3 года назад 129
Поговорим о финансовой безопасности
Кто чаще всего становится жертвами мошенников? Какие социальные группы наиболее уязвимы?
Во-первых, преступники могут быть – и часто находятся – вдали от своих потенциальных жертв. Во-вторых, мошенничество предполагает вовлеченность жертвы. Тот, против кого направлено преступление, должен принимать достаточно активное участие в схеме: соглашаться на разговор по телефону, предоставлять личные данные, переводить деньги, переходить по предлагаемым в письмах и сообщениях ссылкам и т.д.
Распространен стереотип, что жертвами мошенников чаще становятся люди пожилые, как правило, у них есть накопления, а это значит, что выше и вероятность стать объектом внимания мошенников. Ещё один немаловажный фактор это – в силу возраста пожилым труднее противостоять настойчивости аферистов, а также отсутствие навыков в области цифровой грамотности тоже играют большую роль.
Другие данные говорят о том, что жертвами чаще становятся люди среднего возраста.
Два фактора, которые влияют на шансы стать жертвой мошенничества, – импульсивность и толерантность (склонность) к риску. Сниженный самоконтроль (склонность к рискованным инвестициям) и активность в интернете (онлайн-шопинг, открывание электронных писем от неизвестных отправителей) ассоциируются с более высоким риском стать жертвой мошенников.
Почему мошенники «любят» больше всего наш регион?
Существует такое стереотипное мнение, что все якутяне – богатые. Вспомните, как на отдыхе воспринимается местными сообщение, что мы приехали из Якутии – а, богатые, у вас алмазы, меха, зарплаты высокие и так далее.
Такое стереотипное мнение и дает повод финансовым мошенникам атаковать наших соотечественников. Конечно, преступники такого рода изучают регион, мониторят уровень доходов граждан и вряд ли они выбирают своих жертв рандомно. Многие якутяне ведут соцсети, ватсап группы, в которых обсуждают и доходы, и планы по покупке, переезду, продаже дорогостоящих вещей. Всё это может дать преступникам почву для совершения мошеннических действий.
Как мошенникам удается забирать не только накопления граждан, но и заставлять своих жертв оформлять многомиллионные кредиты?
С развитием технологий возможности мошенников расширяются, меняются и скрипты, применяемые в их работе, но главный инструмент, которым они пользуются, остается неизменным – социальная инженерия, или использование человеческих слабостей для того, чтобы обманом заставить человека раскрыть информацию или совершить действие.
Для этого злоумышленники используют эмоциональную манипуляцию: люди чаще совершают иррациональные или рискованные действия, находясь под влиянием эмоций – страха, паники, любопытства, злости, чувства вины или эмоционального возбуждения.
Часто мошенники пытаются подавить потенциальных жертв авторитетом (например, выдавая себя за чиновников, представителей крупных организаций или правоохранительных органов), использовать их доверие, вызвать эйфорию от внезапного приятного сюрприза или, наоборот, панику – в число наиболее распространенных способов телефонного мошенничества входят звонки из «службы безопасности банка» в связи с «подозрительной операцией» или из «колл-центра» о блокировке карты.
Помимо эмоций, еще один из главных инструментов мошенников – срочность: делается упор на необходимость экстренных действий «прямо сейчас», на лимитированное количество ценных призов или времени для принятия решения и т.п., чтобы отключить критическое мышление и не оставить жертве времени для раздумий.
Кибер-преступность становится с каждым днем все изощреннее. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать гражданам при общении с незнакомцами будь то по телефону или в соцсетях?
Так, стоит поставить на компьютер антивирусные и антиспамерские программы и использовать как можно более сложные пароли. Не следует сообщать конфиденциальную информацию по телефону.
Не стоит поддаваться, если от вас требуют произвести какие-то действия срочно: в такой ситуации следует настоять на паузе, во время которой можно, например, самостоятельно связаться с банком (если звонок «из банка»), получить совет от доверенного лица или проверить данные, которые вызывают сомнения. Имеет смысл сообщать о случаях или попытках мошенничества – чтобы помочь другим.
Телефонных мошенников можно узнать по неожиданным звонкам с незнакомых номеров, предложениям о переводе денег, «очень выгодным предложениям», а также по попыткам запугать потерей средств, по желанию узнать конфиденциальные данные и призыву немедленно предоставить запрашиваемую информацию.
Для почтовых сообщений тоже есть ряд признаков, помогающих понять, что письмо прислал мошенник. Так, следует проверить подлинность сайта, на который ведет ссылка в письме, подведя к ней курсор и не нажимая на нее (при нажатии может сразу же начать загружаться вредоносная программа или произойдет переход на сайт мошенников). Письма с запросами личных данных, банковских реквизитов, уведомлением о внезапном выигрыше, просьбой перейти по ссылке и залогиниться, как правило, фишинговые, как и письма с безличными обращениями и щедрыми рекламными акциями, для участия в которых нужно ввести персональную информацию.
Мошенники обращаются к своим жертвам в телефонном разговоре по имени-отчеству, откуда у них данные граждан?
Часто мы сами в социальных сетях в своих аккаунтах используем свои ФИО вместо ников (вымышленных имён).
Размещение в социальных сетях своих персональных данных и ответственность за это лежит на нас самих, мы сами должны заботиться о сохранности своих данных, доверять их только проверенным лицам, компаниям и организациям, которые, в свою очередь, гарантируют безопасное использование наших персональных данных.
Повторюсь, что сейчас узнать имя-отчество не составляет большого труда, но если известен номер телефона это сделать гораздо проще. Ведь мошенник может внести ваш номер в мобильное приложение банка, указать сумму и, без подтверждения платежа узнать ваше имя-отчество, как правило это указывается в платежных реквизитах по номеру телефона.
Как этого избежать? Не давать в объявления о продаже, не указывать в качестве контактного номера номер мобильного телефона, который привязан к банковской карте. Этот простой лайфхак поможет оставить ваши персональные данные защищенными.
Как необходимо вести себя в соц сетях, чтобы не привлекать внимание мошенников?
В первую очередь, не использовать соцсети как дневник, то есть не писать там о любом событии, которое вас сопровождает, не сообщать планы, например, по переезду в другой регион, отдыху в жарких странах, дорогих покупках и так далее.
Мошенники очень часто используют социальные сети для того, чтобы найти своих потенциальных жертв. Как правило, они начинают атаковать своих жертв предложениями, запросы о которых они прочитали в профиле жертвы. Также, есть простой способ защититься от интернет мошенников – вести тематический блог, выкладывать посты на определенную тему, то же самое касается и сторис, если вы в отпуске, то не ведите прямых репортажей с места отдыха, тем более не сообщайте, что у вас осталась квартира без присмотра и так далее, чтобы не спровоцировать мошенников на кражу вашего имущества. В любом случае, социальные сети нужно воспринимать как развлекательный и новостной контент не более.
Больше информации о том, как защититься от мошенников можно узнать из наших памяток, которые мы раздаем на улицах города Якутска совместно с Министерством внутренних дел республики, а также на нашем сайте fingramyakutia.ru.