Судьба человека. Якуты на Сахалине. - Блоги Якутии
Архив автора

6 лет назад 830

Судьба человека. Якуты на Сахалине.

В Сахалинском областном краеведческом музее сфотографировал фотографию якутского купца Винокурова.

Вашему вниманию подборка материалов из интернета.




В дневниках якт.ру нашел публикацию дневниковца roman:

http://www.dnevniki.ykt.ru/roman/550059


О беспокойном якуте острова Сахалин

18 января 2014 г., 21:33 в

Архивный фотоальбом якутян

4015

В августе 2013 мы, два сотрудника иститута биологических проблем криолитозоны участвовали в совместной экспедиции с учеными из Санкт-Петербурга и Южно-Сахалинска по изучению флоры и растительности в кальдерах вулканов на острове Кунашир. По окончании экспедиции мы побывали в прекрасном краеведческом музее г. Южно-Сахалинска.



Во время экспедиции – работа на вулкане Менделеева. (фото мое)



Краеведческий музей г. Южно-Сахалинска. (фото мое)

Правда музей все-таки маловат и имеет меньше экспонатов по сравнению с музеем г. Якутска.

И на одном стенде была фотография с надписью “Семья якутского купца Винокурова в селе Отасу. 1930 годы”.

По приезду в Якутск решил поискать информацию о купце Винокурове и вот что нарыл.



Эта фотокопия сделана мною в одном из центральных стендов краеведческого музея г. Южно-Сахалинска.

Семья якутского купца Винокурова в селе Отасу. 1930 годы.

(На самом деле здесь две семьи: Д.П. Винокурова и японского переводчика Умемия.)

В энциклопедии Сахалинской области о Д.П. Винокурове написано: ВИНОКУРОВ Дмитрий Прокопьевич (1884, мест. Ярмонка Якутской области – 1942, г. Сикука, ныне г. Поронайск), купец. Якут. В 1910-25 проживал на Северном Сахалине, занимаясь оленеводством, торговлей, скупкой пушнины. В 1925 эмигрировал на Южный Сахалин (Карафуто). Операция по задержанию В. на границе и изъятию у него контрабандного товара стала одним из первых успехов Сахалинского пограничного отряда. На Карафуто, наряду с коммерческой, В. занялся политической деятельностью с целью отторжения Якутии и Северного Сахалина от СССР с помощью военной силы Японии. В 1930, 1933, 1934 В. выезжал в Токио, где встречался с японскими политиками и военными. В г. Сикука, на о. Отасу (ныне о. Северный) при поддержке В. японскими властями была обустроена национальная деревня нивхов и уйльта, ставшая одним из туристических центров Карафуто. В. и его семья встречали на о. Отасу высокопоставленных японских чиновников, многочисленных туристов, учёных, журналистов. При содействии В. проводились исследования по использованию оленей в военных действиях в условиях тундры. С 1938 власти Карафуто начали подозревать В. в шпионаже в пользу СССР. В 1938 после ареста группы советских разведчиков, работавших у В. пастухами оленей, он сам был арестован и до 1940 содержался в тюрьме Тойохара (ныне г. Южно-Сахалинск). После выхода из тюрьмы проживал в г. Сикука, занимался оленеводством.



Винокуров Фотобумага, картон, фотопечать. 16,2х10,6

Картина. Дом Винокурова. Август 1931 г. Автор Yoshida (Ёсида) K. Холст, дерево, масло. 53х64,4 см

«Резиденция» знаменитого «короля оленей» Дмитрия Винокурова, которого в советские времена называли «спекулянтом, контрабандистом и японским шпионом», располагалась в деревне Отасу (современный о. Отос находится в городской черте).

Японцы говорили – “Если вы не были у Винокурова значит вы не были на Карафуто”.

«Известный король оленей якут Виноку­ров живет с семьей и двумя дочерьми в южной части леса Отасу. …У него деревянный дом в европейском стиле, нанял переводчика, уго­щает гостей, хорошо относится к японцам. Ви­нокуров окончил высшую духовную семинарию в Москве, человек довольно образованный, красноречив, заказывает семена из редакции газеты белоэмигрантов в Харбине, своими раз­говорами он привлекает многих японцев. Стар­шая дочь, которой 22-23 года, в прошлом году побывала в Токио, стала известной красавицей. Вторая дочь, которую видел раньше, умерла, а сейчас росла другая приемная дочь. Боль­шинство посетителей леса Отасу навещает семью Винокурова, слушает рассказ хозяина, любуется красивой дочерью и романтично опи­сывает семью Винокурова с восхвалением. До сих пор он нанимает несколько семей тунгусов для того, чтобы пасти оленей, зимой занимается перевозкой на оленьих санях, зарабатывая на питание и развлечение. Несколько лет тому назад проживал на русской территории, сидел он в советской тюрьме, бежал на японскую тер­риторию». Цит. по: Коно Хиромити. Путешест­вие по Карафуто (Ч. 2). С. 296-297. Подробнее о Дмитрие Прокопьевиче Винокурове см. кни­гу Вишневского Н.В. Отасу. Этно-политические очерки. Южно-Сахалинск, 1994. 158 с, а так­же статью Прокофьева М.М. «Белые пятна» в этнографии малых народов Севера Сахалина и задачи их изучения на современном этапе // Краеведческий бюллетень. № 2. Южно-Саха­линск, 1995. С. 112-115.



