7 лет назад 208
Встреча шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо в Орто Дойду!
5 июля 2016 года прошло знаменательное событие – открытие III Международного фестиваля «Встреча Шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо» в местности Орто Дойду Хангаласского улуса.
Программа фестиваля:
http://sakhalife.ru/programma-festivalya-vstrecha-shedevrov-yunesko-na-zemle-olonho/
.
На фото: зрители приветствуют артистов Театра Олонхо!
В рамках Международных Спортивных Игр “Дети Азии” в Республике Саха (Якутия) проводится Фестиваль “Встреча шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо”.
Международные спортивные игры «Дети Азии»
(
якут
.
«Азия оҕолоро» Норуоттар икки ардыларынааҕы спортивнай оонньууну
) — проводятся каждые четыре года с 1996 года под патронажем
Международного олимпийского комитета
[1]
, охватывающие весь
Азиатский континент
. Игры были организованы в ознаменование 100-летия современного Олимпийского движения по инициативе первого Президента
Республики Саха (Якутия)
Михаила Ефимовича Николаева
.
Цель игр
— пропаганда идей Олимпийского движения, развития детско-юношеского спорта и укрепления международного спортивного сотрудничества.Игры «Дети Азии» являются важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Игры способствуют повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта. Развитие психических, физических и социальных качеств подрастающего поколения, обучение этическим ценностям, воспитание уважения к себе и другим людям, обучение терпимости и ответственности, воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности через пропаганду здорового образа жизни.
Шедеврами устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО признает те шедевры, которые находятся под угрозой исчезновения. После 3-го Провозглашения шедевров в 2005 году, их стало 90 из 70 стран мира.
В Википедии есть полный
Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества
ЮНЕСКО:
Из России туда включены 2 шедевра:
Культурное пространство и устное творчество
семейских
(2001, 2008) — староверы Забайкалья
Якутский героический эпос «
Олонхо
» (2005, 2008)
Участники торжественного мероприятия.
Когда мы приехали, завершалось чествование победителя Игр Дыгына – 2016 Егора Филиппова из Хангаласского улуса.
В новостях якт.ру о нем писали:
https://news.ykt.ru/article/44447
Егор Филиппов – новый победитель национального многоборья “Игры Дыгына-2016”
В соревнованиях участвовали 12 спортсменов. По итогам семи этапов: национальные прыжки и вертушка, мас-рестлинг, стрельба из лука, хапсагай, бег на 400 м. и поднятие камня, длившихся два дня, определился новый сильнейший боотур национального многоборья. Им стал рекордсмен республики по прыжкам в длину Егор Филиппов. Семь очков ему уступил и стал серебряным финалистом Алексей Козлов, который на прошлогодних Играх завоевал третье место. Бронзовым призёром с 35-ью очками стал Артём Варданян.
Хангаласцы пели песню о Дыгыне.
2016 год был объявлен в улусе Годом Дыгына:
https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/752454
.
Состоялся Ысыах Дыгына в Орто Дойду:
https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1034043
.
Выступление Театра
Олонхо
Республики Саха (Якутия).
В Википедии пишут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%85%D0%BE
Олонхо́
(
якут.
Олоҥхо) — древнейшее эпическое
искусство
якутов (
Саха
)
. Занимает центральное место в системе якутского
фольклора
. Термин «олонхо» обозначает как эпическую
традицию
в целом, так и название отдельных
сказаний
. В
2005 году
ЮНЕСКО
объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества»
[1]
.
Выступил Первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаев.
Выступили артисты
Оперы Куньцюй
.
В Википедии пишут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BD%D1%8C%D1%86%D1%8E%D0%B9
Куньцюй
(
кит.
упр.
