8 месяцев назад 149
Сегодня 40 дней как покинул этот мир профессор Анатолий Георгиевич Новиков
Анатолий Георгиевич Новиков являлся инициатором и организатором создания при кафедре философии СВФУ им. М.К. Аммосова специализированного диссертационного совета по философским наукам, на котором защищались десятки докторских и кандидатских диссертаций по двум актуальным для региона шифрам специальностей. Под его непосредственным руководством защищены 4 докторских и 13 кандидатских диссертаций. Данная деятельность заложила основу для появления впервые в республике научной философской школы.
Анатолий Георгиевич обладал мощным даром убеждения, всегда подчеркнутой оригинальной постановкой проблемы, подкупающей открытостью и уважением к собеседнику. Ему первому в неразберихе начала 90-х удалось открыть диссертационный совет в Якутском государственном университете. Опыт оказался конструктивным, заложив базис и организационные алгоритмы появления в университете диссертационных советов по другим научным специальностям.
Вот что писал по этому поводу профессор, доктор философских наук Виктор Данилович Михайлов, первым защитившим на этом совете докторскую диссертацию по социально-философской теме «Философия согласия». «Впечатляет способность А.Г. Новикова консолидировать ученых разных специальностей, мировоззренческих толков, высказывающих неоднозначное отношение к вопросам организации науки, защиты диссертаций и т.п. Уместно вспомнить плодотворность работы Анатолия Георгиевича с Тамарой Михайловной Михайловой, их единомыслие и единодушие. Под их руководством защитились полтора десятка докторов и несколько десятков кандидатов философских наук. В новом тысячелетии Анатолий Георгиевич не почивает «на лаврах» и целеустремленно начинает осваивать новый жанр – философское осмысление творчества выдающихся профессоров ЯГУ. Он выпустил три книги: об Иване Михайловиче Романове (2001), о Георгии Прокопьевиче Башарине (2003) и Иннокентии Егоровиче Томском (2004), участвовал в выпуске книг о коллегах-философах Д.Е. Донском, Д.С. Макарове и А.Е. Мординове.
Смотрите выступление рано ушедшего от нас профессора СВФУ имени М.К. Аммосова В.Д. Михайлова трехлетней давности:
Я абсолютно убежден, что без его инициативы, целеустремленности, настойчивости в воплощении задуманного не было бы ни диалога ученых самого разного направления, ни диссертационного Совета, ни философского сообщества в республике. Внимательное, уважительное отношение к личности, стремление понять другого, максимальное доверие к нему – характерные черты личности Анатолия Георгиевича. Именно благодаря этим качествам ему удалось объединить людей вокруг себя. Он считает, что каждый индивид есть носитель определенного житейского опыта и мудрости, знаний и навыков, вне зависимости от происхождения, образования и воспитания и потому представляет собой айсберг человеческой культуры».
***
А вот что писал сам профессор Анатолий Новиков в рукописи «Мировоззрение историка-исследователя Ф.Г. Сафронова», преломляя исторические факты с позиции своей внутренней лаборатории мысли: «История Якутии предстает как история жизни выдающихся людей. В 50-90-е годы XX века широко стали известны якутскому народу три крупных историка – И.М. Романов, Г.П. Башарин и Ф.Г. Сафронов. Нет будущего без прошлого. Нет описания истории без историков…
Тяга к знанию, обнаруженная еще в раннем детстве, формирует культуру его мышления, поднимает его с каждым разом на более высокий качественный уровень, делая его прозорливее и содержательнее, наделяя качеством, особенно необходимым историку. Овладевая знаниями, он как бы оттачивал способность видеть глубже и дальше, составлять целое, собирая детали и частности, не давая волю только воображению, являющемуся чем-то вроде предпосылки конкретного анализа, нуждающейся в подкреплении фактами. Дарование ученого не сразу заискрится и засверкает, а даст итоги в результате скрупулезной, долголетней исследовательской работы, когда он сможет увидеть в противоречивых и противоположных тенденциях позитивные моменты…
Мировоззрение – это не просто знания, оценки, ориентиры, а еще и жизненные позиции человека, которые дают возможность выразить ученому свой особый, уникальный взгляд на исследуемое явление. Это и есть органическое развитие от абстрактного, ко все более жизненной и полной конкретности. Мировоззрение ученого – это зарождение и становление его мыслей, идей, развертывающихся в теории, концепции, и формирование которых есть основная жизнедеятельность ученого. Мудрость ученого вырастает из неустанной борьбы его мыслей, как итог освоения и осмысления своевременно поставленных вопросов. Мысли – предпосылки для создания теории, без истолкования фактов и процессов истории нет концепции и нет новизны. Становление ученого и формирование мировоззрения – единая система. Именно широкий круг научных интересов дал возможность Ф.Г. Сафронову проследить эволюцию социально-экономических отношений в жизни коренных народов, внедрение в их хозяйство земледелия и скотоводства, возникновение и развитие письменности…
В.В. Федоров затронул дискуссию о патриархально-феодальных отношениях у скотоводческих народов Сибири и Дальнего Востока. Немало копий было сломано спорящими о наличии частной собственности на землю у кочевников. Научный спор, конечно, не был завершен. «Федот Григорьевич придерживался мнения о наличии у якутов общинной собственности на землю. При этом он в качестве доказательства приводил факт существования регулярного передела сенокосных угодий у якутов – «буор уллэhик» и «кылаан уллэhик». Наличие частной собственности на землю у якутов он отвергал из-за отсутствия документальных доказательств на право собственности и говорил, что русский царь не мог давать право частной собственности на землю инородцам».
