7 месяцев назад 666
Нежная эстетика художника-многостаночника Надежды Федуловой
Творчество художницы многогранно. Она работает в живописи, графике и изготавливает гобелены из конского волоса. Сегодня у нее в запасе серия работ в смешанной технике, технике де-купажа. В каждой из техник она преуспела, внеся в этот мир свое нежный лирический взгляд, наполненный любовью, теплом и светлыми ностальгическими чувствами.
Немногим якутским художникам удавалось раскрыть лирику и теплоту холодного северного города, который стремительно менялся на глазах. «Сайсарские мотивы» давшие и название прошедшей выставки стали живым памятником уходящему Якутску 50-90-х годов XX века. Сегодня и он стремительно исчезает прямо на наших глазах, но этот мир, воссозданный художником, живет теперь в вечных картинах. Не менее интересны ее творческие подходы, лежащие на тонкой границе восточной графики и классической живописи.
Справка: Надежда Егоровна Федулова, художник-гобеленщик ручного ткачества, живописец, член Союза художников России c 1993 г.
Родилась 21 мая 1958 года в г. Якутске (Республика Саха (Якутия)). В 1977 году окончила Якутское художественное училище, где училась у известного якутского графика Юрия Иннокентьевича Вотякова, имя которого ученики несут по жизни. Это был примечательный выпуск, давший яркие имена в изобразительном искусстве Якутии.
В 1989 г. она прошла стажировку по технике и технологии ручного ткачества из конского волоса в Улан-Удэ у Бурятских гобеленщиц Б. Дамбиевой и Р. Доржиевой.
Вместе с Жанной Хунгеевой, Надежде Федуловой удалось возродить исконный для саха, исповедывающих культ коня, вид декоративно-прикладного искусства – ручное ткачество конским волосом. Реализовать утраченное, профессиональным художницам удалось на высоком эстетическом уровне. Сама структура материала, его пластические особенности подвигнули Надежду Федулову обратиться к глубинному этносимволизму, реализованному впоследствии и в графической технике. Известно, что предельные основания бытия человека упакованы в символах. Ими могут быть графические знаки-образы, культовые предметы, устный фольклор, звуковой ряд и мелодика музыкального творчества, которые рождались народными культурами на длительном этапе этногенеза и исторического саморазвития. Теперь все они живут в ритмике ее работ в исконно сакральном материале, оберегающем саха от злых напастей.
Отказавшись от этнического символизма, который выстроен на мифологическом способе кодирования реальности, общество утрачивает ненавязчиво задаваемые онтологические программы привычной хозяйственной мотивации, эстетические модели постижения мира и даже нравственные начала. Этносу попросту не на что становится опереться и соизмерять свой взгляд на мир. Возможно первичным и единственным способом может стать сегодня аккумуляция этносимволизма в искусстве, обыгрывание его там, напоминание, реанимация или придание новых смыслов для современной жизни. Искусство как деятельность, опережающая социальную реальность, на первичном этапе может предоставить широкие возможности синтеза культурных ценностей или трансмутацию символических конструктов разной природы.
Эстетика символического синтеза заняла пристальное внимание Надежды Федуловой, представившей в своих работах экскурс в «символологию» народа саха, скифов и древних тюрков, индейцев Северной и Южной Америки. Нужно отметить, что художнице удается находить лаконичное сочетание архаики и современности почти в каждой из своих работ. Следует заметить, синтез и смешение символов разных культур и типов, способны породить новый культурный код, это и происходило в истории развития этнических культур.
Считаем замечательной находкой прошедшей выставки и серию ее работ, посвященных теме строганины. Мы пока не видели ничего подобного в якутском изобразительном искусстве, зашифровавшем символьную орнаменталистику на поверхности любимого северного лакомства. Есть в этом меткое попадание в истину, после изображения которой Надеждой Федуловой, теперь в мире существует именно такая якутская подледная северная рыба, воспринимающаяся именно в подобном эстетическом ключе, несущем вдобавок мощнейший декоративный эффект.
Предлагаем сюжет с открытия выставки 12 апреля 2024 года. Приятного просмотра!
Фото: автора, архива Н.Е. Федуловой,
Источник: Алексей Пудов, к. филос. н., доцент,
в.н.с. Академии наук РС (Я)