Музей под открытым небом в Черкехе - Блоги Якутии
Архив автора

9 лет назад 186

Музей под открытым небом в Черкехе


Знакомства с прекрасными местами нашей республики продолжаются. В эти выходные посчастливилось выехать в Чурапчинский и Таттинский улусы. Если вам интересно, то прошу пожаловать в мой пост.






– Ты была в музее в Черкехе?


– Нет.


– А хочешь?


– Еще спрашиваешь!


Я за любое движение. Обожаю познавательные путешествия, увидеть что-то новоё – это для меня всегда восторг и радость. В 8 утра с горячим чаем и с мясным пирогом мы выехали в сторону Таттинского улуса. Но вначале решили заехать в Чурапчу





Перед заездом в Чурапчу нас встретила вот такая статуя из железа по картине Петра Романова “Витязь с невестой”





Художник Петр Романов был родом из Чурапчи





Заехали в ЧГИФКиС. Слоган института очень уж похож на ягушный )





В Чурапче посетили мемориальную доску в память о воинах ВОВ.





Из Чурапчинского района на фронт ушли 2 124 человека. Живыми из них вернулись 967, почти 1 400 солдат полегли на полях боевых сражений. Без вести пропали 113 чурапчинцев





Чурапчинцы за спорт. Во время перерыва ребята гоняют мяч на льду





Посетили музей спортивной славы имени Д.П.Коркина.






Здесь стоят те самые тренажеры, на которых тренировались наши олимпийские чемпионы по вольной борьбе. У Дмитрия Коркина была уникальная методика тренировок чурапчинских борцов, о которых слагают легенды. Например, тренажер, с качающимся препятствием развивает зрительную реакцию на движение соперника.


А вот эта стенка- лестница из досок, находящихся под определенным пологим углом, развивает мышцы верхнего пояса и цепкость рук. Дмитрий Петрович придумал этот тренажер, наблюдая за медведем. Медведь, когда взбирается на дерево, передние конечности и когти использует как крюк для охвата дерева.








В 70-е годы ХХ века Чурапча дала миру олимпийских чемпионов Мюнхена и Монреаля по вольной борьбе Павла Пинигина, Романа Дмитриева, серебряного призера Олимпиады Александра Иванова, а сколько было чемпионов мира и Европы.








Все эти успехи связаны с именем великого тренера Дмитрия Коркина.





После знакомства с Чурапчой решили пообедать в столовой, где были супер вкусные пирожки.





После сытного обеда мы двинулись дальше в сторону Таатты! Таттинский улус известен, как край олонхосутов и поэтому во въезде в этот улус нас встречает старик, который рассказывает олонхо.





Вот и Черкёхский музей истории государственности им. П.А.Ойунского





Воссоздан балаган где жил Платон Алексеевич





Внутри музея все очень чисто и красиво





Внутри балагана Платона Алексеевича Ойунского





Эта утварь из его дома!





Вы не поверите, но я держу в руках вафельницу мамы П.А.Ойунского! Тяжелая штука!











Коробка от монпасье





Угадайте, что за вещь.





Мы были одни в тот день. Не было ни одного посетителя в музее. Я до сих пор недоумеваю почему в музее не было людей. Столько всего интересного и не так далеко от города.





Очень светлый и красивый зал





Иннокентий Тарбахов для музея выделил фарфоровый сервиз





А из этой посуды потчевали нашего президента Бориса Ельцина.








Огромный электрический самовар. Хотите чай?





На втором этаже музея много информации о репрессированных в 30 и 40-е годы





С этой трибуны Платон Алексеевич обращался к якутскому народу





Продолжили осмотр музея уже под открытым небом. Перед нами Тааттинская николаевская церковь 1912 года,





на достройку которого пожертвовал 1000 рублей сам государь император Николай Александрович





Вид сверху на Черкёх





А вот и просторы музея.





Есть даже “бруклинский” мост. Его за одно лето в 1996 году построили два плотника и мастера на все руки Григорьев Павел Егорович и Христофоров Владимир. Он проложен через ручеек Таатта. По задумке авторов – мост является нитью, связывающей прошлое нашей Якутии с его обычаями и традициями с новой историей Якутии.





А вот так, оказывается этот мост выглядит летом. Архитектор Павел Егорович со своей семьей





Красиво было, что дух захватывал!





