Ко Дню Знаний - статья Михаила Николаева "От традиционных методов образования - в мир инноваций"! - Блоги Якутии
Архив автора

4 года назад 98

Ко Дню Знаний – статья Михаила Николаева “От традиционных методов образования – в мир инноваций”!

Дорогие школьники, родители и учителя, работники системы народного образования Республики Саха (Якутия), поздравляем Вас с наступающим

праздником Днем Знаний – 1 сентября!

В год глобальной пандемии коронавируса, в разгаре 4 промышленной революции, мы все испытываем чувство неопределенности перед будущим, не знаем как будет далее проходить процесс обучения наших детей.

Вашему вниманию статья Первого президента Республики Саха (Якутия), Государственного советника РС (Я) Михаила Ефимовича Николаева “От традиционных методов образования – в мир инноваций”.

Фотографии из интернета.

М.Е.Николаев на церемонии вручения премии “Знанием победишь!” в ноябре 2019 г.






ОТ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАНИЯ – В МИР ИННОВАЦИЙ

В период общественных реформ в 1990-е годы мы поставили задачу не просто сохранить советскую систему образования, но и рационально обновить ее и во многом превзойти. В самые трудные для республики дни ни одна школа, ни один вуз, ни один педагог не стали беспризорными. Наоборот, мы начали динамичное реформирование системы образования и не побоюсь сказать – приобрели очень качественный опыт, во многих моментах уникальный.

После всенародного обсуждения проекта Декларации о государственном суверенитете республика вторым документом, всенародное обсуждение граждан в марте 1990 года стала Концепция обновления и развития национальной школы.


В 1993 году в Якутске на Международной научно-практической конференции «Национальная школа: концепция и технология развития» с участием 68 гостей из 17 иностранных государств и более 100 ученых из России и ближнего зарубежья заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по образованию г-н Колин Пауэр назвал Концепцию национальной школы «якутским педагогическим чудом».

В 1997 году я издал указ о создании сети Президентских школ республики, в которую вошли 22 школы, в том числе 6 авторских школ, к 2001 году это число выросло до 42. Особые ожидания мы возлагали на понимание ценности свободного педагогического поиска, творчества, ответственности, права выбора, конкуренции.



Мы начинали не на пустом месте. Перед нами стоял пример жизненного подвига Михаила Андреевича Алексеева, он смог силой своего таланта из далекой глубинки поднять математическое движение по всей республике. Однако за предшествующие годы «застоя», «перестройки и ускорения» образовательный процесс в республике как говорится, шел по «накатанной дороге», согласно планово-административным решениям. С наступлением нового демократического времени нам требовался прорыв передовых отрядов в мир развития интеллектуальной, технической, художественно-творческой, спортивной одаренности детей республики, формирования системы глубокого качественного разностороннего образования, формирования умений и навыков управления своими дарованиями, наилучшей реализацией способностей и склонностей обучающихся.

Мы дали учителям возможность самим определять и разрабатывать новые принципы и методы, которые, на их взгляд, способствуют наиболее полному развитию личности, воспитанию в духе креативности, т.е. стимулировать разработку новаторских идей и стратегий, приспособленных к новым задачам обучения и воспитания.

Многое у нас делалось впервые, даже название нашей знаменитой Высшей школы музыки было придумано самостоятельно. Важным в этом бурном процессе было то, что постепенно в сознание общества стало входить понимание приоритетности человеческого капитала в условиях глобализации и повышения международной конкуренции.

С момента создания работа Президентских школ велась по следующим приоритетным программным направлениям. Я специально приведу их, потому что в последующем наш опыт, опыт сотен наших учителей был использован при разработке критериев Приоритетного национального проекта «Образование», ставшего организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования по направлению «Стимулирование общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы»:


1.    Создание образовательной среды, развивающей потенциальные возможности, задатки, склонности и способности обучающихся.


2.    Региональная интеграция школ повышенного уровня в сетевое взаимодействие.


3.    Интеграция со всеми уровнями профессионального образования.


4.    Новые информационные технологии и система дистанционного образования (дистанционное образование, виртуальные лицеи, гимназии, центры, университеты, мастер-классы, повышение квалификации педагогических кадров и др).


5.    Здоровье учащихся как образовательный приоритет Президентских школ.


6.    Развитие научно-исследовательской деятельности педагогов.


7.    Формирование и развитие исследовательских деятельности обучающихся.