崑曲,
пиньинь
:
Kūnqǔ
),
Куньшаньская опера
— старейшая из дошедших до наших дней разновидностей
китайской оперы
(классической музыкальной драмы).Возникла в уезде
Куньшань
провинции
Цзянсу
в конце
династии Юань
(1271—1368) — начале
Мин
(1368—1644). Отличается мягким и ясным вокалом, мелодии красивы и утонченны. Жанр достиг вершины популярности в конце Мин — начале
Цин
(1644—1911) и оказал большое влияние на другие виды оперы. В начале
XX века
жанр был под угрозой исчезновения.Профессиональные труппы работают в городах
Пекин
,
Шанхай
,
Хучжоу
,
Нанкин
,
Чанша
,
Вэньчжоу
,
Сучжоу
,
Ханчжоу
и
Тайбэй
.В
2001 году
была включена
ЮНЕСКО
в
Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества
.
Интересный проект – совместное выступление Театра Олонхо и оперы Куньцюй.
Кыргызский “Манас”.
В Википедии пишут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81
Манас
(
кирг.
Манас) — крупнейший
кыргызский
эпос
и имя его главного героя —
богатыря
, объединившего кыргызов. «Манас» включён в список шедевров
нематериального культурного наследия человечества
ЮНЕСКО
, а также в
Книгу рекордов Гиннеса
как самый объёмный эпос в мире.
Индийский классический танец
.
В Википедии пишут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BC
Бхаратнатьям
[1]
(
бха
— «бхава», чувства, эмоции;
ра
— «рага» — мелодия,
та
— «талам» — искусство ритма,
натьям
— танец) — вид театрального танца, зародившийся в
Южной Индии
, в штате
Тамилнад
. Является одним из
классических стилей индийского танца
.Первоначально имел
сакральное
значение, что подтверждают различные позы бхаратанатьямы, высеченные на стенах храмов Южной Индии. Исполнялся храмовыми танцовщицами —
девадаси
, которые играли не менее важную роль, чем
жрецы
. Сюжеты танцевальных композиций составляли легенды о божестве, в честь которого построен храм, описывающие его подвиги в борьбе с
демонами
. Считалось, что все события в танце переживаются вновь наяву, поэтому исход битвы зависел от мастерства танцовщицы: для победы божества она должна была исполнить свой танец безукоризненно.
На
азербайджанском таре
играет Сахиб Пашазаде.
Азербайджанское искусство игры на таре
(
азерб.
Azərbaycan tar ifaçılıq sənəti) —
азербайджанское
искусство
исполнения
музыки
на
таре
, щипковом струнном музыкальном инструменте с длинной шейкой. Исполнительство на таре, а также искусство его изготовления развито по всей территории
Азербайджана
[1]
. Навыки, связанные с этой
традицией
играют значительную роль в формировании
культурной
идентичности
азербайджанцев
[1]
. Тар используется при исполнении
народной музыки
на
свадьбах
, праздниках и концертах. Этот музыкальный инструмент используется в основном в качестве ведущего инструмента в составе
мугамного
трио. Является главным инструментом азербайджанских народных фольклорных оркестров и ансамблей. Тар считается музыкальным
символом Азербайджана
[2]
. Азербайджанское искусство игры на таре и мастерство его изготовления включено в
список шедевров устного и нематериального культурного наследия
ЮНЕСКО
[1]
.
Испанское фламенко
!
В Википедии пишут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE
Фламе́нко
(
исп.
flamenco
,
исп.
cante flamenco
) — общее обозначение южно-испанской (
андалусийской
) народной музыки — песни (cante) и танца (baile).16 ноября 2010 года
ЮНЕСКО
присудила
Фламенко
статус объекта
Всемирного Наследия
[9]
.
Грузинское полифоническое пение
. Государственный академический ансамбль песни и танца «Рустави». Художественный руководитель ансамбля Анзор Эркомайшвили
На сайте пишут:
http://cultgeorgia.ru/mnogogolosie.html
ГРУЗИНСКОЕ МНОГОГОЛОСИЕ
Грузинское полифоническое пение является музыкальным феноменом в общемировом масштабе. Представляя собой систему с особыми вокальными приемами и использованием близко расположенных друг к другу тонов, грузинская полифония является сложнейшей в музыкальном отношении и красивейшей техникой исполнения песен.