Умемия переводчик японского языка (справа), группа японцев в национальной одежде, купец Винокуров (слева), рядом его дочь Варвара Винокурова возле дома с оленями домашними из стада купца Винокурова. 1930-е гг. Фотобумага, фотопечать черно-белая. 6 х 11 см

Есть маленькая информация о дальнейшей судьбе Варвары на сайте Южно-Сахалинска:

“Варвара Винокурова стадион в Поронайске подметала под конец жизни… А была одной из самых богатых невест на Карафуто…”

Семья Фотобумага, фотопечать. 15,5х11

(На самом деле семья Винокурова и сын японского переводчика Умемия Ивао –  Умемия Увава )



Семья Винокуровых на оленьем пастбище. Бумага, печать. 12,6х17,2

Отрывок из книги – В. Д. Косарев. ЛЮДИ ВОСТОЧНОГО ЛУКОМОРЬЯ (о встречах с ороками в экспедициях 1983 – 1984 гг.).

Однажды я спросил Мицигаро, не лучше ли здешним оленеводам перебраться в Вал. К моему удивлению, он ответил, что местные ороки в Вал не поедут, а эвенки – тем более. И тут снова появился загадочный сюжет с кулаком Винокуровым. Я спросил, почему не поедут.

«Фамилии у нас японские, а там русские. Из этого ничего хорошего не выйдет, одна вражда, вплоть до крови». Я не поверил. Он стал объяснять:

«Когда Винокуров перегнал стадо с севера на японскую сторону, с ним перешли Давыдовы и другие эвенки. Ну а те, у кого японские фамилии, – те здесь и жили. На севере была крупная ссора, и тех, которые ушли с Винокуровым, с тех пор называют предателями, а к нам, которые с японскими фамилиями, относятся так же». Я спросил, застал ли Мицигаро стариков Винокуровской школы. И выяснилось, что среди них были не только эвенки, но и ороки тоже. Например, Владимиров Василий Иванович был эвенк, а Дмитриев – тот был орок. Еще был эвенк Александр Давыдов. А его старший сын, Андрей Давыдов, стал звеньевым.

Так вот, в заключение – об этой истории. Тогда, ближе к концу 1920-х годов, когда после освобождения сахалинского севера от японской оккупации стала расширяться и укрепляться советская власть, в том числе начиналась коллективизация, коренной люд был в постоянной тревоге от неведомой новизны. Винокуров жил в большом селе Паркотал, где это, я точно не представляю, скорее всего, в верховьях Тымовской долины, значительно севернее 50-й параллели, отделявшей советский Сахалин от Карафуто. Винокуров имел огромное, ухоженное стадо оленей отменной породы, и все оленеводы округи были, в сущности, у него работниками. Нельзя сказать, что он был вопиющий кровосос и мироед, во всяком случае в селе на свои деньги построил и церковь, и приходскую школу. Удивляет то, что ему удалось устроить оседлый быт двух народов из числа так называемых кочевых, которые создавали столько проблем советским просветителям и устроителям. Ведь в Паркотале оленеводы жили не в чумах, а в рубленых домах русского типа, и была там даже баня. Когда стало ясно, что коллективизация неизбежна, Винокуров стал думать, что делать. А в селе был еще один авторитет – шаман Емельян (по другим данным, Еремей), тоже якут, которого все называли Эремен. Как мне кажется, при своей неограниченной власти Винокуров мог угнать не только все табуны, но и всех пастухов в Карафуто, если бы не шаман. Оба, и Винокуров, и Эремен, были крутыми противниками новой власти со всеми ее новшествами, но, похоже, мотивы были совершенно разными: Винокуров пекся о своих стадах и богатстве, а Эремен глядел далеко вперед. Ведь я не раз записывал информацию о том, что сахалинские шаманы (а у других авторов приходилось читать не только о сахалинских) издавна предупреждали, что именно случится в конце концов с природой и с местным населением от внедрявшихся перемен. Впрочем, прошу учесть: полученные мной материалы о Винокурове и Эремене настолько скудны и противоречивы, что все здесь написанное по этому поводу – больше мои домыслы и догадки.

