4 года назад 3209
Вселенная олонхо: Үрүҥ Аар Тойон или Үрүҥ Айыы Тойон?
  
   Фрагмент картины Тимофея Степанова
  
 
  Үрүҥ (Юрюнг) ААР Тойон или Үрүҥ (Юрюнг) АЙЫЫ Тойон? В эпосе олонхо и других фольклорных текстах встречаются оба имени высшего божества. Есть ли отличие? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратились к статье Ольги Павловой, кандидата филологических наук, «Образы высшего божества Айыы в олонхо север-восточной традиции якутов». Статья вышла в журнале «Вестник СВФУ» во 2 номере 2018 года.
 
  Учеными установлено, что главное божество якутов представлено четырьмя образами: Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара. Но текстам олонхо трех региональных традиций – центральной, вилюйской и северо-восточной (три ареала выделены профессором В. Илларионовым) – были характерны только два образа божеств – Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон. Образ божества Юрюнг Айыы Тойон часто упоминается в олонхо вилюйской и северо-восточной эпической традиции. А в олонхо центральной эпической традиции преобладают образы божества Юрюнг Аар Тойон.
  
  
  В статье рассмотрены научные труды исследователей истории, этнографии и фольклора якутов, а также проведен анализ эпитетов, используемых с именами божеств. Интересно сравнение функций Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон.
  
  
  «В текстах олонхо исследуемой традиции Юрюнг Аар Тойон наделен единственной и главной функцией – управление судьбами жителей Срединного мира. Например, в тексте олонхо среднеколымской локальной традиции Юрюнг Аар Тойон повелевает выдать девушку Харахчын Куо за богатыря Мэриэт Бэргэн. Следовательно, главной и важной функцией обладал Юрюнг Аар Тойон. В отличие от него божество Юрюнг Айыы Тойон помогал и защищал жителей Срединного мира. В текстах олонхо вилюйской региональной традиции Юрюнг Айыы Тойон управляет судьбами жителей Верхнего и Срединного миров, а также спускает богатырей айыы в Срединный мир.
 
  В текстах олонхо исследуемой традиции образ Юрюнг Айыы Тойон обладает различными функциями. Одной из его функций является защита жителей Срединного мира. Например, в тексте олонхо момской локальной традиции «Кётёр Мюлгюн» Юрюнг Айыы Тойон помогает главному герою. Он отправляет в Срединный мир богатыря айыы для решения людских проблем: Көс усталаах, күннүк туоралаах, үүт кэрэ аттаах, тостор үрүҥ таҥастаах Айыы бухатыырын, нөрүөннээх көхсүгэр диэри, өҥөйөн турбут букв. ‘богатырь айыы с молочным конем выглядывает’. В олонхо среднеколымской локальной традиции «Эрбэхчин Бэргэн» Юрюнг Айыы Тойон посылает в Срединный мир богатырского коня для главного героя: Орто бороҥ дайдыга олорор – Эрбэхчин Мэргэн холлоох буутун сүгэ сылдьар, үс сүүс сыл үйэлээх, аналлаах-мэҥэлээх ата буолаар диэбиттэрэ букв. ‘дали указ стать богатырским конем Эрбэхчин Мэргэна, живущего в Срединном мире.
  
  
  Юрюнг Айыы Тойон дарует богатство жителям Срединного мира. Например, в тексте олонхо абыйской локальной традиции «Эр Соготох» сказителя Г. Ф. Никулина божество Юрюнг Айыы Тойон посылает главному герою коров и кобыл для разведения хозяйства».
  
  
  Таким образом, исследователь делает вывод, что «высшие божества айыы имели разные функции. Юрюнг Аар Тойон обладал главной и важной функцией – управлял судьбами жителей Срединного мира. В отличие от него божество Юрюнг Айыы Тойон только защищал жителей Срединного мира и помогал».
 
  Из статьи Ольги Павловой, кандидата филологических наук, «Образы высшего божества Айыы в олонхо север-восточной традиции якутов». Статья вышла в журнале «Вестник СВФУ» во 2 номере 2018 года.
 
  Описание Юрюнг Аар Тойон из олонхо П.А.Ойунского “Нюргун Боотур Стремительный” в исполнении студента Арктического государственного института культуры и искусств Михаила Шамаева.
 
  Күрэнэн көрбөтөх
 
  Күлүм чаҕаан күннээх,
 
  Киэһээни билбэтэх
 
  Килбиэннээх кэрэ халлааннаах,
 
  Хаары көрбөтөх,
 
  Хаһыҥы билбэтэх,
 
  Минньигэс сыттаах,
 
  Мичиҥнэс дьүһүннээх
 
  Күндү оттоох – мастаах,
 
  Күөх сирэм чэчирдээх,
 
  Үс хартыгастаах
 
  Үрдүк маҕан халлаан
 
  Үрүт өттүгэр
 
  Үс үүт көлүйэ үктэллээх,
 
  Үкээр куйаас тыыннаах,
 
  Үүт – аас бэйэлээх
 
  Үрүҥ Аар тойон оҕонньор
 
  Көр уорук дьиэтигэр,
 
  Көҥдөй көмүс балаҕаныгар,
 
  Үс киис тириитэ өллүргэлээх
 
  Үрдүк нуоҕай бэргэһэтин
 
  Эҕэттэйдии анньан баран,
 
  Элэҥ – сэлэҥ туойан,
 
  Саҥа саҥаран
 
  Саймаһыта олорбута эбитэ үһү….
 
