Завтра - День независимости России! - Блоги Якутии
Архив автора

3 года назад 71

Завтра – День независимости России!

12 июня 1990 года на

первом съезде народных депутатов РСФСР

была принята

Декларация о государственном суверенитете РСФСР

.  В этот же день в

1991 году

прошли

выборы президента РСФСР

, на которых победил

Борис Ельцин

. 12 июня стало

праздничной датой

с 11 июня

1992 года

, по постановлению

Верховного Совета Российской Федерации

как «День принятия Декларации о государственном

суверенитете

Российской Федерации». 12 июня часто называют «

Днём независимости

России».

О роли независимости России в судьбе республики в книге М.Е.Николаева “Выбираю свободу и человека”, Якутск, 1992 г.




…Но вспомним недавнее положение экономики республики. Региональное хозяйство, подведомственное правительству тогдашней нашей автономной республики, занимало в объёме промышленного производства

только четыре процента

, а в общей сумме прибыли лишь

один процент

. Горестно было слышать разговоры

в Совмине

, что в его

ведении одни бани да прачечные

. Всё

принадлежало могущественным союзным ведомствам.

В декабре 1989 года я был избран Председателем Президиума Верховного Совета республики. Тут же началась подготовка к новым выборам. Ещё не утихли страсти после выборов народных депутатов Союза, и выборы депутатов России и нашей республики по многим округам прошли в жёсткой схватке претендентов. Основным тезисом моей предвыборной программы как кандидата в народные депутаты РСФСР и ЯАССР было обеспечение экономической самостоятельности республики, достижение такого состояния, благодаря которому население Якутии могло бы пользоваться в полной мере теми благами, которые оно создаёт.


Было очень много встреч с избирателями, которые давали мне наказы. Я старался объяснить людям, что теперь настало другое время и депутат не должен превращаться в доставалу, выбивать фонды, добиваться внепланового выделения средств и т. д. Конечно же, наказы принимал и вёл по ним конкретную работу.


На первой сессии я был избран Председателем Верховного Совета. В своем выступлении я подчеркнул необходимость создания механизма, обеспечивающего переход республики на принципы самофинансирования и самоуправления. Народные депутаты и правительство были нацелены на отстаивание с принципиальных позиций интересов республики, нормальное функционирование экономики, её интенсивное развитие и соответствующие социальные блага трудящимся.


В конце мая открылся памятный первый съезд народных депутатов РСФСР. Избранный депутатом от нашей республики А. В. Власов, работавший тогда Председателем Совмина России, являлся официальным кандидатом на должность Председателя Верховного Совета РСФСР. Его поддерживал М. С. Горбачёв. Но Власов по результатам голосования не получил необходимого количества голосов. Ведущий пост в России занял Б. Н. Ельцин.

В ходе общей дискуссии я попросил слово для выступления. В то время рассматривался вопрос о суверенитете Российской Федерации. Я высказал мысль, что обновление России должно подкрепляться реальным политическим и экономическим суверенитетом автономных образований, что настало время создать действительно равноправные национально-территориальные структуры, исключающие практику деления народов на ранги, и поставил вопрос о предоставлении Якутской АССР прав советской социалистической республики как особой формы государства в составе Российской Федерации. Далее я высказался за то, чтобы

обновленное федеративное государство формировалось на договорных отношениях, чтобы равенство и равноправие народов соблюдалось неукоснительно.


Это было первое моё выступление на таком уровне в качестве официального руководителя республики. Я не собирался и не пытался играть на чувствах зала, не употреблял «громких» слов, хотя атмосфера в Большом Кремлевском дворце была накалена до предела, в выступлениях многих ораторов чересчур было эмоций. Я стремился высказать съезду то, что наболело на душе моего народа за долгие годы правления командно-административной системы, старался донести главную мысль, что отныне нельзя не считаться с суверенным правом народов.


По возвращении со съезда мы вплотную взялись за подготовку документа о государственном суверенитете своей республики. Вынесенный на общенародное обсуждение проект этого документа в основном выдержал испытание, и Верховный Совет 27 сентября 1990 года провозгласил Декларацию о государственном суверенитете Якутии. Перед народом республики открывался

путь к самостоятельному решению вопросов своего развития. В то же время —путь в неизведанное, ибо до этого Якутия не могла и помышлять о независимом решении проблем хозяйственного и культурного строительства, вопросов государственности.


Радовались все. Но одного ликования недостаточно, надо было действовать, претво рять в жизнь основные принципы Декларации. Для этого требовалось многое: в первую очередь, настрой на конкретную работу, на самостоятельное мышление и готовность принять на себя ответственность за осуществляемые меры.


Номенклатуру ругают именно за то, что она годами воспитывалась в духе беспрекословного подчинения спускаемым сверху директивам.

Руководящие кадры разучились при той системе мыслить самостоятельно, принимать решения, за последствия которых надо было отвечать. Самостоятельность фактически была наказуемой.