И так, в Паркотале, судя по всему, произошел раскол, и лишь часть пастухов, притом, кажется, меньшая, ушла вместе с Винокуровым на юг. По этой причине он и все стадо не сумел угнать, а взял только самых отборных оленей (чье потомство и загубили в начале 1980-х). Остальные пастухи остались с Эременом, хотя тот едва ли сулил им сладкую жизнь от прихода лучá (русских). Не зря Хома Окава в поселке Сачи, рассказывая мне о предупреждениях шаманов, обронил ненароком, едва ли желая меня обидеть, ходовое у ороков еще с дореволюционных, каторжных времен определение: «лучá амбá» (русские черти). В этой беседе он сказал вот что: «Русских шаманы к себе не пускали».

– А что говорили? «Э, помню, что ли? Маленький был. Тот старый шаман уже после войны говорил: будете по-русски жить – тайга оскудеет, река  оскудеет, море оскудеет. Много чего врал, а?» – и он, хитро прищурившись, кинул на меня быстрый взгляд. Дальнейшая судьба Эремена едва ли кому-то известна, а участь Винокурова описана: он полагал, что японцы – цивилизованная нация, уважающая частную собственность», но цивилизаторы посадили его в кутузку, оленей реквизировали, а пастухов вскоре стали сгонять вместе с местными аборигенами в резервацию, которую устроили близ прежнего Тихменевска, названного на японский лад Сисука (ныне это Поронайск), на острове Отасу (ныне Северный) в дельте Пороная. Вскоре по выходу из тюрьмы, в которой его держали не менее полугода, заболев там, вчерашний всевластный оленный хозяин умер.

Некоторые из винокуровских работников возвратились назад, в советские пределы, были и такие, что уходили на юг позже, а иные ездили туда-сюда несколько раз, что имело роковые последствия и для них, и для их соплеменников на восточном и западном берегах.

Многие были арестованы и репрессированы. Но это уже другая история.



На фото события 14 мая 1925 года на перекрестке улиц Александровской (Дзержинской) и Николаевской (Советской). Утром этого дня в этом месте города были построены японские войска и пограничники. Командующий оккупационной армией генерал-лейтенант Иноуэ (на переднем плане он крайний левый) отдал приказ об эвакуации.Справа спиной к нам стоит начальник пограничного отряда В.В.Красников, рядом в шляпе председатель Сахревкома Шишлянников Р.А. Лицом к нам с воинским приветствием начальник Ныйвской погранзаставы Резанов (в скором времени ликвидировавший отряд купца Винокурова Д.П.) Обменявшись воинскими почестями с пограничниками, последние японские солдаты в 9 часов 40 минут оставили Александровскую пристань и погрузились на корабли. К полудню, согласно детальному соглашению на всей территории Северного Сахалина была установлена Советская власть.

“В апреле 1925 года уполномоченный РОКК И. Н. Плютач из села Рыковское сообщил, что крупный купец, якут Винокуров, закабаливший тунгусов стойбища Адо-Тымово, заставил их перекочевать в пустынный район, граничивший с Южным Сахалином. Быстрый уход оккупантов помешал ему сбежать вместе с бывшими хозяевами. Яростный враг Советской власти, Винокуров к концу 1925 года сколотил банду в сто сабель. Захватив награбленную у местного населения пушнину и более полутора тысяч оленей, она скрылась в тайге, намереваясь прорваться через границу.

На поиск и ликвидацию вооруженной банды отправилась группа пограничников под командой начальника заставы В. Е. Рязанова. Действуя на незнакомой местности, бойцы обнаружили банду и развернули ее преследование. Это было серьезным испытанием стойкости, мужества и выносливости пограничников. Они выдержали его с честью. В начале февраля банда была настигнута и уничтожена. Разгром банды стал первым боевым крещением пограничников.”

О Р.А. Шишлянникове. Партийный псевдоним “Андрей”. Родился в 1896 г.в бедной еврейской семье Иркутской области.По легенде ОГПУ в студенчестве был знаком с будущим врагом Советской власти на Сахалине Винокуровым. Глава чекистов Приморья в годы гражданской войны и интервенции от т.н. “Техотдела”. Самый большой успех подчиненных товарища Андрея – дешифровка переписки атамана Семенова и вербовка нач. русского отдела японского разведуправления капитана Балановского. После захвата пограничниками отряда Винокурова в 1926 году на Сахалине, освободил купца и отправил на японскую сторону, завербовав перед этим. Рафаил арестован в 1934, расстрелян в 1937 г.