8.    Управление инновационными процессами в школе и выход на разработку сетевых проектов и программ по аналогичным тематикам.


9.    Президентская школа как центр научно-методической работы в улусе (районе), республике (проблемные курсы, семинары, мастер-классы, стажировки для педагогов республики на базе каждой Президентской школы).


10.  Участие в международных образовательных проектах.


11.   Укрепление материально-технической базы с учетом интеграции Президентской школы с вузовским образованием.

Мы изменили подход к целям образования, наряду с измененным высоким качеством знаний, стали выступать креативность и конкурентоспособность, подготовка к будущей жизни учеников.

Особый упор с самого основания Президентских школ был сделан на информатизацию образования и овладение новыми информационными технологиями. Нами был разработан проект «Информатизация образования Президентских школ», мы старались подготовить учащихся к успешной жизни в условиях информатизации общества. По компьютеризации учреждений и

школ мы опережали Москву и Санкт-Петербург.

Президентские школы первыми в республике освоили работу в глобальной компьютерной сети Интернет, установили постоянную дистанционную связь друг с другом, республиканскими учреждениями. Первыми стали участвовать в Интернет-олимпиадах по разным предметам, первыми разработали свои сайты в сети Интернет. Компьютеры стали использоваться в преподавании всех учебных предметов.

На базе школ создавались Центры новых информационных технологий, оснащенными современными компьютерными средствами. Так, первым такой Центр был создан на базе Сунтарского политехнического лицея на площади 400 кв. м., именно по инициативе Сунтарского лицея была проведена первая Интернет- викторина для сети Президентских школ.

Впервые были созданы дистанционные интеллектуальные кружки по математике и физике, руководители которых А.С. Голованов из Санкт- Петербурга и В.И. Шелест из Новосибирска являются тренерами российских национальных олимпийских предметных команд школьников, членами жюри Всероссийских олимпиад Российской Федерации, тренерами призеров и победителей международных олимпиад.

В то время для нас большим стимулом к использованию IТ-технологий стало участие Президентских школ в проекте Гимназического союза России, в рамках которого в республику из Санкт-Петербурга было поставлено редкое на тот период оборудование «видеоконференцсвязь». Участие в этом проекте обеспечило электронный обмен интеллектуальными ресурсами через единый образовательный портал для создания «нового» доступного и мобильного образования.



Майинская улусная гимназия стала координатором участия Президентских школ в этом проекте, педагоги гимназии первыми инициировали и провели в формате видеоконференцсвязи открытое занятие по теме «Информационная культура личности» для российских лицеев и гимназий.

Вскоре за первыми результатами мы начали реализацию проекта «Президентские школы — школам республики и улуса (района)», стали проводиться дистанционные обучения, началось сотрудничество по программе «Шаг в будущее», открылись филиалы по работе с особо одаренными детьми «Дьо5ур».

Развитие исследовательских качеств обучающихся было поставлено в качестве приоритетных. С 1999 по 2004 год 1731 ученик Президентских школ стали дипломантом научно-социальной программы “Шаг в будущее”, в т.ч. 1166 улусного, 491 республиканского, 63 всероссийского,11 международного уровней. Высокий уровень качества образования сети школ показывали предметные олимпиады. От 66,6 процентов в 1997 году до 90 процентов в 2001 году победителей и призеров республиканского суперфинала олимпиады по математике, 91 процент победителей интернет-олимпиады, от 61,5 до 80 процентов — по информатике, от 77 до 90 процентов – по физике, от 53 до 70 процентов по химии и др.



В начале 2000-х годов обучающиеся образовательных организаций сети Президентских школ первыми начали участвовать в международных предметных олимпиадах. Так в 2003-2004 годах они приняли участие в международных олимпиадах школьников в Болгарии, Румынии, Казахстане, Индонезии, завоевав 1 золотую,1 серебряную и 3 бронзовых медали. Их привезли учащиеся Президентских школ Тихонов Иннокентий, Иванов Виктор, Кузьмин Иван, Попов Айсен из республиканского колледжа, Баишев Максим из Намской гимназии.

Опыт сети Президентских школ стал распространяться в стране. На Московской международной образовательной выставке 2001-2002 года сеть Президентских школ получили свыше 20 дипломов по различным номинациям.