Иногда у меня эмоции зашкаливали





Вход в Уолбинскую часовню середины 19 века





Иисуса сделал таттинский плотник





Взгляд в другой мир





Можно бить в колокол. Их 4 штуки разных размеров и с разными звучаниями








Средний колокол, но я все равно чуть не оглохла от звонницы. Очень красивый, звонкий и чистый звук





Солнце следовало за нами целый день и мы не могли спрятаться от него нигде





Чем уникален этот музей спросите вы.





Музей создан силами и средствами жителей Таттинского улуса. Работа была сложной и нелегкой. Некоторые памятники деревянного зодчества были привезены из дальних улусов и отреставрированы.





Здесь можно увидеть старинные церкви, оригиналы старинных икон, охотничью избу, якутскую кузницу, летнее жилище народа саха – шатер-урасу, избы, в которых проживали политические ссыльные.


Мировое дерево. Копия











Восседаю я на троне, который внутри дома олонхо.





Остов урасы. 2-я половина XIX века. Подлинник.





Внутри урасы





От красоты урасы я обомлела





Столько якутской посуды





Разных чоронов





От радости начала танцевать Чороон ункуутун





Никогда не видела такое приспособление для хранения кумыса





Сибирка. Конец XIX века. Подлинник. Перевезена и восстановлена в июне 1977 года.





То есть по-нашему тюрьма. Почему сибирка? Потому что во времена царского правления ссылали многих в сибирь на каторгу.


Вот таким образом запирали осужденного





А сами здесь сидели. Честно говоря, мне тут вообще не понравилось.





Еще какие-то кандалы стояли, что даже не сфотографировала, быстрее убежала отсюда





А это подлинная юрта политического ссыльного Э. К. Пекарского. Конец XIX века. Перевезена и восстановлена в августе 1977 года.





Ну, здравствуй, дом Эдуарда Карловича!





18 лет он жил в этом доме!! Целых 18 лет! “И если бы не якуты, я должен бы был пропасть с голоду” писал Пекарский, ведь когда он попал в ссылку в Таатту ему было всего 23 года.





Удивительное в этом человеке, то что он составил фундаментальный словарь якутского языка.


“Чтобы объясняться с якутами, пришлось изучать язык, записывать якутские слова с русским переводом. Работать ему было нелегко, не хватало бумаги, не было пособий и словарей. Однако упорным трудом ссыльный революционер добился многого. В газете «Неделя» за 1885 г. он прочитал сообщение, будто бы в якутском языке имеется всего три тысячи слов. К 1887 г. исследователь собрал и истолковал уже семь тысяч якутских слов, спустя одиннадцать лет — двадцать тысяч, а к 1930 г. — двадцать пять тысяч слов.”

По книге: Грицкевич В.П. «От Немана до Тихого океана». Мн., 1986.





И я сижу на том же рабочем месте в юрте, где он сидел 130 лет тому назад. Может мне ума прибавится)))))





Воссоздана его полка с табличками, но на этот раз здесь сохранены слова благодарности посетитетелей этого музея. Может это Вы написали эту благодарность?)





“По словам Пекарского, «мало-помалу все же проникли в жизнь». Ученый выступил в красноярской газете «Сибирские вести» со статьей «Значение якутского языка в школах», подверг критике губернатора и инспектора училищ Якутской области, которые, пользуясь наступлением реакции, противились открытию школ с обучением на якутском языке. В своих статьях он говорил о трудностях, которые переживает якутский народ, требовал реорганизации судопроизводства в улусах, выступал за необходимость печатания газетных статей на якутском языке, помогал получать шрифты и оборудование для типографии газеты «Якутский край» в Якутске. Этим он способствовал развитию якутской культуры и привлекал к проблемам края внимание широкой русской общественности. В 1905 г. Академия наук добилась перевода ученого в Петербург, чтобы он мог там продолжить работу над словарем.”

По книге: Грицкевич В.П. «От Немана до Тихого океана». Мн., 1986.





Вот он какой молодой и умный приехал в наш суровый край, чтобы сохранить наш якутский язык.


Один из основоположников якутской литературы Алексей Елисеевич Кулаковский писал Э.К.Пекарскому 18 ноября 1912 г.: «У нас не было литературы, а ваш словарь должен послужить краеугольным камнем для ее создания… Вы поистине заслуживаете названия «отца якутской литературы». Без вас не нашлось бы лица, у которого хватило бы дерзости принять на себя такой колоссальный труд, как ваш словарь».





