12 часов назад 10
«Повесть о Человеке Крайнего Севера» в изобразительном искусстве Якутии
Так случается, что история чего-то важного есть жизнь определенной идеи, когда-то родившейся, а потом осознавшей себя и углубившейся в самопознании. Бывает, что путь самопознания растягивается, вбирая несколько человеческих жизней. Одной может просто не хватить. Нечто большее, чем человеческие желания должно явиться на свет. Творчество династий некоторых якутских художников как Михаила Лукина, Афанасия Собакина, Афанасия Осипова, Владимира Иванова, Ефима Шапошникова и других, вписывается в подобную канву.
Известный художник, председатель Союза художников Якутии, отец художника, доцента АГИКИ Марианны Лукиной – Михаил Васильевич Лукин, прожил всего 37 лет. Общественность отметила 95-летие со дня его рождения. Идея человека Севера стала отправным пунктом самопознающей идеи в династии Лукиных.
Многие знают, что Михаил Васильевич Лукин возглавлял якутскую организацию первых профессиональных художников. Этому человеку предстояло начать с важной задачи. Нужно было определить место и роль художника в северном крае. Ведь якутскому обществу было не знакомо столь своеобразное воплощение внутреннего мира человека, выливающегося в живописных картинах маслом, графике или скульптуре. На этом посту он решал не столько творческие задачи Союза, комплекс материально-бытовых проблем художников, но, более важное – пытался обратить внимание общественности и власти к наличию весьма неординарных представителей общества – художников, по определению людей свободных, и чьё присутствие в далёком северном крае многим поначалу казалось необычным.
Решая эту задачу, Михаил Лукин формулирует тезис: «Искусство – в народ!» Тогдашнему Якутскому отделению Союза художников Якутии удалось добиться конкретных результатов – создать несколько постоянно действующих колхозных галерей, в частности в Сунтарском районе – колхозе им. Сталина, а также несколько «школьных Третьяковок». При его непосредственном участии проведено ряд передвижных выставок по шести центральным улусам. До сих пор плоды усилий Михаила Васильевича работают на художников нашей республики – это мастерские по проспекту Ленина, напротив магазина «Токко».
Немало рецензий было получено от искусствоведов на крупные полотна художника. Прижизненные рецензии 60-х, так и более поздние, сделанные в последнее десятилетие, отмечают ряд крупных, удачных работ Михаила Лукина. Это «В тюрьме без решеток» (1956 г.) – первая крупная работа художника, окончившего в том году МХИ им. В.И. Сурикова, «Американцы на Колыме» (1957 г.), «Рыбаки Индигирки» (1963 г.), «Встреча в пути» (1963 г.), «Песня каюра», «Перед дорогой». Все эти работы хранятся сегодня в Национальном художественном музее РС (Я), который 19 декабря 2024 года провел памятную встречу творческой интеллигенции, модератором которой стала Галина Афанасьевна Сафронова — главный хранитель музея, искусствовед, изучающий и транслирующий творчество якутских художников, в том числе Михаила Васильевича Лукина. Предлагаем читателям портала запись встречи, посвященной круглой дате. Приятного просмотра!
https://rutube.ru/video/4c8eb484b129a504b1c7fe2878e58d36/?r=wd
В своих критических статьях и лекциях Лукин отмечал, что выхваченная этюдом жизненная правда впоследствии может размыться, поэтому так важно научится ухватывать цельность образа в этюдном наброске, эталонами которых он считал работы Репина, Сурикова, Левитана. Его очень увлекало мастерство художников прошлого, умевших глубоко проникнуть в выхватывании динамики, выражающего конкретное чувство. Наверное поэтому Михаил Лукин много посвящал себя натурным разработкам портретов и пейзажей, стремился к наработке подобного материала несмотря на высокую занятость организационными делами.
Эскиз его работы «Строители Чернышевского» (1964 г.)
поистине – «суровая» правда первых строителей, чья натужная тяжесть движений, будет часто выражаться и в других известных работах. Нет тут бравады «строителей коммунизма», – здесь уставшие тяжелым бытом люди, доля которых и не такая уж завидная. Простое и понятное человеческое чувство проступает и в работе «Письмо. Мирный» (1959 г.)
Внимание привлекает лицо и авторское сочувственное мнение. Женский портрет передает целый набор чувств, который испытывает героиня, взгляд ее унесен, куда-то далеко, по всей видимости, домой, к родным…
Вместе с тем, большинство картин Михаила Васильевича, это работы сделанные в ключе надежд на лучшее будущее. Часто за пейзажами и образами стоит авторский утвердительный вердикт: «у нас все получится!» Так, это чувство передает своей статью «Кашевар» из Мирного (1959 г.)
«Улыбающийся шофер. Мирный» (1959 г.)
снующие туда-сюда грузовички и яркий красно-желтый автобус в работе «Район бензобаков Мирного», 1964 г.
Поражает нас поистине импрессионистский дух очень светлой работы «Вечер в Осетрово» (1958 г.), заряженной предвкушением сплава по реке Лене вместе с художником Виктором Петровым. Техника этой работы и изображенные две фигурки людей чем-то напомили период в творчестве Ван Гога. Наполнена тоской работа «Лунная ночь на Лене» (1958 г.)