Для обучения научному поиску, приобретения фундаментальных знаний в области математики, физики, химии, техники, информатики и других направлений в 1999 году мы создали физико-математический форум “Ленский край” при Президенте Республики Саха (Якутия). В 2015 году на базе физико-математического форума “Ленский край” создана Малая академия наук Республики Саха (Якутия), ставшая координатором системы работы с интеллектуально одаренными детьми всей республики.

В «Ленском крае» создана удивительная интеллектуальная среда, здесь ребята могут углубленно учиться и отдыхать. Гостями «Ленского края» были Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов, ректор МГУ, академик Виктор Антонович Садовничий, и многие другие выдающиеся ученые. Удивительно было ощущение, когда в стенах «Ленского края» звучала нобелевская лекция Жореса Ивановича, наши якутские ребятишки были свидетелями этого выдающегося события. Я уверен, что такие встречи дарят детям свет озарения, и играют большую роль в формировании личностей. Важно встретить правильного наставника, человека, который поможет тебе найти свой уникальный путь в жизни.

Оценивая опыт можно сказать, что учителя Президентских школ выполнили свою высокую миссию. Учителя смогли реализовать свой потенциал. Они сами учились креативности, проявляя творческий подход к учебному процессу, а пример учителей становился стимулом для учеников. Шел обоюдный трудный, но плодотворный процесс. Мы открыли новые возможности для учителей подготовив специальную государственную программу «Сто аспирантов». Программа предусматривала курс обучения в аспирантурах ведущих институтов страны. За первые пять лет 61 учитель прошел защиту диссертаций на соискание ученой степени.

Результаты этой совместной работы таковы, что свыше 40 процентов золотых медалистов составляли выпускники школ сети, а поступаемость выпускников Президентских школ в престижные высшие учебные заведения страны составляла в среднем от 87 до 100 процентов.



Устойчиво обеспечивали 100-процентное поступление в вузы Республиканский лицей, авторская школа Н.А. Алексеевой, Покровская улусная гимназия, Чурапчинская улусная гимназия, Мирнинский лицей, Нерюнгринская гимназия. В 2018 году авторскую школу Нины Афанасьевны Алексеевой закончили 24 выпускника, и все до единого получили приглашения в вузы.


Надо учиться использовать свои возможности или как приходит опыт.

Некоторые Президентские школы признаны уникальными в России и за рубежом.



В 1993 году мы создали Высшую школу музыки. Диспутов при ее создании хватало, было много и противников. Что мы имеем сегодня? Во-первых, это первоклассные специалисты, профессиональная жизнь которых посвящена самому прекрасному виду искусств. К моменту создания школы в республике насчитывалось всего несколько профессионалов с высшим музыкальным образованием. Во-вторых, школа музыки создала новую культурную и духовную среду, наполнив жизнь земляков прекрасной музыкой. Через 12 лет после открытия школы вырос Государственный ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии» под руководством профессоров, заслуженных деятелей культуры РФ С.М. Афанасенко и Л.И. Габышевой, через 18 лет открылась Государственная филармония.

Выпускники Высшей школы музыки играют в Большом симфоническом оркестре им. П.И. Чайковского, Государственном академическом Большом театре, оркестре Русской филармонии в Москве, оркестре Санкт-Петербургской филармонии, симфонических оркестрах Германии,Греции, Японии, Китая, Кореи, Марокко, Чили и др.


На заметку! Посетив Высшую школу музыки Президент России Владимир Владимирович Путин дал ей такую оценку: «Школа является блестящим примером для подражания любого субъекта Российской Федерации».



Авторская школа Нины Афанасьевны Алексеевой была открыта в 1993 году в Якутске. За создание Динамической электронной методической системы обучения учащихся в 1994 году Нине Афанасьевне было присвоено звание лауреата Государственной премии Республики Саха (Якутия) в области науки и техники. В 2001 году методика обучения удостоена золотой медали в Первом Международном салоне инноваций и инвестиций в Москве. В 2007 году Нина Афанасьевна была награждена золотой медалью Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) в столице Болгарии, за выдающиеся достижения в области образования ей и соавтору был вручен Золотой Оскар, а также золотая медаль. Нина Афанасьевна лауреат Фонда содействия развитию культуры, науки и образования Республики Саха (Якутия) и награждена золотой медалью «Во славу и пользу Республики».


