Слово о философе или к вопросу об этике - Блоги Якутии

2 недели назад 63

Слово о философе или к вопросу об этике

Завтра 22 апреля 2024 года мир отмечает 300-летие со дня рождения выдающегося мыслителя эпохи Просвещения Иммануила Канта. Родной город, из которого никуда не выезжал Кант Калининград (Кёнигсберг) станет местом, где сегодня развернется праздник философии, пройдут многочисленные юбилейные мероприятия.

Так в ночь с 21 на 22 апреля открывается отреставрированный музей Канта с новой экспозицией, где представлены более 2000 экспонатов в атмосфере нового освещения, инженерных систем и лестниц. Прямо под крышей, где открывается экспозиция “Гений места – гений мира” с видеоинсталляцией звездного неба, распростертого прямо над головой. Напомним знаменитое изречение Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». А вот и некоторые другие его высказывания в вольном афористичном переводческом приближении:

«Мораль — есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.
Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека. Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность».

Примечательно, что в год 300-летия великого мыслителя и гуманиста Кафедральный собор Калининграда принял решение издать первую книгу, рассказывающую о Канте просто. Категорический императив, три “Критики”, этика и эстетика, труды по географии и даже сейсмологии. Таким образом предложена форма популяризации непростой, но интереснейшей и всегда актуальной философии гения эпохи Просвещения.

Вечером 22 апреля в Калининграде состоится стендап-драма “Тайные правила Канта”, которая расскажет о Канте не как о философе — как о человеке со своими сомнениями, страхами и преодолениями. Надеемся какие-то мероприятия посетят и расскажут нам о них и представители якутского философского сообщества в лице А.С. Саввинова и В.В. Михайловой, которые находятся сейчас в Калининграде на научном мероприятии, приуроченном 300-летию И. Канта.

Приобщаясь к творческому наследию Канта, в рамках гуманитарного и просветительского проекта Академии наук Якутии «Academia 2.0» предлагаем отрывки из радиоподкаста известного философа и буддолога Александра Пятигорского, а также воспоминания о нашем коллеге, якутском философе Владимире Петровиче Старостине, чей день рождения также приходится на эту дату.

***

В главе четвертой (“Идея личности”) книги А.В. Гулыги о Канте, вышедшей в 1977 г., говорится, что в 1784 г. мыслителю из Кенигсберга исполнилось 60 лет, и здоровье его никогда не было крепким. Но ему предстояло прожить еще двадцать лет, и половина его произведений была написана именно в этот период, когда стали быстро появляться книги, статьи, рецензии. Канта в родном университете публично чествовали 4 марта (раньше срока) и преподнесли памятную медаль с неверным годом рождения (1723), и портретом на ней, мало похожим на оригинал. Юбиляру медаль не понравилась.

На склоне лет “перед Кантом открылся наконец неизведанный континент мысли, вокруг которого давно блуждали великие философы и к которому он сам стремился много лет. Речь идет об этике. Здесь заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Мы уже знаем, что именно интерес к этическим проблемам, трудности, встающие при их решении, антиномия свободы в первую очередь побудили Канта взяться за Критику чистого разума!!

Написав свой главный труд, он снова возвращается к этике как таковой. Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге “Основы метафизики нравов”, которая увидела свет в 1785 году. Но только в преклонном возрасте Кант создал труд, где все додумано до конца, “Метафизика нравов”. Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, автономия нравственности. Предшествовавшие теории были гетерономны, то есть выводили мораль из внешних по отношению к ней принципов. Кант утверждает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Исходное понятие этики Канта автономная добрая воля. И кантовская добрая воля не пассивна, от ее носителя мыслитель требует действия, поступка (применения “всех средств, поскольку они в нашей власти”). Канта критиковали за формальный подход к делу: то, что в одних условиях благо, в других может оказаться злом. Последнее справедливо, и философ знает об этом”.

Безвременно ушедший в августе 2021 г. наш коллега, кандидат философских наук, доцент Владимир Петрович Старостин был выпускником философского факультета МГУ и специализировался на кафедре этики. Его день рождения тоже приходится на эту дату 22 апреля. Он родился в Верхоянске, в 1966 году, защитил в Якутске диссертацию по теме сострадания, что значительно выбивалось из общего ряда других диссертаций, относящихся сугубо к социальной философии, либо к онтологии и гносеологии. Помнится, что он говорил о том, что зачастую сострадание путают с простой жалостью, чуть ли не сентиментальностью, снисходительностью, уступчивостью. Между тем, в русской классической литературе этическая тематика ощутимо представлена достаточно назвать Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. И в условиях, когда в современном обществе явно ощущается нехватка элементарного сострадания надо бы призадуматься, как контролировать себя и не дать захватить себя различным страстям, бушующим в обществе. Эти страсти не возникают сами по себе, их вполне даже инициируют, но они имеют успех благодаря питательной среде в психологическом и ментальном планах.