Говорят в составлении словаря помогали многие люди. В словаре сам же Пекарский отметил только Попова Димитриана Дмитриевича.





Но также ему помогала очень умная якутская женщина Ионова Мария





И помогал ему ссыльный Ионов Всеволод Михайлович, который женился на Марии Николаевне, ставшей его помощницей в изучении якутского языка и сборе материалов по этнографии и фольклору якутов





А вот и школа политического ссыльного В. М. Ионова, который известен нам, как лексикограф-якутовед, этнограф и фольклорист; в ис­торию тюркологии вошел как бли­жайший сотрудник Пекарского. Теперь их дома находятся по соседству.





Всеволод Михайлович жил прямо в школе





Обучал якутских детей грамоте





Музыке





и счету





Выпустите меня из школы….))





А теперь мы подошли к дому Владимира Галактионовича Короленко. Русский писатель украинско-польского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель,





Владимир Короленко прибыл в Амгу 1 декабря 1881 года. Суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжёлые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.





В этом доме он написал свой известный рассказ “Сон Макара”.


“Первоначально он назывался «Сон амгинца». Сюжет этого «сна» весьма прост: умирает старый крестьянин Макар, и вот он предстает перед богом (Тойоном). Тойон с ангелами судит Макара за его грехи. А грехов очень много. Макар пил, сквернословил, забывал о боге. Даже облик его вызывает отвращение Тойона. «Лица твое темное, — говорит старый Тойон, — глаза мутные, и одежда разорвана. А сердце твое поросло бурьяном, и терпением, и горькою полынью. Вот почему я люблю моих праведников и отвращаю лицо от подобных тебе нечестивцев».


Сердце Макара сжалось, он чувствовал стыд за собственное существование. Он понурил голову, но вдруг поднял ее и заговорил. И здесь начинается то, ради чего написан рассказ. Оказывается, бог не имеет права судить Макара, потому что он не знает, насколько тяжела была жизнь Макара на земле. В спор вступает сын старого Тойона (короленковский образ Христа), который «долго жил на свете» и знает «тамошние дела». Он предлагает отцу выслушать Макара, прежде чем выносить ему суровый приговор.


Исповедь Макара нельзя пересказать. В ней страдание простой души, которая всю жизнь билась с нуждой и голодом. Слушая защитную речь Макара, старый Тойон и его сын, ангелы и праведники плачут от жалости, а весы, на которых тяжким грузом лежат грехи Макара, начинают подниматься все выше и выше. На этом рассказ заканчивается, но понятно, что Макар заслужит полного прощения. “

И. Барабанова





Историки говорят, что именно в Амге у него раскрылся писательский талант. В.Г. Короленко знал якутский язык и даже говорил на нем. Это дало ему возможности для знакомства с якутским фольклором. Также он обучал якутских детей грамоте, что в будущем в Амге выросли достойные сыны нашей республики.





Из окна дома Владимира Галактионовича видим осадный амбар, из которого отстреливался Манчаары. Кто-то говорит, что он был героем, кто-то говорит, что уголовник.











Мельница





Ну, вот и пришло время прощаться с замечательным местом. Обещаю вернуться летом. Я вам не рассказала и не показала еще другие дома известных людей, пусть вы сами увидите их своими глазами!





В музей вход стоит 150 рублей. В выходные работает. Нужно заранее позвонить администратору и заказать экскрусовода, если хотите, чтобы гид обязательно был с вами.





По дороге домой солнце нас догнало и светило прямо в глаза





Потом был туман





Но мы все же успели к закату





До свидания правый берег нашей реки!








Кстати, в Бестяхе есть замечательная автозаправка, которая полностью автоматизирована. Нет кассы, соответственно, нет тетеньки, которая закрывает окошко на обед) Прогресс! И в Бестяхе! Почему таких заправок нет в Якутске?








Ну, и на прощание отоварились в чурапчинском магазине вот такими вкусняшками)





Уважаемые мои читатели, посещайте музеи и наслаждайтесь прекрасными просторами нашей огромной республики!

#музей


P.S. Мне кажется, что нужно посещение этого музея сделать обязательным в якутских школах. Например, школьники со всей Японии выезжают на экскурсии в Киото, чтобы ознакомиться с древней историей и культурой становления японской цивилизации. Почему бы не с Чёркёхэ начинать изучать историю государственности Якутии?

Добавить комментарий