и вместе с тем, жизнеутверждающе этюдное полотно «Поселок Чернышевский строится» (1964 г.)
Не знаем историю создания вот этой работы, но студенческий период впечатлений московских встреч с искусством, оставил свой материальный след, и эта работа почему-то была сохранена художником
Рано покинувший срединный мир Михаил Лукин и не мог знать, что его пятилетняя дочка Марианна тоже пойдет по стопам отца, и тоже станет известным художником, начав свой путь постижения Севера и Арктики по картинам своего папы, которые с раннего детства висели прямо над ее кроватью.
Заряженные словами, которые прозвучали на памятной встрече в НХМ РС (Я), участники кристаллизовали посыл о людях Крайнего Севера — как людей космических масштабов, культура выживания которых потребовала от них именно такой ноты человеческого существования на нашей планете. Это прекрасно почувствовали первые профессиональные художники Якутии, все как один побывавшие на Крайнем Севере и открывшие ранее не известный для якутян феномен «Человека Крайнего Севера». Творчество Лаврентия Неофитова, Валериана Васильева и Эллэя Сивцева, Афанасия Собакина, Владимира Иванова, Афанасия Осипова и Афанасия Мунхалова, Ефима Шапошникова, Владимира Карамзина и Сэксэя Парникова, ныне здравствующих художников Юрия Спиридонова, Николая Курилова, Марию Рахлееву, Михаила Старостина и многих других, также отпечатало для нас это неизгладимое впечатление, которое мы тоже можем созерцать в музеях и галереях столицы нашей республики.
Вкралась даже такая мысль, что художником Севера может по-настоящему называться лишь тот, кто побывал на побережье Северного Ледовитого океана, кто созерцал огромный купол планеты в якутской тундре, кто лицезрел горы Момы и Верхоянья, кто смог привезти оттуда живые этюды глубочайших впечатлений и прозрений о нашей стране как бескрайняя Якутия!
Молодым художникам — графикам и живописцам, фотохудожникам и скульпторам северного края необходимы как творческий воздух реальные зарисовки со стажировок «Дыхания заполярного круга», а для этого нужны государственные программы в рамках гуманитарного наполнения различных Арктических Проектов, количество которых будет только расти в стране. Кто сможет зафиксировать ускользающий быт современных оленеводов Булуна, рыбаков Индигирки, пожилое поколение которых уходит, порой не оставляя после себя никого?!
Изменения, происходящие на наших глазах настолько скоротечны, что за какие-то один-два поколения произойдут крутые мировоззренческие перевороты, которые ни с одной культурой в истории никогда не случались. Миф, знакомство с мировыми религиями, культура модерна, глобалистская модель массовой культуры, будут сменяться чем-то синтетичным и прорывным. Наши советские якутские художники первого поколения вобрали в себя все это, попутно впитывая все течения искусства от средневековья и Ренессанса, до академизма, романтизма, реализма и сюрреализма. Поэтому они каждый сумели стать целой до конца нераскрытой эстетической эпохой, в которой можно найти все этапы европейской художественной эволюции. Ведь якутская культура искусства прошла в ускоренной форме все основные этапы культурной эволюции от домодерна и премодерна к модерну и даже постмодерну.
Сможем ли мы сейчас поддержать на достойном уровне самочувствие культур северян в условиях новых стремительных преобразований? Ляжем ли мы под каток пустых имитаций жизни или все же выработаем что-то свое конструктивное для культуры региона в целом?
Стремительно трансформирующийся и технологически вооруженный мир готов быстро осваивать Арктику, богатую минеральными ресурсами. Однако интеллектуальный потенциал стратегических инициатив может оставить без внимания коренные интересы северян. Продуктивная для культуры роль художника сегодня как никогда в авангарде, за которым возникает шанс разбудить население от иждивенческого сна, вооружить культурными концептами и дать направления практического приложения сил в науке, технологиях и товарном производстве, решающих комплекс проблем Северо-Востока Российской Федерации, ориентируясь на осмысление взаимоувязанных социально-экономических вопросов, создавая научные, технологические, социально-правовые приоритеты и заделы, способствующие обретению устойчивости социально-экономической системы республики и культуры ее северных народов.
Идея «Человека Севера» должна продолжать жить и развиваться, а нам еще предстоит увидеть свежие ее воплощения, в том числе в пластических образах изобразительного искусства Якутии, которое снова должно прославить наш северный край как это случилось в 60-80-е годы XX века благодаря эстетическим находкам якутских художников.
“YouTube” «приказывает долго жить…», поэтому активно подписывайтесь на каналы Академии наук Якутии в российском сегменте медиаплатформ, которые в последние месяцы получили там дублирование почти всех ценных материалов!
https://rutube.ru/channel/24490370/
https://vk.com/public217206078
Фото: архива семьи М.М. Лукиной и НХМ РС (Я)
Источник: Алексей Пудов,
к.филос.н., в.н.с. Академии наук РС (Я)