Я довольно продолжительное время был в составе обкома партии, в течение ряда созывов являлся депутатом Верховного Совета, входил в состав Совета Министров республики. И пленум за пленумом, сессия за сессией мы обсуждали задачи, вытекающие из каких-то решений, принятых в Москве.

Доклады строились по стереотипу, постановления переписывались из готового текста. Больше были озабочены не судьбой и нуждами своей республики, а выполнением очередной директивы. Так было по всей вертикали власти — партийной и государственной. Это сегодня кажется чудовищным, но даже тексты выступлений на пленумах заранее просматривались в отделах

партийного комитета.

Дом можно сломать быстро, а систему — трудно, сразу не получится.


Стереотипы глубоко засели не только во взаимоотношениях органов власти и управления, но и в образе мышления людей, в их поведении. Вначале многие руководители министерств, ведомств, районов не очень охотно ходили в Верховный Совет со своими мыслями, предложениями, ведь до этого он был просто номинальным органом власти. Да и в Совете Министров с трудом

воспринимали «вторжение» Верховного Совета в решение социально-экономических проблем.


С самого начала работы в Верховном Совете я не ходил в «соседний» дом на согласование задумок, планов, документов. Верховный Совет — это высший орган представительной власти, он состоит из депутатов, получивших мандат от

народа, и только он правомочен решать вопросы, касающиеся судьбы республики. Некоторые в моём стремлении восстановить подлинную роль, авторитет Верховного Совета хотели усмотреть некую непокорность председателя, будто бы я, усиливая власть главы парламента, посягал на авторитет и достоинство других руководителей. Но при новом раскладе сил, который происходил на фоне развертывающейся демократии и гласности, авторитет Верховного Совета можно было поднять именно через усиление роли его председателя и повышение ответственности депутатов. Я это понимал и сознательно шёл на то, чтобы руководители всех рангов признавали в лице Председателя Верховного Совета утверждение в республике власти народа, необратимость преобразований.


Может, потому не очень болезненно прошла смена Председателя Совмина, некоторых его заместителей, хотя на сессии Верховного Совета по оргвопросу чуть было не разгорелись страсти. Кадровый вопрос в кругу интеллигенции, в среде актива нашей республики всегда вызывал интерес, который часто подогревался различными домыслами. А по сути кадры должны обновляться, меняться, передвигаться с одного места на другое. Особенно в наше время, когда к ним предъявляются совершенно новые требования.

Мы тогда, определяя новый курс развития республики, находились на распутье. Не все правильно воспринимали намеченную линию, некоторые по привычке ориентир держали на Москву. Говорят же, что привычка — вторая натура. Трудно было переориентировать хозяйственников, наших «генералов».


Бразды правления продолжал держать центр, юридически все наши крупные предприятия находились в союзно-республиканском подчинении. Казалось, что так будет вечно.

В Декларации о государственном суверенитете было заявлено, что земля и её недровые богатства, животный и растительный мир являются исключительной собственностью народа республики. Такую позицию не хотели признавать в центре — стремились Якутию, как и раньше, держать в роли сырьевого придатка.


По этим вопросам я не раз вёл серьёзные разговоры в самых высоких инстанциях и Союза, и России, выступал с трибун съездов народных депутатов, сессий Верховного Совета Союза. На одном высоком совещании М. С. Горбачев под видом шутки заметил, что Николаев опять будет говорить о своих алмазах.

Как же не говорить-то было, когда народ республики был лишён права на часть производимой своими же руками продукции! Ведь мы долгие годы даже не знали, сколько алмазов добывается на территории республики и сколько это стоит. Неужели нашей республике с её уникальными и богатейшими природными ресурсами суждено было навсегда оставаться убогой, прозябать в

ожидании милостыни, подвергаться унижению.


Суверенитет надо было прежде всего отстаивать в вопросах обеспечения, экономической самостоятельности, в праве собственности на предприятия ведущих отраслей промышленности. Исходя из этих соображений мы стали предлагать Москве проекты документов о разграничении полномочий между Якутией и Союзом, между Якутией и Россией.

Фото с сайта

Ил Тумэн


Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин и Председатель Верховного Совета Якутской Саха ССР М.Е. Николаев в гостях у оленеводов стада №6 совхоза “Анабарский”. 28 декабря 1990 г.


В конце 1990 года в самую стужу в Якутию приехал Б. Н. Ельцин. Жители республики встретили Бориса Николаевича с неподдельным чувством уважения и любви. Он выступил на сессии Верховного Совета республики, где ознакомил наших депутатов с только что принятым постановлением Совета Министров РСФСР по вопросам социально-экономического развития Якутии в

период перехода к рыночным, отношениям. Это было серьезное достижение — многие трудные вопросы, которые мы ставили перед центром, получили положительное решение. Постановление Совмина России для нас памятно и тем, что мы первыми из других республик добились принятия такого основополагающего документа. Лёд тронулся во взаимоотношениях с Российской

Федерацией.