В 2001-м году Юнеско признало грузинскую музыкальную культуру шедевром мирового нематериального духовного наследия
Участниками Фестиваля “Встреча шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо” также были:
Армянский дудук
:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%B4%D1%83%D0%BA
Дуду́к
(
тур.
düdük
[1]
[2]
[3]
;
арм.
դուդուկ) —
язычковый
деревянный духовой музыкальный инструмент
с двойной тростью. Представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями.Варианты распространены среди народов
Кавказа
[2]
,
Ближнего Востока
и
Балканского полуострова
.В
2005 году
музыка армянского дудука была признана шедевром
Всемирного нематериального культурного наследия
ЮНЕСКО
[4]
.
Традиционные танцы айнов
:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%BD%D1%8B
А́йны
(
яп.
アイヌ
айну
, букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории
России
в низовьях
Амура
, на юге полуострова
Камчатка
,
Сахалине
и
Курильских островах
. В настоящее время айны остались в основном только в Японии. Численность их в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 чел
[3]
. В России, по итогам
переписи 2010 года
, было зафиксировано
109 айнов
, из них 94 человека в
Камчатском крае
[2]
.
Фото с дневника
https://dnevniki.ykt.ru/Levlaval/1036425
Горловое пение монголов
:
http://asiarussia.ru/news/15497/
В 2010 году ЮНЕСКО монгольское Хөөмэй было включено в Репрезентативной список нематериального культурного наследия человечества. Хөөмэй является формой горлового пения, возникло в Западной Монголии, в горах Алтая. Монгольские традиции поклонения природе повлияли на зарождение Хөөмэй и нашли в нем свое отражение. Хөөмэй обычно восхваляет природу, горы, реки и так далее.
Владислав Левочкин из Министерства культуры и духовного развития Республики Саха написал прекрасную статью:
http://asiarussia.ru/news/13001/
и
https://dnevniki.ykt.ru/Levlaval/1036425
.
Завершился фестиваль «Встреча Шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо»
Вот и подошел к концу III Международный фестиваль «Встреча Шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо»
.
Он стал настоящим праздником для якутян: переполненные залы, массовые шоу, выступления на открытых площадках с многотысячной аудиторией, увлекательные мастер-классы.
В любом виде искусства массовизация не идет на пользу. Но это не тот случай. Праздник получился красочным и ярким, наполненным восторженностями и аплодисментами и при этом глубоким по содержанию, разнообразным и максимально приближенным к тому, что мы называем аутентичным исполнением.
Больше всего, конечно, поразил сам зрительский настрой. Якутский зритель, требовательный и избалованный театральными постановками, затаив дыхание (то есть, отключив звук на сотовых телефонах), следил за происходящим на сцене. Можно сказать, что за эти годы фестиваль воспитал зрителя, который ждет встречи с шедеврами ЮНЕСКО, который умеет слушать и слышать, у которого широкий кругозор и который способен восхищаться красотой самобытных культур.
Единственный неловкий момент возник во время выступления Театра оперы Куньцюй на оупен-эйр открытии фестиваля, когда своеобразие исполнения вызвало у некоторых неискушенных слушателей приступы не очень культурного смеха. Нужно отдать должное артистам, они ничуть не обиделись и даже бровью не повели. В остальном за публику не было стыдно.
Обсуждая итоги фестиваля, я услышал фразу, которая, во-первых, концентрировано передала его суть, во-вторых, обозначила степень вовлеченности собеседника.
– Такие события меняют людей, – сказала одна восторженная зрительница, кстати, спонсор нашего фестиваля Людмила Баланова, руководитель творческой лаборатории «Атмосфера».