На заметку! С 1993 года по 2017 год МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» окончили 571 учащихся, из них 331-награждены золотой медалью,133 一 серебряной медалью, что составляет 81,2 процента от общего числа выпускников. Четверо выпускников получили высшее образование с золотой медалью. 40 процентов выпускников окончили с отличием технические вузы страны.

Использование разных педагогических технологий создает многообразие в образовательной среде Президентских школ, позволяет интегрировать в одной школе разные педагогические культуры, сделать образовательный процесс интересным и более результативным.

Майинская гимназия первой в республике перешла на технологию обучения по способностям ДЕМСОС.

Чурапчинская и Намская гимназии внедрили эффективные образовательные технологии:    развивающее обучение, разноуровневое обучение, коллективный способ обучения, интенсивные методики изучения иностранных языков, технологии компьютерного моделирования.



Амгинская педагогическая гимназия начала использовать педагогическую технологию «Педагогика сотрудничества», основанная на личностной ориентации учебного процесса. Стала принимать участие в Воронежских телекоммуникационных викторинах по экологии, биологии, истории, русскому языку и литературе.



Школа развития «Эврика» Олекминского улуса успешно реализовывала технологию обучения чтению и грамотному письму

A.М. Кушнира, технологию демократического способа обучения B.К. Дьяченко, технологию мониторинга качества обученности учащихся, основанная на идеях Блума, технологию обучения английскому языку Д. Вебстера «English together». Ученики участвовали в Интернет-проектах, инициированных образовательными организациями США и Канады.



Якутская национальная гимназия на основе технологии развивающего обучения, ориентированной на развитие теоретического мышления и формирование учащегося как субъекта, спроектировала технологию урока «саха-диалог».

Нерюнгринская гимназия осуществила переход на индивидуализацию образования через формирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и индивидуальных учебных планов. Учащиеся гимназии успешно участвовали во всероссийским телетестинге, по результатам которого Конюшихин Максим был. назван в числе лучших призеров в Российской Федерации.

Впереди у нас образование через всю жизнь. Это гораздо сложнее, чем идти по существующей образовательной колее «школа-институт-дополнительное образование», но увлекательнее и результативнее. Необходимо постоянное обучение и наращивание компетенций. Таким образом, интенсивный мыслительный труд будет необходим нам на протяжении всей жизни. Встает вопрос, какую выбрать внутреннюю философию, чтобы эта установка стала естественной потребностью ребенка и приносила максимальную пользу?

Природа через гены заложила в нас созерцательность, упорство, настойчивость,стойкость перед трудностями, взаимопомощь,вдумчивость, умеренность. Только опираясь на корни дерево может расти.


Первый Президент Республики Саха (Якутия), Государственный советник РС (Я) М.Е.Николаев

Из выступления М.Е.Николаева на вручении стипендии “Знанием победишь!” 2019 года.



Поздравление Президента РС (Я) М.Е.Николаева с Днем знаний 1 сентября 1997 года.

Мои посты об образовании:


Навстречу юбилею ЯГНГ! Фотообзор 2-го этажа школы!


“Дети Азии”! Встреча команды Японии с учащимися ЯГНГ!


“Сайдам” 6-го “А”! Гран-При в Великом Устюге!


Якутская городская национальная гимназия! Детский музейный центр!


18 марта 2018 г.! Смотр-конкурс “Уйэлээх ырыалар” (детские песни советских времен)!


Концерт на родительском собрании и Центр китайского языка и культуры ЯГНГ!


С наступающим Днем Знаний! Выступление Н.К.Чиряева на Слете олимпиадников ЯГНГ!


Праздник в родной школе: хомус и ракетомоделирование!


“Якутия в глобальном мире” – Николаевские чтения 2016 года.


Юбилей физматклассов в Покровске!


День японской культуры в Покровской средней школе № 1! Май 2003 года!


Урайтус – Уруй! Айхал! Тускул! Лагерь, где воспитывают настоящих мужчин!


Сохранится ли якутский язык к 2050 году?


“Уунээйис” – старт в космос в Амгинском улусе!


Торжественная церемония вручения стипендии “Знанием победишь”!


Фестиваль науки 2019 в Якутске!

Моя страница в Дневниках якт ру.:

https://nikbara.ykt.ru/

Мой сайт (в процессе строительства):

https://nikbara.ru/

Просьба подписаться на мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб!


https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

И на мои аккаунты в социальных сетях!

Я в Инстаграме @nb2015p

Персональная страница в “Фейсбуке”:

https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

“Твиттер”

https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий