Музейное Дело №9 от Академии наук Якутии: Визуальная Антропология и "виртуальные музеи" - Блоги Якутии

10 месяцев назад 223

Музейное Дело №9 от Академии наук Якутии: Визуальная Антропология и “виртуальные музеи”

«Визуальная антропология – это удивительное состояние приобщения к вековому человеческому опыту. Используя возможности экранного искусства, визуальная антропология стремится не только передать ощущение красоты и ценности многочисленных культур земного шара, но и увидеть за поражающим разнообразием их глубинное сходство, дающее надежду на возможность равноправного диалога». Зиннатова А.Х. (отрывок из научной статьи)

«Словоцентричность» на наших глазах стремительно преодолевается. «Визуальный поворот» касается не только антропологии, но всей сферы культуры с начала минувшего века. Сегодня, с появлением у каждого в кармане мощного смартфона, количество визуальной информации гигантски возросло, продолжая расти по экспоненте. По мнению специалистов, визуализация действительности привела к формированию культурологии на стыке культурной антропологии, социологии и филологии. Визуальная антропология имеет свои особенности в пределах разных сообществ, в первую очередь, этнических, социально-демографических и культурных.

К слову, нельзя пройти мимо наших примеров в якутской культуре. Мы напомним читателям о феномене серии старых фотографий первого профессионального художника Якутии Ивана Попова с его другом Степаном Бересековым, которые почти мистически стали прологом к созданию художественного фильма, снятого якутским режиссером Любовью Борисовой «Не хороните меня без Ивана» / «Кэрэни көрбүт» (см.: https://sakhalife.ru/tajnu-i-mistiku-sozdaniya-novoj-ekzistenczialnoj-kinokartiny-raskryvaet-rezhisser/). Востребованность старой фотографии резко возросла, став метафорическим зеркалом самопознания и отслеживания стремительных изменений общества, которые человество ранее никогда не испытывало.

Визуальная антропология в России бурно развивающаяся область. На университетских кафедрах вводятся соответствующие курсы. Это связано с упомянутым «визуальным поворотом», который произошел в гуманитарных и социальных дисциплинах в конце ХХ в., так и с особенностями национальной науки и технического прогресса в области цифровых технологий. Российская антропология стремится наверстать.

Простыми словами, визуальная антропология возникла на стыке искусства кино, фотографии и этнографии. Одним из приложений дисциплины становятся так называемые «виртуальные музеи» — масса старых фотографий, опубликованных в интернете, и отражающих определенные тематические аспекты из прошлой жизни этнокультурных сообществ, культур и субкультур. Их популярность неимоверно возросла на фоне стремительно ускорившегося времени, когда буквально за одно, два поколения меняется все социокультурное пространство. Мы вглядываемся в ту прошлую реальность, пытаясь поставить самих себя на то место, делая оценки и суждения о прошедшем времени, а на самом деле, судя о самих себе. Приятного просмотра!

фото: личный архив

Галины Ксенофонтовой-Уильямс

Пресс-служба Академии наук РС (Я)

Добавить комментарий