Действительно, вспомните себя молодыми. Бывают в жизни такие события, которые кардинально меняют человека, его отношение к себе и окружающим, отношение к Миру. Верю, что фестиваль «Встреча Шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо» стал для кого-то именно таким событием. Однозначно, это не мероприятие для галочки, это что-то несопоставимо больше и важнее. Действительно, в жизни нашей страны, республики, есть такие культурные явления, от соприкосновения с которыми волшебным образом изменяется сознание людей: они становятся добрее, культурнее, лучше.
Искусство это не только способ самовыражения, это иногда большая политика. Через любовь к своим традициям разные культуры учатся понимать друг друга. Может этого понимания не хватает на политической арене, но здесь, на Земле Олонхо, неважно из какого государства (проамериканского или, например, мусульманского) артист – его единодушно тепло встречали и провожали.
В программе каждого фестиваля есть такое мероприятие как вечер дружбы. В этот раз по настоянию участников провели такие вечера два раза. В неформальной обстановке артисты общаются между собой и у них рождаются интересные синкретичные выступления: не для широкой публики, а для узкого круга друзей.
Так, например, Алиса Саввинова выступила с солистами ансамбля «Рустави», Лэгэнтэй спел на русском и грузинских языках, все попробовали танцевать фламенко, а гость из Монголии, известный артист Даваасурэн Дамжин исполнил в жанре горлового пения «Times to say goodbye» Эндрю Ллойд Веббера. Все это происходило за кадром для зрителя, но останется одним из ярких моментов для самих артистов. Именно так стираются границы между странами – в этом и заключается миротворческая миссия культуры.
О наших спонсорах нужно рассказать отдельно. Ими стали не, как вы подумали, руководители крупного бизнеса, а предприниматели, такие же увлеченные культурой люди, как и артисты, только имеющие чуть больше возможностей. Мы благодарны «Саха концерту» (Василию Кривошапкину мы обязаны за великолепные шоу-программы), творческой лаборатории «Атмосфера» (руководитель Людмила Баланова, о ней я уже говорил), группе компаний «Северный аукционный дом» (Николай Мартынов), агентству «ИнЯз» (Анна Городничая).
Эти люди не просто отдали деньги и сидели в зале, они личным участием и всеми имеющимися ресурсами помогли организовать фестиваль как грандиозный праздник, окружая гостей гостеприимством, а зрителей качественным шоу. Без такой поддержки нам вряд ли удалось бы пригласить столь именитые коллективы и исполнителей, которые популярны в глазах не только узких специалистов, но и самой широкой аудитории.
Конечно же, большая благодарность и сотрудникам министерства, и работникам республиканских учреждений культуры, которые вложили массу усилий и личного времени, чтобы все состоялось именно так, как задумывалось.
Среди коллективов принимающей стороны, разумеется, особое место занимает Театр олонхо, который и носит имя нашего шедевра ЮНЕСКО. Кстати, только два культурных явления России имеют такой статус. Театр олонхо имеет давнишние тесные связи с другими национальными театрами-шедеврами. Именно такую задачу перед встречей шедевров и ставил основатель как Театра олонхо, так и самого фестиваля Андрей Саввич Борисов. Эта взаимосвязь нашего театра с Театром оперы Куньцюй зацвела буйным цветом на нынешней «встрече».
У каждого «шедеврального» коллектива свой график работы, и получилось так, что Театр оперы Куньцюй прилетел первым и сразу после открытия фестиваля улетел. Зато он успел продемонстрировать якутскому зрителю классику китайской оперы – «Пионовую беседку» и несколько синкретичных проектов. (Синкретизм — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов). Те, кто побывали на открытии фестиваля в «Орто Дойду», понимают, о чем я. О перспективе создания совместного с Театром олонхо проекта обмолвилась на пресс-конференции представительница индийского искусства, преподаватель Академии театрального искусства университета Мумбаи Практикша Тушар Лакхани.
Совместные концерты с гостями организовала Государственная филармония Якутии, наверное, ни один другой коллектив не способен на такое гостеприимство – в итоге якутяне насладились выступлениями дудука (Армения) и тара (Азербайджан) в сопровождении симфонического оркестра и струнного ансамбля «Арко-Арктика». Так было задумано, что все представленные на третьем фестивале шедевры так или иначе связаны с музыкальным искусством: танец, песня, народные инструменты.
