20 часов назад 18
Философия якутского мелоса: лекторий Академии наук Якутии
Стремительнейшая эволюция музыкальной культуры северных народов Якутии реализовалась буквально на глазах современников в XX, первой четверти XXI веков, с предшествующей длительной фольклорной традицией. XX век подарил композиторов, создающих музыку, созвучную аутентичному якутскому мелосу. Появилась музыкальная культура с множеством прекрасных исполнителей и благодарных слушателей. Музыкальное искусство продолжает развиваться, находя новые формы.
Есть якутские композиторы, которые смогли реализовать очень закрытую тему, без которой невозможно представить традиционную северную культуру. Что немаловажно, специфика якутского мелоса также продиктована разноплановым ее влиянием. В прошлом году состоялось яркое культурное событие — исполнение симфонии, посвященной известному народному целителю-ойууну — Никону Алексеевичу Васильеву. Литературной основой музыкального произведения послужила одноименная поэма народного поэта Якутии Василия Тарасовича Сивцева “Ньыыкан”. Написана симфония гостем нашей сегодняшней передачи, известным якутским композитором — Владимиром Васильевичем Ксенофонтовым, кстати, родственником известного народного целителя.
После первого исполнения ровно год назад этого произведения, композитор сказал: “Хочу поздравить симфонический оркестр Государственной филармонии, они великолепно исполнили симфонию. Я хочу поздравить нашего молодого якутского дирижера Максима Степановича Ноговицына. Мне показалось, он прочувствовал мир шаманов, оркестр тоже вошел своими внутренними чувствами, внутренним ритмом. Ритм всех объединяет, ритм — это есть наша сила, наша воля, наша душа и наш дух!” Темы шаманизма затронуты также в произведениях Захара Степанова и Кирилла Герасимова (https://filarmony.ru/ru/content/v-yakutske-prozvuchala-mirovaya-premera-simfonii-vladimira-ksenofontova).
Образ шамана имеет очень важное значение в якутской музыкальной культуре, вместе с тем, определяя определенные границы, которые, как рассказал наш гость, пересекать не следует. В его рассказе также вы узнаете, как традиционное якутское двухголосое пение трансформировалось в современную музыкальную культуру, определяя ее отличительную особенность.
По мнению специалистов, творчество В.В. Ксенофонтова является значительным вкладом в развитие профессиональной музыкальной культуры России и Якутии. На сегодняшний день он является одним из самых плодовитых композиторов Якутии — автором восьми опер, шести балетов, двух симфоний, произведений в крупных академических и национальных жанрах, творцом первой якутской
духовной оперы и национальной музыкальной комедии. Творчество В.В. Ксенофонтова широко известно и за пределами республики. Знаменитый балет «Бохсуруйуу» был с успехом исполнен в Москве, Санкт-Петербурге, Нерюнгри, Хабаровске, а также в США, Англии, Франции, Италии. Композитор подготовил шестерых молодых композиторов.
В сегодняшней первой части лектория на якутском языке, композитор Владимир Ксенофонтов очень доходчиво расскажет о природе и специфике якутского музыкального ряда, его истоках, связанных с якутским традиционным пением с эффектом гортанных форшлагов — кылыһах, придыханий, которые являются характерными для песенного стиля якутов дьиэрэтии. Кылыһах — это горловой призвук в якутском народном пении, украшающий мелодию песни с различными мелизмами, он похож на характерное вздрагивание, дрожание, дребезжание голоса. Наш гость подробно останавливается на этом, показывая специфику трансформации такого способа пения в музыкальную тему.
Тайм-коды первой части рассказа композитора В.В. Ксенофонтова:
00:00 – вступление
01:55 – о специфике и природе якутского мелоса
13:37 – табык (як. музыкальный инструмент)
15:49 – ойуун дүҥүрэ (ритуальный бубен ойууна/шамана)
16:35 – төрүт дорҕоон
17:27 – турук
18:14 – дүҥүрү атыылааһын бобуулаах
17:27 – турук
22:22 – тойук
23:36 – үҥкүү
24:11 – Оһуохай
24:52 – Олоҥхо
Приятного просмотра!
https://rutube.ru/video/26ed1052b773a4e279aaf954a19aac8a/
Наша справка: Ксенофонтов Владимир Васильевич — один из ведущих композиторов РС (Я) и РФ, автор многих значительных музыкальных произведений различных жанров. Является выпускником Уфимского государственного института искусств по классу композиции народного артиста СССР З.Г. Исмагилова. Среди значительных сочинений композитора – 8 опер и 6 балетов, 1 симфония, 2 симфонические поэмы-тойуки, 2 симфонические сюиты, 1 симфоническая увертюра, 1 концерт, 5 фортепианных циклов, полифоническая тетрадь и многие другие сочинения.
С 1983 г. работает преподавателем музыкально-теоретических дисциплин Якутского музыкального колледжа. С 1993 г. ведет класс композиции в Высшей школе музыки РС(Я). За годы педагогической деятельности подготовил 6 молодых композиторов.
В.В. Ксенофонтов создал ряд произведений, которые стали этапными не только для якутской профессиональной музыки, но и музыки России. К таким сочинениям относится этнобалет «Бохсуруйу» («Изгнание злого духа»), премьера которого состоялась в 1997 году в постановке Национального театра танца им. С. Зверева-Кыыл Уола.
Свое музыкальное образование Владимир Ксенофонтов получил в 1959-1963 гг., обучаясь игре на баяне в Верхневилюйской детской музыкальной школе им. М.Н. Жиркова. В 1961 г. состоялась важная встреча в жизни Володи Ксенофонтова, которая определила будущее композитора — знакомство с композитором Грантом Арамовичем Григоряном (из открытых источников).
Предлагаем также запись с концерта «Сила предков», написанного В.В. Ксенофонтовым:
Ссылки на каналы и социальные сети Академии наук Якутии:
https://vk.com/public217206078
https://rutube.ru/channel/24490370/
Фото: Иннокентий Орестов (https://filarmony.ru/), Пресс-службы
Источник: Пресс-служба Академии наук РС(Я) по материалам:
https://www.unioncomposers.ru/composer/view/?id=24
https://yamuscol.ru/index.php/29-nashi-pedagogi/243-ksenofontov-vladimir-vasilevich