В контексте сказанного Ф.Г. Сафроновым напомним, что у якутов была классная система землепользования – у кого больше скота, тому больше земли и выделяли. Так что Федот Григорьевич и здесь прав. Была формальная государственная собственность, фактической частной собственности не было. «Есть все основания полагать, – пишут Е.А. Ануфриев, Л.В. Лесная, — что частная собственность не отвечала российскому общинному менталитету, что сказывается и сейчас». Тем более, она не могла отвечать и якутскому менталитету, ибо якуты плохо себя отделяли от матери-природы, которой они и не смели овладевать. Заметим также, что отцовский род («а5а ууhа”), материнский род (“ийэ ууhа»), наслег («нэhилиэк»), улус («улуус») – все это общины разного масштаба.
Суждения профессора Ф.Г. Сафронова могли не всегда соответствовать букве официально проводимой политики, но он фанатично был уверен, что его идеи верны. Если его сейчас недопонимают, то придет время, был уверен он и будет переоценка ценностей. Федот Григорьевич говорил, что у ученых, в частности, у него с Г.П. Башариным могут быть расхождения и это нормальное явление, ибо речь идет о наличии разных взглядов по некоторым вопросам освещения Якутии. При этом он не исключил, что у каждого ученого могут быть в науке ошибки и что ошибки вовремя следует признать и исправлять. Наука может развиваться нормально лишь тогда. Когда ученые не будут впадать в личностные притязания».
У автора этого материала были две совместные работы с профессором А.Г. Новиковым. В совместной монографии «Менталитет японцев и техногенная цивилизация» (2008) раскрыты природно-географические, религиозно-философские основы менталитета японцев, определены наиболее важные его мировоззренческие компоненты. Опыт обществ иных культур подчас весьма полезен другим народам. Однако случается так, что на ошибках других никто не учится. Японские успехи в XX веке удивили мир. Мало кто сознает, что японский успех обязан внимательнейшему наблюдению японцами за культурой европейских народов, западной цивилизации в целом. Японцы наблюдают и делают практические выводы. В совместной работе прослежены социально-исторические этапы становления менталитета японцев и дана характеристика менталитета жителей страны восходящего солнца в разрезе двух волн модернизаций, а главное, проведены параллели с менталитетом северян и возможностями новой волны модернизационных преобразований для северян. Авторами проведены параллели с нашей северной культурой. Коренные жители Севера покоряются социальной динамике и экономическим обстоятельствам, к которым оказались, в принципе, не совсем готовы. Вызов современной эпохи должен найти адекватный ответ в необходимости адаптироваться немногочисленным народам Северо-востока России к стремительно изменяющейся социально-экономической и культурной ситуации. Авторов беспокоят проблемные вопросы: как современному северянину отстоять место человека на Севере и в Арктике и что считать философскими критериями устойчивого развития в уникальном регионе планеты.
Первая совместная монография 2005 года о «Менталитете северян в контексте циркумполярной цивилизации» оказалась высоко цитируемой и до настоящего времени как местными исследователями, так и российскими учеными. Примечательной оказалась символическая обложка этой монографии, становящаяся все более актуальной в разрезе перманентного этапа модернизационных преобразований как способа органического освоения культуры модерна, возможности этнокультур Севера и Арктики творить даже в чужеродной эстетике и смысловой топике. По сути, последнее явилось критерием освоенности модерна, кристаллизацией новой культурной парадигмы этномодерна — варианта социокультурной модернизации посредством искусства и внедрения новых хозяйственных практик и креативных производств, концепций совершенствования традиционных отраслей, так необходимых сегодня якутскому селу.
***
Родные — супруга Людмила Александровна, дочь Виктория и сын Сергей, близкие профессора Анатолия Георгиевича Новикова благодарят в организации похорон руководство СВФУ имени М.К. Аммосова в лице проректоров Г.Н. Павлова, А.И. Голикова, проректора АГАТУ А.Н. Нюкканова, Департамент науки и инноваций федерального университета, председателя Совета ветеранов университета Е.С. Никитину, кафедру философии, коллег, знакомых и родственников за моральную и материальную поддержку. Супруга в мыслях произносит: «Опустела без тебя земля…»
Фото: архив семьи А.Г. Новикова
Источник: Алексей Григорьевич Пудов, к.филос.н., доцент, в.н.с. Академии наук РС (Я)