В принципе получается, что  Дмитрий Прокопьевич Винокуров в конце жизни стал поддерживать Советскую власть и стал на него работать как разведчик, но его все равно в памяти людей оставили как ярого врага СССР.



Конец Винокурова. 1961. Автор: Канторович В.Я. Бумага, печать типографская. 11 х 16,5 см 67 с.

Об этих событиях даже написали книгу.



Семья Умемия японского переводчика работавшего у купца Винокурова. 1930-е гг. губернаторство Карафуто, г. Сикука Фотобумага, фотопечать черно-белая. 10 х 13 см.



Умемия Увава – сын Ивао Умемия



Семья сахалинских эвенков, родственников эвенкийки Ульяны, жены Умемия, переводчика японского языка у купца Винокурова. Начало 1920-х гг. Фотобумага, фотопечать черно-белая. 8 х 12 см

Ивао Умемия оказывается остался на Сахалине. Об этом отрывок:

Итак, я занялся анкетированием среди 11 рыбаков Николая Окавы. Требовалось узнать, по каким причинам, и при каких обстоятельствах сложился такой национальный состав, включая мотивы, которые привели сюда приезжих, которых обобщенно называют «русскими». Ну, мотив у приезжих был один – «длинный рубль».

Между прочим, среди «некоренных» оказался чистокровный японец Ивао Умемия, человек весьма преклонного возраста. Он едва не прослезился, когда в просторной палатке рыбаков, расспросив других, я подсел к нему и начал: «Позвольте, Умемия-сан…» – его, наверное, уже десятки лет так никто не величал. На следующий день, в дополнение к ответам в анкету, он принес старые японские открытки, фотоальбом и, рассказывая о своей судьбе, всячески подчеркивал, что, поселившись на Карафуто, взял в жены орочонку, что возвращаться в Японию не пожелал и что их дочка нынче активно участвует в национальном орокском ансамбле Дома культуры.

В. Д. Косарев. ЛЮДИ ВОСТОЧНОГО ЛУКОМОРЬЯ (о встречах с ороками в экспедициях 1983 – 1984 гг.).



Умемия Увава, сын японского переводчика Умемия и эвенкийской женщины, верхом на олене в период работы пастухом оленеводм в отделении совхоза “Оленевод”. Лето 1954 г. Сахалинская обл., Смирныховский р-он, с. Буюклы Фотобумага, фотопечать черно-белая. 8 х 11,5 см

Винокуров Дмитрий Прокопьевич оставил очень заметный след в истории острова Сахалин. Больше о нем упоминают как «король оленей», но в советские времена называли «спекулянтом, контрабандистом и японским шпионом» . Несправедливо советские политические руководители в Винокурова вложили весь образ всего антисоветского, врага острова Сахалин. Да, он был неординарной личностью и говорить о нем только с плохой стороны не стоит. Главное, он развил оленеводство на острове Сахалин (на основе оленьих стад Винокурова было организовано несколько оленеводческих колхозов), поддерживал материально местных коренных жителей. И он был советским разведчиком, а не “японским шпионом”.

Интересно, остались ли у него родственники у нас в Саха сирэ? Помнят ли о нем?

Музыка: https://music.ykt.ru/music/19909у

Статья в “Сахалайфе”:

http://sakhalife.ru/svoy-sredi-chuzhih-yakutskiy-kupets-stavshiy-dzhokerom-v-politigrah-sssr-i-yaponii/

3 июля 2014, 17:36

1874

Свой среди чужих: Якутский купец, ставший джокером в политиграх СССР и Японии

На прошлой неделе Якутию посетил уникальный гость – ведущий советник аппарата губернатора и правительства Сахалинской области и исследователь истории острова времен японской оккупации Николай ВИШНЕВСКИЙ.

Он привез свое детище – книгу “Отасу. Этнополитический очерк” о нашем земляке, о человеке редкой судьбы, купце Дмитрии ВИНОКУРОВЕ, волей рока заброшенном в Сахалин и ставшем джокером в политической игре на Дальнем Востоке. Обозреватель газеты “Саха Сирэ” Гаврил АНДРОСОВ взял эксклюзивное интервью у Николая Вишневского.

— Николай Васильевич, вы очень хорошо отзываетесь о нашем национальном празднике ысыах. А Дмитрий Винокуров на Сахалине проводил ысыах?

— Нет, конечно. Он жил на японском Сахалине. В то время в основном справляли японские национальные праздники, а жившие с ними рядом аборигены в Отасу (поселок, где жили нивхи и ульчи) подвергались японизации. Винокуров был старостой поселка Отасу, имел личного переводчика. У него было очень много оленей, торговал пушниной. Имел обширные связи с Китаем, с белой эмиграцией.

