Почему Канта нужно читать медленно? - Блоги Якутии %

8 месяцев назад 258

Почему Канта нужно читать медленно?

14 марта 2024 года в Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия) состоялась очередная встреча студенческого научного кружка «Медленное чтение», организованного Научно-исследовательским институтом чтения им. Ю.Н. Столярова. На этот раз гостями кружка стали студенты библиотечного отделения АГИКИ. Встречу вела к. филос. н., доцент, старший научный сотрудник НИИ чтения им. Ю.Н. Столярова НБ РС(Я) Михайлова Виктория Власьевна, при подготовке встречи приняли участие Бойтунова Светлана Иннокентьевна, к. ист. н., заведующий НИИ чтения НБ РС(Я).

Что такое Просвещение?

Темой встречи стала знаменитая статья немецкого философа Иммануила Канта «Что такое Просвещение?». Статья была опубликована в 1784 году в журнале «Berlinische Monatsschrift». С первого предложения мы сразу погружаемся в основную мысль автора: «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине». Весь текст статьи – это аргументация призыва «Имей мужество пользоваться собственным умом!».

Сам И. Кант считал, что чтение – это процесс творческий, который основан на чувственном и рациональном познании. На этом основана и задача кружка – продвижение медленного осмысленного чтения, которое ориентирует читателя на творческую работу по «добыванию» смысла из текста, продуктивности от чтения и получения удовольствия о самого процесса.

Технология медленного чтения

Технология проведения медленного чтения состоит в следующем. Студент читает вслух отрывок настолько медленно, чтобы было время схватить смысл прочитанного, а затем передает эстафету чтения следующему, который следит за текстом и включается сразу по наступлению очередности чтения. Для анализа, текст заранее разделяется на смысловые части. После завершения каждой смысловой части, начинается обмен мнениями и вопросами, если в прочитанном отрывке было что-то недостаточно непонято.

После прочтения и обсуждения статьи Канта «Что такое Просвещение?» студенты отметили, что текст не устарел, более того остается актуальным и по сей день. Задавался вопрос «Что такое Просвещение?» в отдельно взятом конкретном случае.  Кульминацией обсуждения стала мысль студентки, что библиотека связана с Просвещением и что миссия библиотеки – просвещать. Это и есть основная идея библиотеки во все времена. По ходу обсуждения были затронуты такие вечные темы, как что такое знание и познание, свобода и ответственность, долг и ученость, наука и свобода совести, частный интерес  и гражданское общество.

Благодарим за оказанную техническую поддержку встречи кружка оператора Медиацентра НБ РС(Я) Петра Сергеевича Егорова и ведущего библиотекаря отдела автоматизации НБ РС(Я) Дмитрия Михайловича Ефимова.

Михайлова В.В.

14.03.2024

Добавить комментарий