Этика как раздел философии не всегда бывает в центре внимания. Рассуждения о том, “что такое хорошо, а что такое плохо” (по-простому выражаясь) многим кажутся неинтересными, касающимися давно решенных проблем. Наверное, христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, индуисты, неверующие и другие имеют свой привычный набор этических представлений, принятый ими и устраивающий их. Вряд ли они согласны поменять их, так как это касается их убеждений, поведенческих установок, мировоззренческих позиций, ценностей. Невозможно потребовать от всех соответствия требованиям кантовской этики. Но морально-нравственные феномены, проблемы все равно то и дело в различных аспектах встают перед людьми самых разных эпох.

Обратимся к статье В.П. Старостина “Морально-этические основы общественного сознания” (сборник “Общество. Культура. Образование”: книга 1. Москва, 2014). В начале статьи приводятся слова немецкого философа и психолога В. Дильтея: “Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем”. Понимание же представляет сложный акт, требующий немалых волевых усилий. А моральные предписания хоть и менялись в зависимости от эпохи, но всегда были направлены на возвышение человека над обыденностью. Ведь человек был не только приспосабливающимся существом, но и творчески-преобразующим, т.е. субъектом.

Есть различные подходы к объяснению того, как в человеческих сообществах могли появиться нравственные виды и нормы поведения. Например, жалеть можно и себя, а сострадание направлено на других. Казалось бы, с чисто-биологической точки зрения сострадание довольно бессмысленно и даже вредно для выживания. И тем не менее оно достаточно укрепилось, вошло в практику различных народов, культур. Но следует разделять два вида помогающего поведения – альтруизм и сострадание. Если сострадание без альтруизма невозможно, то альтруизм без сострадания вполне возможен. Например, не эгоистические действия людей могут вытекать из соблюдения норм религии/конфессии, исполнения служебных обязанностей, собственного понимания долга, чести, достоинства. Сострадание не сводится к помогающему поведению, оно представляет более сложную разумную человеческую деятельность.

Владимир Петрович задавался вопросом – является ли сострадание должным? Он указывал, что Кант как критик “этики блага”, как автор знаменитого категорического императива, находил сострадание проявлением слабости индивида, и отказывался признавать сострадание за добродетель. Разумеется, это его право, но ведь чужое страдание обычно понимается на основе своего страдания (кто не страдал, тот не может по-настоящему сострадать). В процессе сострадания происходит взаимный обмен духовными ценностями, взаимное познание.

Здесь хотелось бы привести запомнившуюся историю: несколько лет назад в Youtube довелось слушать рассказ бывшего немецкого солдата – военнопленного, испытавшего много лишений, страданий. С особым волнением он вспоминал среди прочего такой случай – однажды он выпрашивал еду в деревне близ лагеря военнопленных. С его слов получалось, что пропитание в лагере было крайне скудным, условия содержания крайне тяжелыми. Местные жители, сами бедствовавшие, обычно помогали понемножку, хотя бывали и случаи категорического отказа. Однажды он, крайне голодный и обессиленный, как обычно выпрашивал хоть что-то съестное, и некий человек подал ему целую миску или кастрюлю вареной картошки, обратившись по-немецки. Оказывается, этот советский человек сказал ему примерно следующее: Сегодня у вас, немцев, Рождество, и поэтому хочу дать тебе это, так как ничего другого нет. Поздравляю с праздником, и говорю, что надо верить, надо надеяться на лучшее, война все равно завершится. Выживший ветеран растроганно говорил, что ничего вкуснее он в жизни не ел.

Снова вернувшись к статье В.П. Старостина, по-новому осознаешь вроде бы общеизвестные слова о том, что без сострадания невозможно стабильное функционирование общества как уравновешенной системы, его утеря приводит к забвению уроков истории, морали, обнищанию сознания. И в условиях, когда в современном обществе явно ощущается нехватка элементарного сострадания надо бы призадуматься, как не дать захватить себя различным страстям, бушующим в обществе. Контролировать себя, и прислушиваться, проверять – ощущается ли какое-либо нравственное чутье.

П.Н. Жондоров, кандидат философских наук

PS: Предлагаем вниманию читателей и некоторые статьи Владимира Старостина по этике: https://disk.yandex.ru/d/Z91PmkjnfjuL8w

Фото: из личного архива В.П. Старостина, https://bogematrip.ru/countries/kaliningradskii-kafedralnyi-sobor-mogila-kanta-v/, https://triptonkosti.ru/6-kartinki/immanuil-kant-kartinki.html

Пресс-служба Академии наук РС (Я) по материалу П.Н. Жондорова, https://culture-tourism.gov39.ru/novosti/268515/

Добавить комментарий