Но наши основные промышленные объединения продолжали оставаться в ведении Союза. А в союзном правительстве из-за трений с Россией на нас мало обращали внимания, хотя М. С. Горбачев и Н. И. Рыжков на словах нас поддерживали. Мне кажется, что власть союзная была парализована задолго до августа 1991 года — кресла были, но в них сидели люди, не имевшие реального

влияния на ход происходящих процессов.

На заседании Совета Федерации у Президента СССР в начале февраля 1991 года я внес предложение о заключении двустороннего договора по конкретным вопросам экономических взаимоотношений между нашей республикой и Союзом ССР на долгосрочную перспективу и изложил пункт за пунктом основные положения предлагаемого договора. У себя в республике мы к подготовке проекта документа отнеслись самым серьёзным образом, к работе над ним были привлечены не только специалисты Госплана, но и учёные, представители различных отраслей народного хозяйства, юристы. Тогда они прошли хорошую школу нового мышления.

В результате внимательного изучения всех аспектов проблемы мы выдвинули непреклонным условием новых отношений с Союзом признание исключительного права республики на регулирование хозяйственной деятельности всех предприятий, объединений, ассоциаций, концернов и организаций на своей территории и передачу государственного имущества всех предприятий в собственность республики, её народа.

Основной упор мы сделали на то, чтобы республика пополняла свой бюджет за счёт солидных отчислений в виде платы за добычу алмазов и золота; чтобы мы на равных правах участвовали в их сортировке и оценке; чтобы доли валютной выручки от экспортной реализации Союзом драгметаллов отчислялась в фонд республики в валюте; чтобы часть отчислений от налога с прибыли предприятий передавалась в наш бюджет и т.д.

И тут же на заседании я вручил М. С. Горбачеву папку с нашими предложениями, конкретными расчетами и выкладками.

Наши обоснованные предложения впоследствии нашли отражение в документах, под которыми нет подписи М. С. Горбачева, но есть подпись Б. Н. Ельцина.


Незадолго до августовского путча в республику приехал премьер-министр союзного правительства В. С. Павлов. Мы показали ему и алмазы, и село. Он выступил перед народными депутатами. Такие поездки всегда бывают какими-  то суматошными — сосредоточиться на чём-то конкретном при всём желании не удаётся. Но за два дня, которые премьер Союза провёл в республике, я постарался донести до него наше видение экономических взаимоотношений республики и Союза при новых реалиях. Как опытный финансист, он быстро реагировал на цифры, но был сдержан в отношений наших конкретных предложений, больше говорил о трудных проблемах Союза. Его речь на нашей сессии многих не удовлетворила.


Надо было идти на решительные действия. Приближался срок подписания Союзного договора. Меня часто вызывали в Москву, где на подмосковной даче в живописной местности Ново-0гарево в кругу руководителей республик шло оттачивание положений будущего, так и не подписанного Союзного договора. Те дни запечатлелись в памяти тем, что я имел возможность лично

познакомиться и близко; общаться с людьми, которые стали уважаемыми руководителями независимых государств.

Присутствуя на столь авторитетных встречах, я пришёл к убеждению, что наша республика должна участвовать в Союзном договоре с большим весом, но не с потенциалом бывшей автономии. Наработки по экономическим вопросам у нас имелись.

Посоветовавшись с руководством Совета Министров республики, на заседании Президиума Верховного Совета от 13 августа мы приняли решение об объявлении государственных предприятий, объединений, организаций, учреждений, расположенных на нашей территории, собственностью республики. Затем оно было подтверждено соответствующим документом сессии Верховного

Совета.

Так, шаг за шагом мы вышли на новый уровень отношений с центром, республика стала более полноценным субъектом Федерации. Мы шли к новым рубежам и, несмотря на сложность ситуации в стране, практической задачей выдвинули возрождение народов республики. Впереди ждала напряженная работа…

Михаил Николаев, Президент Республики Саха (Якутия), Якутск, 1992 г.

Интервью М.Е.Николаева в сентябре 2020 г.

М.Е.Николаев в передаче «Якутия.Live» Ирины Ефимовой.  27 апреля 2021 года.

Выступления и статьи М.Е. Николаева:


Михаил Николаев: Я благодарен своему народу.


Выступление М.Е.Николаева на Круглом Столе Ил Тумэн РС (Я) по вопросам местного самоуправления


Михаил Николаев: «Дойти до каждого человека!»


Интервью Первого Президента Михаила Николаева в программе «Якутия.Live» НВК «Саха»!


После коронавируса: возврат к якутским усадьбам?


Ко Дню Знаний – статья Михаила Николаева “От традиционных методов образования – в мир инноваций”!

Моя страница в Дневниках якт ру.:

https://nikbara.ykt.ru/

Мой сайт:

https://nikbara.ru/

Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии

Главная


Мой канал в «Яндекс Дзен» –

NikBara

Просьба подписаться на мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб!


https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

И на мои аккаунты в социальных сетях!

Я в Инстаграме @nb2015p

Персональная страница в “Фейсбуке”:

https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

“Твиттер”

https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий