"Три осени" Анны Ахматовой - новый проект Национальной Библиотеки РС (Я)! - Блоги Якутии
Архив автора

9 лет назад 241

“Три осени” Анны Ахматовой – новый проект Национальной Библиотеки РС (Я)!

Трагическая судьба ХХ века в жизни великой русской поэтессы Анны Ахматовой… Стихотворение “Три осени”.

Новый проект Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)!

(фото Национальной библиотеки РС (Я))




В Википедии пишут

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

(фото с интернета)




А́нна Андре́евна Ахма́това

(в девичестве —

Го́ренко

, по первому мужу

Горенко-Гумилёва


[4]

, после развода взяла фамилию

Ахматова

, по второму мужу

Ахматова-Шилейко


[5]

, после развода

Ахматова


[6]

) 11

(23) июня


1889

,

Одесса

, —

5 марта


1966

,

Домодедово

,

Московская область

) — русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур

русской литературы

XX века.

Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж,

Николай Гумилёв

, был расстрелян в 1921 году; третий муж,

Николай Пунин

, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын,

Лев Гумилёв

, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет. Горе жен и матерей «

врагов народа

» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «

Реквием

».

Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию,

цензуре

и травле (включая постановление

ЦК ВКП(б)

1946 года, не отменённое при её жизни), многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Анна Горенко родилась в одесском районе

Большой Фонтан

в семье потомственного дворянина

[7]

, инженера-механика флота в отставке

А. А. Горенко

(1848—1915), ставшего после переезда в столицу

коллежским асессором

, чиновником для особых поручений

Госконтроля


[8]

. Она была третьей из шести детей. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856—1930), состояла в отдалённом родстве с

Анной Буниной

: в одной своей черновой записи Анна Ахматова записала: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова…». Женой деда была Анна Егоровна Мотовилова — дочь Егора Николаевича Мотовилова, женатого на Прасковье Федосеевне Ахматовой

[9]

; её девичью фамилию и избрала Анна Горенко в качестве литературного псевдонима, создав образ «бабушки-татарки»

[10]

, которая, якобы, происходила от

ордынского хана Ахмата


[7]

. К этому выбору оказался причастен отец Анны: узнав о поэтических опытах семнадцатилетней дочери он попросил не срамить его имени

[11]

.

В 1890 году семья переехала сначала в

Павловск

, а затем в

Царское Село


[11]

, где в 1899 году Анна Горенко стала ученицей Мариинской женской гимназии.

Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке

Льва Толстого

. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски

[13]

. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Как писал

Н. Струве

, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку»

[7]

.

Свои первые стихотворения она опубликовала в 1911 году («Новая жизнь», «Gaudeamus»,

«Аполлон»


[14]

,

«Русская мысль»

). В молодости примыкала к

акмеистам

(сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю

поэтического языка

.


Автобиографическая

поэма «

Реквием

» (1935-40; впервые опубликована в Мюнхене в 1963, в СССР — в 1987) — одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам

репрессий

1930-х годов.

«

Поэма без героя

» (1940—1965, относительно полный текст впервые опубликован в СССР в 1976) отражает взгляд Ахматовой на современную ей эпоху, от

Cеребряного века

до

Великой Отечественной войны

. Поэма имеет выдающееся значение как образец современной поэзии и уникальное историческое полотно.

Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат замечательные статьи о творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, воспоминания о современниках.

Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались цензурной правке. С 1925 по 1939 год и с 1946 по 1955 её поэзия не печаталась совершенно, кроме стихотворений из цикла «Слава миру!» (1950)

[15]

. До 1964 года была «невыездной».

Стихотворение “Три осени” было написано в эвакуации в Ташкенте, где Анна Ахматова жила с 1941 года.

Три осени


Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду.
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.

И первая — праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И листья летят, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок,
Всё влажно, пестро и светло.

И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.

Но эта бывает — чуть начата повесть.
Секунда, минута — и вот
Приходит вторая, бесстрастна, как совесть,
Мрачна, как воздушный налет.

Все кажутся сразу бледнее и старше,
Разграблен летний уют,
И труб золотых отдаленные марши
В пахучем тумане плывут...

И в волнах холодных его фимиама
Закрыта высокая твердь,
Но ветер рванул, распахнулось — и прямо
Всем стало понятно: кончается драма,
И это не третья осень, а смерть.

6 ноября 1943
Ташкент

В ознаменование Года Литературы в России.



Осуществлен третий проект Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)!

(Фото Национальной библиотеки РС (Я))



Участницы проекта в Историческом Зале Национальной библиотеки.

В проекте принимали участие –

Харлампьева Наталья, Слепнёва Марина, Кириллина Анна, Игнатьева Кыыдана, Пестрякова Туяра, Карпухина Екатерина.

Клип любезно предоставлен Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия)!

Прилагаю ссылку на пост о предыдущем проекте с информацией о Национальной библиотеке РС (Я) и об организаторах проекта

https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/732005#more

Моя страница в Дневниках якт ру.:

https://dnevniki.ykt.ru/NikBara

Мой канал на Ютуб:

https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true

Я в Инстаграме @nb2015p

«Фейсбуке»

https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

Добавить комментарий