— Наверное, у него были какие-то экономические проекты?

— Конечно, на встречах в военном министерстве, например, он рассказывал, какой у Якутии потенциал. И с ним соглашались, но все-таки японская политика была нацелена на юг, на Тихий океан, на Восточную Азию и на Китай. Поэтому мечта Винокурова об отторжении Якутии от СССР не было суждено сбыться. Тем не менее, он занимался политической деятельностью и, как оказалось, якутский купец был официальным представителем генерала ХОРВАТА – главы белой эмиграции на Дальнем Востоке.

— Винокуров был представителем генерала Хорвата на Южном Сахалине?

— Нет, что особенно интересно, Дмитрий Винокуров был представителем по Якутии. Несмотря на то, что он сам жил в Японии в городе Карафуто, а Якутия была советской. Они, кажется, ожидали и желали, что Якутия станет самостоятельным государством с помощью японских вооруженных сил.

— Тогда, получается, якутских эмигрантов курировал Винокуров?

— Пока мало найдено фактов о роли и политической деятельности якутских эмигрантов. Но я полагаю, что она была небольшой. На мой взгляд, якутские эмигранты больше занимались коммерческой деятельностью, какими-то культурными проектами, а в политику не лезли. С одной стороны, это можно объяснить тем, что они в 20-е годы сильно пострадали от политических репрессий. Поэтому им не хотелось вновь повторять эту трагическую историю. С другой стороны, политика была не их делом. А якутские эмигранты были в большинстве своем крупными купцами, которые во время гражданской войны ушли в Китай (Маньчжурию), частично в Японию. Они были довольно зажиточными и им было чего терять…

— Может, тогда Дмитрий Винокуров был посредником между якутскими купцами и местной администрацией?

— Я полагаю, что он один из тех якутов, которые занимались политической деятельностью. Другое дело, что якуты в эмиграции имели между собой очень хорошую связь — они все переписывались: Гавриил НИКИФОРОВ, Асклеофедот РЯЗАНСКИЙ, Дмитрий ВИНОКУРОВ, легендарные Семен и Егор СТАРОСТИНЫ, Михаил КОРНИЛОВ, которые бежали в Финляндию из Соловецкого концлагеря. Более того, Винокуров мечтал провести съезд якутов-эмигрантов на Сахалине в городе Карафуто. Но японское военное ведомство не поддержало его идею.

— Когда якутский купец Винокуров обосновался на далеком острове Сахалин? После разделения или до…

— Предприимчивый, образованный якут Дмитрий Винокуров прибыл на Сахалин в начале ХХ века. Занялся оленеводством и торговлей, скоро стал влиятельным человеком.

В 1905 году после русско-японской войны японцы захватили Южный Сахалин. Затем японцы оккупировали и Северный Сахалин, поэтому в 1920-1925 годы весь остров контролировался из Токио. После 1925 года по Пекинской конвенции СССР вернул Северный Сахалин и японцы ушли в южную часть острова. Винокуров решил уйти на Южный Сахалин вместе с японцами. У него было 300 оленей и были работники, причем, у него первым помощником был тоже якут – Терентий ПЕТРОВ из рода Наахара. Кстати, а Винокуровский род назывался Элэмэс.

— Чем увенчалась попытка перейти советско-японскую границу?

— Две якутские семьи и приближенные к ним оленеводы-эвенки с оленями и с запасом пушнины пытались перейти на юг Сахалина. Но советские пограничники не дремали и задержали их, конфисковали пушнину. Видимо, это немножко остановило Винокурова. И он снова вернулся в Александровск – в то время столицу Сахалинской области. По рассказам, якутский купец вновь начал скупать пушнину. И тут на него обратили внимание советские чекисты – Винокурову предложили работать на советскую разведку. Я полагаю, он согласился, зная, что только при таком условии ему дадут возможность перейти границу. Это чисто по-человечески понятно. И он ушел с тремя сотнями оленей и с пушниной…

— Ну и как сложилась жизнь новоиспеченного разведчика?

— Дмитрий Прокопьевич поселился в городе Сиско – это японское название нынешнего Поронайска. Там японцы построили показательный поселок малочисленных народов Сахалина – Отасу. Туда приезжали тысячи туристов из Японии. Для нивхов построили дома японского типа, а ульчи имели свои традиционные жилища. И танцы, камлания шаманов развлекали туристов. Поток туристов был очень большим, приходили не только простые люди, но и члены императорской фамилии, военные и государственные деятели, лидеры партий, парламентарии. И всех их встречал якутский купец, представитель белого генерала Хорвата, советский разведчик, староста поселка Дмитрий Винокуров.

