«Диалог согласия» от профессоров Михайловых: об идеях нашей региональной идентичности - Блоги Якутии

3 дня назад 73

«Диалог согласия» от профессоров Михайловых: об идеях нашей региональной идентичности

«Мы — якутяне!» — сформулировал социально-политическую идеологему профессор СВФУ имени М.К. Аммосова, доктор философских наук Виктор Данилович Михайлов в конце 90-х, начале 2000-х. Это был определенный практический аспект его «докторской» работы с темой «Философия согласия»

Идеи профессоров Михайловых были озвучены вчера на Второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «ДИАЛОГ СОГЛАСИЯ. В ПАМЯТЬ ПРОФЕССОРОВ СВФУ МИХАЙЛОВЫХ» посвященной философскому и педагогическому наследию профессоров Виктора Даниловича и Тамары Михайловны Михайловых, которая в стенах университета провела пленарную и первую секции. Конференция продолжит свою работу сегодня и завтра уже в Верхневилюйске.

Постидеологичному обществу России, на региональном уровне, в конце 90-х понадобилась сплачивающая и мотивирующая формулировка общей идентичности. Ее обозначил В.Д. Михалов. Сегодня снова возникает необходимость системного видения вопросов развития региона, вписывающегося в концепцию этнокультурной и социально-экономической модернизации.

Один из путей сопровождения социально-экономических преобразований региона, видится в поиске единого, в том числе сакрально окрашенного начала модернизационных преобразований. Сакральное в новой идеологеме предполагает наличие символов, неких «пустых форм» — определенных онтологических абстракций порядка, позволяющих выстраивать идеологию развития государства и регионов. Известно, что наличие сакрального начала, как правило, определяется в контексте религиозных представлений, а для многоконфессиональной страны как Россия, где присутствуют не только основные мировые религии, но и существенно присутствие этнокультурных религиозных представлений, сделать это очень не просто. В постсоветское время не было попыток поиска сакрального начала. В целом, безидеологичное существование на протяжении последних 30-ти лет было выгодно, прежде всего нашим сегодняшним геополитическим оппонентам, неолиберальной западной идеологии, рассматривающей Россию единственно, в качестве дешевого сырьевого придатка. Ситуация кардинально поменялась.

Слоганы прошлой советской эпохи, формирующих наднациональную, интернациональную идентичность, например: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» уже, как видим, проигрывают как в социально-классовом охвате, так и учете радикально изменившейся ситуации в современной глобальной культуре. Между тем, потенциал сакральной общности людей прочитывается и сегодня в лозунгах прошлого: «Догнать и перегнать!», «Все для фронта, все для победы!», «Солидарность народов в борьбе за свои права – основа мира на Земле!», «Наша Родина – СССР!»

В связи со сказанным, нужны консолидирующие и мотивирующие общество идеи, несущие, на наш взгляд, метафизичный и даже больше — сакральный посыл и смысл. Они должны обеспечивать взаимопонимание и доверие во взаимодействиях людей. Выполняемый жизненным миром призыв, специально должен программно исследоваться, согласно мнения российских ученых как Н.И. Лапин, — как важный социокультурный фактор, обеспечивающий эффективность модернизации.

Формулировка сакрального начала модернизации становится основой для региональных идей развития, в том числе тех, которые имеют непростые природно-климатические условия, продиктовавшие за тысячелетия свой особенный культурный код, мотивирующий к счастливой и светлой жизни, развитию и крепкой вере в эти начала.

Это значимая задача для синергии согласованности с рождающейся национальной идеей нашего государства, столкнувшегося с геополитическими экзистенциальными вызовами. Следует в ритме времени, и к моменту формулировки национальной идеи новой России, быть готовым сформулировать свою региональную идею, комплиментарную общенациональной, обогащающей российскую культуру, выражающей этнокультурную и аксиологическую специфику своих территорий.

Предварительно можно обозначить следующие «входные условия» для формулировки сакрально окрашенного начала нашей региональной идеи.

  1. Это должна быть региональная идея-императив, бессрочная в целеполагании перманентного консенсуса относительно принципов, определяющих жизнь многих поколений, подобной известной с советских времен сакрализованной идеологеме: «Саха Сирэ — Земля Олонхо»;
  2. Идея должна соотносится с культурно-природными особенностями — холодом, экософией и криософией в ментальности северян, почитанием жизни и традиционных ценностей, чьи императивы для северных культур России живы, и на все старания релятивизирующего постмодерна, пока дают категоричный ответ сохранения традиций, продиктованных естественной суровой природой Крайнего Севера;
  3. Идея должна быть комплиментарна ментальным мифологическим условностям в архетипе традиционного мировоззрения северян — живой «связью с предками», их «жесткой сцепкой» с нынешней жизнью северян, их самоощущением и чувством бытия — это один из полюсов сакрального начала;
  4.  Актуален для сакральной идеи и концепт дарообменных отношений с окружающей природой, вытекающей из мифологически конципированной ментальности северян, верящих в наличие одушевленных природных объектов. Так, принцип сакральной собственности и стоимости с четким выражением нравственно-этического начала, отличается от современной меновой стоимости рынка, где в отличие от власти денег, приумножение жизни на Севере, является императивом богатства и основой реального сектора экономики;
  5. Идеологические постановки должны коннотировать и предлагаемому отечественными авторами термину «сакральная география», когда имена этносов звучат не просто как национальность, а как ощущение привязанности к родной земле, ее северным ландшафтам — классическим алаасам, озерам и речкам, горам и обширным речным долинам, морскому побережью и тундре на Крайнем Севере как экзистенциальной и конструктивной потребности;
  6. Идея должна быть комплиментарна постулату полного самообеспечения, веками существовавшего в культурах северян, с такими качествами как культурная креативность с упрощающим совершенствованием и природоподобностью;
  7. Отдельного внимания заслуживает философия северного хозяйствования и экономика криоресурсов, раскрываемые экологичностью и целенаправленным улучшением природной среды — созданием технологий обеспечивающих устойчивое состояние мерзлых толщ Северо-востока России, а также монетизации технологий использования криогенного ресурса Якутии, очищением окружающей среды, безопасными биотехнологиями, усилением и увеличением рекреационных возможностей северных ландшафтов и т.п.;
  8. Идея должна быть созвучна уже выдвинутым политическим слоганам, ставших привычными для регионального политического нарратива.

Переходя к вербальному озвучиванию сакрального начала в символическом ключе модернизации, сформулируем новую версию идеи В.Д. Михайлова. Она прозвучит в уже особенном, сакральном ключе:

Мы — якутяне, хранители 1/5 российской земли, преданной нам предками.

Это будет один из вариантов манифестации регионального метанарратива с сакральным началом. Сегодня ренессансный порыв подталкивает к необходимости использования культурных возможностей для создания сильной экономики региона. Этнокультурный капитал — это то, что народ «умеет лучше всего делать, делая веками», а теперь улучшил и развил на новом качественном уровне, благодаря научно-технологическому совершенствованию.

Нужны новые этнокультурные механизмы онтологизации модернизационных программ развития, в то числе через включение и идеологем с сакральным началом, которые начал в свое время прорабатывать профессор Виктор Данилович Михайлов.

Предлагаем видеосюжет с первой секции указанной выше конференции:

https://rutube.ru/video/private/3b9febf08f094c65aef42b19885e9728/?p=wleFuIR_VAGMMfIP9BjTlA

Фото: автора

Источник: А.Г. Пудов – в.н.с. отдела энциклопедистики АН РС (Я), к.филос.н., доцент

Добавить комментарий