Мистерия обращения к сакральным смыслам на Ысыахе-Туймаады - Блоги Якутии

10 месяцев назад 81

Мистерия обращения к сакральным смыслам на Ысыахе-Туймаады

Саха постепенно закрепляют сакральное начало обрядовой части современного Ысыаха, канонизируя новую для современников традицию, которую они ранее не знали. Сделать его в таких масштабах объективно сложно, но что-то стало вырисовываться укладываясь в традицию. Сам ритуал отбросит что-то ненужное, наносное и искусственное, оставляя существенное и важное для формы. Мы испытываем активный переход от искусственной режиссуры плоского действа к ритуалу обращения к сакральным смыслам, облачающихся в форму мистерии летнего праздника саха, иначе его ждет вырождение. Мифологический пласт не нашел где-либо в мире живого симбиоза эпики с универсальностью рациональности. Это и есть уникальность якутского культурного кода современности

Восстановление утраченных смыслов и действий магического и символического характера, трансляция его в рамках обыденного мировоззрения обывателя как элемента визуальной эстетики и зрелищной эффектности в рамках массового действа, непростая задача, вбирающая религиозность сознания, эстетику и рациональность. В прошлом подобного опыта не имела ни одна культура мира. Это живой процесс саморазвития духовной сферы современной этнической культуры.

На трансляции Олимпиад и крупных фестивалей за кадром идет «закадровый» текст сопровождения, поясняющий смысл происходящего, а само созерцаемое, по большому счету, остается театром масок и танцем. Для саха, искомая форма Ысыаха как массового действа со временем должна стать больше чем праздником, религиозным культом или новым рекордом Гиннеса. Это должно стать новой формой мистерии эпического наследия народа саха, воспроизводящей истину о народе-нации, доносящем свое благопожелание и моление живым божествам. Это не превращение в экзотику — «картинку фестиваля», а нечто большее как сама жизнь, с её нравственным сознанием: «Кто мы, на что надеемся и что должны делать в этой жизни?» Это стало чувствоваться все больше, приобщением народных масс к новой форме якутского летнего праздника. Сама мировая политическая реальность диктует это условие.

Потенциал культурной инновационности этнонациональные регионы России ищут в неожиданно использованном старом в рамках культурной парадигмы этнокультурного модерна. Последняя отчетливо заявила о себе в последние десятилетия в Республике Саха (Якутия). Синтез древнего символизма и современных форм культуры явил ренессанс этнической культуры, испытывающей ассимилирующее воздействие глобальной массовой культуры. В продукте эпохи масс соединились ранее не соединяемые вещи, дарующие новые смыслы культуре современников.

Нужно идти дальше простой хореографической стилизации, нужны проводники новых форм, раскрывающих постепенно утраченные смыслы в общественном сознании. Придуманная этнокультурная форма, которой, по сути, являлся любой обрядово-ритуальный комплекс традиционного общества, в современных условиях имеет возможности быть обыгран любой другой, соразмерной времени формой. При этом могут возродиться утраченные смыслы в полной мере или в каком-то приближении. Последнее зависит от удачности способа воспроизведения символики, имплицированной в новый ритуал.

У нас есть очень опытные театральные режиссеры, чувствующие время, у нас есть хореографическая школа национального и современного танца. По всей видимости, этот симбиоз решит поставленные перед современной этнокультурой задачи и родит линию удачных новаций, организующих современную мистерию народа саха.

Айсен Сергеевич Николаев отметил на Ысыахе-Туймаады появление миллионного жителя республики. Но у немногочисленных народов нет маленьких культур. А ведь они производят универсальные рецепты, написанные согласно глубинным и сакральным заповедям, пригодным для любого человеческого сообщества, часто забывающих, несмотря на древни мировые религиозные традиции, нравственные и этические начала. Миссия культур Севера — нести это в современную жизнь. Этнокультура XXI века обретает масштаб генетической памяти человечества. Поэтому развитие и трансляция сакрального культурного наследия в общественном сознании на таком центрирующем культуру событии как Ысыах, становится важным и ответственным предназначением.

Приятного просмотра с начала Ысыаха-Туймаады 2023!

Алексей Пудов,

фото автора

Добавить комментарий