После того, как он вернулся из-за границы и начал свою деятельность по отторжению Северного Сахалина и Якутии от СССР, он ездил в Японию, где встречался с влиятельными людьми, даже пытался дойти до императора. Но его предложение не было поддержано и хищный зверь японской политики повернулся в сторону юга…

— Как разоблачили Дмитрия Винокурова в шпионаже в пользу СССР?

— В 1938 году был такой случай. Советская разведка, поняв, что Винокуров не передает желаемую информацию, решила перевести его через границу насильно, для разъяснительной беседы. Хотя, судя по архивным документам, все-таки кое-какая информация шла от него до этого. Из числа пограничников была сформирована специальная группа, которая перешла через границу и захватила якутского купца. Говорят, была стрельба, его ранили и доставили на пограничную заставу. Опять вели беседу и он вновь согласился сотрудничать с чекистами. Японцам он не рассказал об обстоятельствах его перевода через границу, но японская жандармерия, почуяв что-то неладное, начала копать и разоблачила группу советских разведчиков в количестве девяти человек, которые были арестованы. Таким образом, все связи с советской разведкой старосты поселка Отасу, который принимал элиту Японии, стали известны японцам. В 1938 году Винокурова арестовали, он больше года провел в тюрьме.

— Но вскоре Дмитрий Винокуров освободился…

— Учитывая то, что староста образцового поселка Отасу встречался с очень влиятельными людьми, об аресте Винокурова в прессе ничего не было. Потом его выпустили, конечно, все это без помощи японских спецслужб не обошлось. Дмитрий Прокопьевич вернулся домой в 1940 году, опять занялся оленеводством. Примечательно, что японцы в то время интересовались оленями для перевозок по тундре, по снегу вооружения и техники, солдат. Он помогал им при испытаниях оленей, а также продолжал торговать. Но здоровье после отсидки в тюрьме было сильно подорвано. В 1942 году якут, волей судьбы ставший лидером малочисленных народов Сахалина, умер.

— Что стало с наследством якутского купца?

— Дело его продолжила дочь Варвара. Если быть точным, у него было две дочери — Варвара и Александра. В прошлом году мне удалось найти метрическую книгу Александры. Она была 1913 года рождения, но рано умерла. А Варвара жила в Поронайске и до 1945 года, как и отец, занималась оленеводством. Но оленеводство – трудное занятие для одинокой женщины, хотя Варвара была девушкой лихой, сама ездила по тундре на оленях.

— Как сложилась дальнейшая судьба Варвары?

— Она после победы над Японией жила в Поронайске. Дочь влиятельного деятеля малочисленных народов Сахалина тихо жила, бедно, конечно. Работала на стадионе уборщицей, торговала на базаре. Она была хорошим работником, очень отзывчивым. По преданиям, у семьи Винокуровых было две тайны: никто не знал, сколько оленей у Дмитрия Прокопьевича и сколько лет его дочери Варваре…

— Что случилось с жителями образцового поселка Отасу?

— Представители малочисленных народов Сахалина, которые жили вместе с Винокуровым и служили в японских заградительных отрядах или участвовали в шпионской игре, были репрессированы. Помощник Винокурова Терентий Петров тоже был репрессирован и сослан в Тайшет на десять лет. Он выжил, вернулся. А его сын Михаил ПЕТРОВ был одним из моих информаторов и рассказал трагическую историю двух якутских семей, живших на Сахалине во времена гражданской войны и японской оккупации.

На фото: Винокуров Дмитрий Прокопьевич, якут, купец. Начало 1920-х гг. Фотобумага, фотопечать черно-белая. 13 х 18 см

Источник: ysia.ru

Фото с сайта:

https://pastvu.com/p/424296

Карафуто. Чиновники у дома сахалинского купца якута Д. П. Винокурова в селении Отасу



Карафуто. Дом сахалинского купца якута Д. П. Винокурова в селении Отасу



Фотографии с презентации:

https://infourok.ru/prezentaciya-knigi-nv-vishnevskogo-otasu-1218066.html

Карта г. Сикука (Поронай) и поселка Отасу.





Родословная Д. Винокурова.



Дочь – Винокурова Варвара Дмитриевна.



Фото на сайте:

http://iea-ras.ru/index.php?go=Gallery&in=view&id=24

Стенд купца Винокурова в Поронайском музее

Интервью Николая Вишневского:

http://zvezda-sah.ru/?module=articles&action=view&id=2294

Николай Вишневский о своих книгах в интервью газете «Экспресс»

2014-08-06С сахалинским историком Николаем Вишневским читатели нашего города знакомы давно. В 1992 году в «Звезде» были впервые опубликованы его этнополитические очерки «Отасу» о судьбе якутского купца Дмитрия Винокурова и жизни аборигенов Сахалина, проживавших в первой половине XX века в районе реки Поронай. В 1994 году в Южно-Сахалинске была издана его книга с одноименным названием, а 25 апреля текущего года в Южно-Сахалинске состоялась презентация второго, дополненного издания «Отасу». В июне презентация книги прошла в Якутске и на родине Винокурова в якутском поселке Техтюр.