Но, конечно, самым главным любимцем публики стал Государственный ансамбль песни и пляски «Рустави» из Грузии. Мы словно побывали в этом дивном крае: увидели горы, услышали звон водопадов и горное эхо. Временами задумчиво-грустная, иногда азартно-веселая мелодия грузинских напевов захватывала каждого, кто очутился в зале. Грузинскому ансамблю удалось добиться полного слияния с публикой, концерт проходил в доверительно-искренней атмосфере душевного разговора, зрители реагировали чутко на каждый жест, на каждую ноту.
Один из солистов, Мераб Самкурашвили, исполнил под аккомпанемент своих коллег несколько удивительных композиций на грузинской флейте (причем один раз сразу на двух флейтах!) и благодаря своему остроумию завоевал симпатию всего зрительского зала.
– Тепло ваших сердец расстроило наши пандури, поэтому они так долго их настраивают! – его шутка сразу понравилась представительницам прекрасного пола, они одарили его цветами, и он не преминул этим похвастать перед другими участниками ансамбля.
Кстати, руководитель ансамбля Анзор Давидович Эркомаишвили, приехавший в Якутию второй раз, в свое время сыграл большую роль в провозглашении олонхо шедевром ЮНЕСКО. Именно после его эмоционального выступления на комиссии в 2005 году нам представился такой шанс, несмотря на то, что Россия не ратифицировала конвенцию об охране нематериального культурного наследия.
Но, вернемся к выступлению! Танцы! Так страстно, зажигательно, могут танцевать только на Кавказе. Можно смело сказать, что после приезда к нам «Рустави» Якутия и Грузия стали ближе. В финале концерта и даже в финале гала-концерта закрытия фестиваля грузинские певцы в унисон с залом исполнили «Сулико».
Каждый зритель выходил из зала, словно заново рожденный: одухотворенный, восторженный. Ведь только та культура, которая основывается на народном творчестве, способна одухотворять, развивать человека. И именно то, что не основывается на народной традиции, может приводить к деградации, озлоблять или возбуждать низменные чувства.
Друг нашего фестиваля, к.ф.н, санскритолог, искусствовед Наталья Ростиславовна Лидова имеет очень интересное мнение на этот счет:
– Мы живем в век интерпретаторов. Каким бы гениальным ни был художник, он не может создать нового, он интерпретирует то, что было создано до него. В народном творчестве нет авторства, поэтому в нем нет цели самовыражения, оно предназначено для того, чтобы сохранить и сохранить в первоначальном виде. Это то, что идет от Бога…
Наталья Ростиславовна считает, что каталогизация исходит как раз-таки из боязни, что все вокруг разрушается. Современная цивилизация беспощадно перемалывает шедевры мировой культуры, поэтому наш фестиваль она назвала беспрецедентным явлением.
И делать его нужно хотя бы для того, чтобы люди, которые отдали жизнь сохранению исконных традиций своего народа, увидели, что они не одни, и что их труд очень важен для нашего общего будущего.
Для нас, для нашей семьи Открытие Фестиваля “Встреча шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо” было незабываемым впечатлением, праздником чувств, и уникальной возможностью соприкоснуться с шедеврами всего человечества не выезжая из родной республики!
В рамках
6-х Игр “Дети Азии”
в 2016 г. прошло очень много памятных событий, в том числе:
Визит Генконсула Японии в Хабаровске г-на Ямамото Хироюки:
https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1036209
,
Товарищеская встреча по футболу между командой ЯГНГ и командой Японии:
https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1036100
,
Участие команды Японии на соревнованиях по футболу:
https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1036765
.
Осталось 7 лет до проведения следующих Игр в Якутске! Следующие Игры – в Улан-Баторе!
Моя страница в Дневниках якт ру.:
https://dnevniki.ykt.ru/NikBara
Мой канал на Ютуб:
https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true