературу, в нужном вам жанре.
Не бойтесь критики. Поначалу у вас будет получаться не очень, поэтому не обижайтесь на комментарии. Если же вы вас это сильно задевает, то пишите сначала хотя бы для себя.
«Писательство – для избранных». Многие так же считают,что писательство это какий-то мистический дар, которые есть у избранных. Мол берешь, садишься, если у тебя есть задатки, то у тебя само по себе получается. Учиться ничему не надо, это одни шаблоны.
Я полагаю что те, кто так думают, ты, кто имеют довольно смутное представление об искусстве создания текста.
Я не отрицаю, что есть какие-то единичные самородки, которые схватывают всё на лету, но большинству надо долго учиться, чтобы достигнуть результата. А для этого нужна практика, практика и еще раз практика. Я видел много талантливых людей, гений которых которые так и не вышел за пределы своей кухни. Поэтому я считаю, что усердие всегда важнее таланта.
Капельку любви. Уверяю вас. Работа писателя мало чем отличается от других занятий – пение, рисование, фигурное катание, . Для развития навыка понадобиться время и усилия. Поэтому надо любить свое дело, потому что без любви не получится . У меня была рок-группа и я могу сказать, что надо было очень сильно любить свое, дело чтобы выдерживать бесконечное повторение одних и тех же композиций, чтобы хорошо выступить на сцене. В общем – без любви вам любое занятие быстро надоест. Даже если вы гений – самородок.
Надеюсь, что моя статья кому-то поможет.
С уважением, Тримид Темнейший