Фото с апрельской презентации переизданной книги “Отасу”:

http://sakhalinmuseum.ru/


– Николай Васильевич, почему было решено переиздать книгу?

– «Отасу» была тепло принята как на Сахалине, в том числе в Поронайске, что для меня особенно ценно, так и за его пределами. Для большинства читателей название очерков было непонятно (мало кто знает о том, что в черте современного г. Поронайска в ХIХ-ХХ вв. существовал поселок аборигенов под таким названием). Тем не менее, книга нашла своих читателей, и, наверное, потому, что в ней описана совершенно невероятная история жизни сахалинских аборигенов, причем история не придуманная и очень трагичная.

Вешняя притягательность книги была обеспечена оформлением обложки поронайским художником-педагогом

Тамарой Королевой

.

За прошедшие 20 лет открылись ранее недоступные архивы, в научном обороте появились новые исследования о русской дальневосточной эмиграции. Это позволило несколько по-иному взглянуть на описанные в «Отасу» события и факты и оценить их. В новом издании книги поселок Отасу показан не только как туристическая достопримечательность Южного Сахалина периода Карафуто, но и как один из центров Белого движения на Дальнем Востоке. Проживавший в Отасу купец Винокуров не был «кустарем-одиночкой»; а являлся активным участником этого мощного, хотя и разобщенного движения.

Как оказалось, книга была положительно оценена не только за частично детективный сюжет, но и за этнографическую составляющую. Поэтому, когда от директора Сахалинского областного краеведческого музея Т. П. Роон поступило предложение о переиздании «Отасу», я с благодарностью его принял. Книга была переработана, дополнена новыми материалами и фотографиями. В результате, на мой взгляд, получилось очень красочное и информативное издание. Насколько интересное – судить опять же читателю.

Приятно было узнать, что изучением истории семьи Винокурова занимаются и в Поронайске. Прекрасный материал был собран по этой теме учителем средней общеобразовательной школы № 7 г. Поронайска

Г. М. Шмелевой

, которая в своем исследовании совершенно правильно отмечала, что история семьи Винокуровых стала неразрывной частью истории Поронайска. Часть материалов, собранных Галиной Михайловной и переданных мне, использована на во втором издании «Отасу». За что я ей очень благодарен.


– В чем главная особенность книги?

– В совмещении воспоминаний местных жителей: русских, корейцев, японцев, нивхов, уйльта, якутов и архивных материалов. Причем как российских, так и иностранных, в первую очередь японских. Ведь изначально огромный массив материалов был предоставлен мне для подготовки книги из муниципальной библиотеки г. Китами, города-побратима Поронайска.


– Как приняли книгу в Якутии?

– С благодарностью! За то, что сахалинцы помогли приподнять пласт истории, связанной с жизнью якутов на Сахалине и деятельностью якутской эмиграции. В настоящее время по заказу Правительства республики Саха (Якутия) в Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН (г. Якутск) осуществляется научно-издательский проект по подготовке трехтомной «Истории Саха (Якутии)». Данный труд призван отразить не только историю событий, но и историю народов Якутии и ее отдельных личностей. В том числе Винокурова. С этой целью, для изучения истории пребывания на Сахалине якутов и тунгусов, указанным выше институтом совместно с институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (г. Москва) организована научная экспедиция на Сахалин. В ее состав включен и я. Вместе с коллегами из Якутска и Москвы в период с 5 по 9 августа нам предстоит побывать и поработать в Ногликах, Тымовском и Поронайске. Разумеется, мы побываем и на острове Северном, бывшем Отасу.


– Уже появилась информация, что скоро выйдет из печати Ваша очередная книга под названием «Терпение», напрямую связанная с историей Поронайска и его жителей…

– Книга выйдет в свет на днях. Фактически – это продолжение рассказа, начатого в «Отасу», о русских эмигрантах на Карафуто. В центре внимания новой книги – российско-японская семья Боришко-Ная, проживавшая в 1930-1940 гг. на берегу залива Терпения. Отсюда и название книги. Но как еще оказалось, девизом жизни младшего сына Маркиана Боришко и Ная Киё – знаменитого борца сумо Тайхо Коки было именно «терпение». Такое вот удивительное совпадение. Надеюсь, и эта книга будет интересна поронайцам.


– В Поронайске планируется возвести памятник Тайхо…

– Разумеется, я знаю об этом. Прекрасная инициатива! Ведь помимо общей значимости этого события памятник станет одним из наиболее привлекательных мест для посещения туристами. Так что его установка имеет и вполне прагматичное значение. Вопрос об установке памятника Тайхо в Поронайске рассматривался на заседании экспертно-консультативного совета по сохранению культурного наследия Сахалинской области. Обсуждалось в том числе место возведения статуи. Предлагалось три варианта: городской парк, территория музея и место, где находился дом Боришко-Ная на ул. Восточной. Совет высказался за третий вариант. Что малоизвестно – первоначально рассматривался вариант установки в Поронайске дубликата скульптуры Тайхо, установленной в 2011 году в Одессе (скульптор – Ю. Гублий). Но, разумеется, скульптура Тайхо, изготовленная для Поронайска японским мастером из префектуры Акита Камада Тосио, имеет гораздо большую художественную ценность. Камада Тосио – известный японский скульптор, в том числе в России.




Николай Вишневский в гостях у семьи Тайхо Коки в Токио. 2013 год, фото:

http://aleksandrovsk-sakh.ru/


– Интересно, а есть ли памятники русским в Японии?

В г. Асахикава на Хоккайдо установлен памятник бейсболисту Виктору Старухину. Его же именем назван бейсбольный стадион в этом городе. Около этого памятника бывают и сахалинцы.


– Как вы находите темы для своих книг?

– Темы подсказывают люди. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех жителей Поронайска, кто помогал мне в создании моих книг, в том числе кого уже нет рядом с нами:

Ким Масако, Ким Сон Те, Минато Ф., ОгаваХ., Петрова М.Т., Сим Уль Юн, Умэмия И., Ха Ен Бу, Юн Су Гон

… Также выражаю слова признательности за помощь в подготовке книг работникам Поронайского краеведческого музея и лично

Санги ОМ

.

Поздравляю всех поронайцев с наступающим праздником – Днем города! Желаю процветания Поронайскому району и счастья всем его жителям!


–  Спасибо, Николай Васильевич! Дальнейших успехов в творчестве!

– Спасибо!


Л. Петрова,


интервью опубликовано в газете «Экспресс» № 38 от 07.08.2014

Презентация книги “Отасу”

http://sakhalinmuseum.ru/news_352.php

НОВОСТИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ Н. В. ВИШНЕВСКОГО «ОТАСУ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ»

3 июня 2014 г.

24 апреля 2014 года в Сахалинском областном краеведческом музее состоялась презентация второго, дополненного, издания книги «Отасу: общественно-политические очерки». Николай Васильевич Вишневский — автор книги, подготовленной на основе документальных материалов и воспоминаний очевидцев, воссоздал малоизвестные страницы истории Сахалина и советско-японских отношений 1920–1940-х гг.

С поздравлениями в адрес автора выступили: министр культуры Сахалинской области Ирина Викторовна Гонюкова, директор Сахалинского областного краеведческого музее Татьяна Петровна Роон, представитель республики Саха (Якутия) в Сахалинской области

Александр Кузьмич Соловьёв

, представитель МИД РФ в Южно-Сахалинске Владимир Николаевич Носов и другие.

Мероприятие украсили творческие номера солисток ансамбля этно-культурного центра «Люди ых миф» (канга), песни в исполнении Оксаны Соломиной, Н. В. Вишневского.

Гости мероприятия получили экземпляры новой книги с автографом автора.

Материал подготовил: младший научный сотрудник экспозиционно-исследовательского отдела В. М. Антоненко.

Фотографии: М. В. Червякова.

Судьба якутского купца Винокурова ярко иллюстрирует слова российских путешественников о якутах 18-19 веков: что если оставить якута одного без ничего в глухой тайге, то через несколько лет можно будет найти крепкое якутское хозяйство богатое скотом и многолюдное…

Нашему поколению якутян жизненно важно воодушевиться примерами наших предков в их искусстве выживания и развития!

Мой пост о якутах в Калифорнии:

Сэргэ шагает по планете! Часть 1. Калифорния.

.

Мои посты о Сахалине:


В Южно-Сахалинске – горный воздух, море, корейская и японская кухня и зимние


Судьба человека. Якуты на Сахалине.


Загадочные Айны в музеях Токио и Южно-Сахалинска!


Форум “Сообщество” в Южно-Сахалинске! Почему люди уезжают с Дальнего Востока?


Заседание Российско – Американского ТихоОкеанского Партнерства (РАТОП)!

Моя страница в Дневниках якт ру.:

https://nikbara.ykt.ru/

Мой канал на Ютуб:

https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true

Я в Инстаграме @nb2015p

«Фейсбуке»

https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

“Твиттер”

https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий