Востребованность философии предков в современном образовании и северном хозяйствовании - Блоги Якутии

4 недели назад 38

Востребованность философии предков в современном образовании и северном хозяйствовании

Эпоха новых поистине геологических преобразований Земли связана с современностью, ее наукой и техникой, позволивших существенно менять окружающую среду, причем не в лучшую сторону. Осознание этого было длительным процессом захода науки к теме экологии природы — среды, в которой тысячелетиями жил и развивался человек. Но осознание экологических проблем и возможных последствий не ново. Забытое с появлением эпохи модерна традиционное мировоззрение не хуже, но “знало” обо многом, опираясь лишь на мифологическое мировоззрение. Последнее, несет не менее продуктивную эвристику сознания и понимания человеческого места на живой планете.

Найти ключик взаимодействия между традицией предков и современностью позволяют форумы, подобные тому, который начал свою работу 2 апреля на базе «Николаев-центра» — библиотеке-архиве Первого Президента республики М.Е. Николаева. Форум ообозначил позицию названием «Якутия — оплот эколого-духовного созидания биосферной колыбели жизни на земле». Идейным инициатором форума стал почетный член Академии духовности республики, ветеран атомной промышленности и цветной металлургии СССР, кандидат технических наук, вице-президент Общины якутян и наставник студентов Якутии в Новосибирске, член-корреспондент Международной славянской академии, почетный член Академии духовности РС(Я), лауреат премии имени С.А. Новгородова, почетный гражданин Болугурского и Чакырского наслегов республики, всю жизнь проработавший с  опасными химическими соединениями, созданными человеком — Иоган Егорович Максимов.

Представители законодательной и исполнительной власти, представители научного сообщества, педагоги и общественность обсудили вопросы эколого-духовного восхождения личности, если придерживаться терминологии нашего земляка-чурапчинца, всю жизнь проработавшего на закрытых предприятиях оборонного комплекса страны.

Как отмечает Иоган Максимов, познание экомудростей предков саха и обобщение уникального опыта жизни автора позволяет представить научно-дидактическую этнопедагогическую концепцию эколого-духовного восхождения личности, построенной на триединстве “Природы-Человека-Души”. Им, на основе эколого-центристского понимания мира, предлагается модернизация системы общего и профессионального образования путем экологизации и одухотворения технической и технологической мысли.

Итоговые рекомендации участников секций обсуждены вчера на Парламентских слушаниях Госсобрания Ил (Тумэн) Республики Саха (Якутия) под названием «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Саха (Якутия): задачи, перспективы, законодательное обеспечение».

Сегодня важно сознавать, что народы Якутии — хранители одной пятой территории России, и они должны сохранять в первозданности землю, завещанную им предками и одухотворенную заповедями эпических сказаний. Отмечая 100-летие Республики, мы вспоминали поколение, которое «не прошло». Причиной тому было то, что они сумели сопрячься с набором актуальных и сегодня символических конструктов. Поэтому сегодня не менее, а даже более важно проявление поколения «модернизаторов культуры», продуцирующих символы грядущей культуры, к которой все мы якутяне идем. Сопрягаясь с изобретенными символами, произойдет понимание, а затем и освоение того, что еще не обретало бытие в нашем сообществе. Какие это будут символы? На эти вопросы начал отвечать уже более десятка лет назад Иоган Максимов, написав несколько книг и брошюр.

Импонирует в его творчестве новаторский подход, который мы часто называем культурной парадигмой этномодерна — способностью прочитывать свою родную культуру через призму мировой. Столкнувшись с одними из самых коварных химических элементов не понаслышке — ураном и мышьяком, Иогану Егоровичу удалось вынести конструктивную основу для ответа на вызовы времени. Для огромной территории Якутии, богатой полезными ископаемыми важно каждому ее жителю стать экологическим экспертом — реальным «экологом от родной земли». Потому что это его родная земля, земля его предков, которые незримо стоят за его спиной и ждут правильного отношения к ойкумене, взрастившей и воспитавшей уникальную северную культуру.

Язык науки – язык принципиально «мертвой природы» по Декарту, а язык мифа и символического сознания этноса – язык живой природы. Мы северяне пока не утратили в отличие от других народов это уникальное чувство, глубоко внедрившееся в наше подсознание, напоминающее каждый раз северянину о том, что он не прав, обращаясь с природой и его живыми созданиями несправедливо. Есть много ошибок, которые нужно исправлять северному сообществу. Начинать нужно с самих себя, а продуктивным звеном в этом процессе является образовательная культура. В этом культурная дилемма, которую каждый по-своему сегодня разрешает в своем сознании. Но нужен программный образовательный продукт, который позволит разрешать это с пользой для природы, что означает — самого жителя Севера и Арктики.

Иоган Максимов напоминает: «Во-первых: напрочь забыто первоначальное определение экологии как «науки об экономике природы». Вследствие этого в экономике и производстве не учитываются эколого-экономические ущербы, наносимые окружающей природной среде. Во-вторых, технический прорыв состоялся не в рамках, а вопреки эволюционному превращению Биосферы в сферу Высшего Разума – Ноосферу. В-третьих, человек продолжает эксплуатировать природу как чужак-временщик, иноземной колонизатор. В его сложившемся потребительском образе жизни скорее преобладает инстинкт алчного самоедства, нежели чувство природного родства. В-четвертых, ранняя потеря природой данного состояния трезвости и химиконаркотическая обработка аппарата мышления – мозга. В результате подрывается природой данный потенциал творческого созидания и этического совершенства.

В-пятых, США и другие ведущие страны мира фактически отошли от «Повестки-ХХI века», принятой на Экофоруме ООН (Рио-де-Жанейро – 1992) 170 государствами. Реализация Стратегии устойчивого развития сверху не получилась. Глобальная экологическая политика фактически сведена к проблеме антропогенного изменения климата. Если считать со времени предупреждения Римского клуба-1972 в докладе «Пределы роста», то мир уже упустил 44-летний шанс предотвращения глобального экологического кризиса. В-шестых, уровень экологической грамотности и культуры землян отстает от вызовов нового времени. Это следствие послевоенной «холодной» и информационной войн и нагнетания страстей рыночной борьбы за глобальный передел природных ресурсов».

 После формулировки проблемных точек нашего общества, в своей Концепции, Иоган Егорович предлагает достучаться до сознания, оперируя дуальностью сознания северян, их мифопоэтичностью и рациональностью. Для этого он использует метафоры «игры слов и букв»: «Экодуховность – это сохранение, восстановление и укрепление исконной, пуповинно-этноментальной связи ЧелоВека с Матушкой Природой и воспитание молодежи к идеалу Высшего Разума – Ноосферы. ЯКУТИЯ – КЛАДЕЗЬ СЕВЕРНОЙ МУДРОСТИ ВЕКОВ Научное познание гармонии ЧелоВека с Матушкой Природой я черпал из истории и экологической мудрости предков. Экофильный народ саха в сотворении настоящего ради будущего соблюдает языческую Этику поклонения к Белому Божеству-Солнцу и святости заветов старших. Придерживается морали сохранения и передачи природных богатств будущим поколениям. Ведь это же основной принцип Устойчивого развития мира – «Повестки ХХI века», принятой на Экофоруме ООН в 1992 году (Рио-де-Жанейро)!»

Поистине, наступило время использования уникального несочетаемого сочетания в культуре современных якутян. Это время-эпоха, когда закодированные в словах Олонхо концепты, стали описывать современную культурную динамику, буквально обратившуюся в противостояние Добра и Зла, божественного и сатанинского. И все это на наших глазах, в апокалиптическое время стремительных и решающих битв. Окольными путями и наука в лице экологии пришла к тем же самым принципам, которые не просто сознавали предки, а практиковали в своей повседневной жизнедеятельности. Они «слышали» голос живой природы, которая, в принципе, не церемонилась с ними за нарушения извечных табу.

«В отличие от современных эрзац-покорителей природы, наши предки … создали учение о Духах-Иччи «Сюр-Кут» и предвосхитили наступление эры виртуальной реальности бытия. Выделили особо значимые геоэнергетические точки Земли Олонхо – Ытык Кэрэ сирдэр и установили ритуал поклонения Духам Природы. Оставили потомкам Священные правила оберегания исконной связи ЧелоВека с Матушкой Природой.

Теперь мы фактически стоим на пороге освоения целины духовных богатств Северной Азии. Приступаем к новому, третьему этапу освоения целины Северной мудрости веков. Этот нематериальный, поистине неисчерпаемый потенциал развития аккумулирован в фольклорных и эпических памятниках, в недрах традиционной народной культуры, национальной литературы и самобытного искусства. В артефактах археологических и этнографических находок, уникальных природных памятников и т.д.» — пишет И.Е. Максимов.

Резюмируя свою Концепцию он пишет: «Во-первых, в природе и обществе нет более могущественной силы, чем энергия духа Природы и духовности ЧелоВека. Образование и наука, культура и творчество, политика и экономика – все зарождается в недрах духовного озарения и продвигается энергией интеллектуального мышления отдельных личностей. Только одухотворенный ум способен превращаться в созидательный разум. Во-вторых, каждый ЧелоВек в эко-доме «Биосфера» рождается генетическим индивидом, трезвым мозгом и национальным менталитетом. Вот «три источника и три составных части» экодуховного воспитания и образования.

Мы предложили ЭД-концепцию преобразования Биосферы в Ноосферу, построенную на принципах укрепления триединства экологии «Природы-ЧеловекаДуши» и одухотворения технической (технологической) мысли. Внедрения в практику принципа «экономики природы», учета эколого-экономического ущерба проектирования, строительства и эксплуатации промышленных и народнохозяйственных объектов. Изменения социально-экологической ситуации и проведения жизнеутверждающей экологической политики путем выращивания (культивизации) и формирования личностей высокого экодуховного настроя. Реализации новой «Парадигмы экологоцентристского понимания» как альтернативы реализации Стратегии устойчивого развития – «Повестки ХХI века» снизу».

Таким образом, метафизика современности, завоеванная на волнах модернизаций, определила динамическую устойчивость современной этнокультуры, позволяя раскрыть ее потенциал самостоятельным, аутентичным воспроизведением принципов модерна, осуществляя переход от этнокультуры подражания к рождению инновационной культурной первичности. Это качество дарит чувство преемственности этноса саха к этапам эволюции европейской культуры, освобождения от мировоззренческих паттернов предопределенности судьбы интенсивным наукоемким хозяйствованием, выдвигающим, например, такие концепты как «парадигма экологоцентристского понимания», “холодовая или криогенная экономика”, “арктическая технологическая цивилизация и цивилизованность”.

Синтетичная синергия «этно» и «модерна» в первой и второй четверти XXI столетия выявляет потенциал для роста культуры в институциализированной парадигме этномодерна — «серебряном веке» якутской культуры, купирующей с одной стороны противоречивость модерна, с другой, выводя этническую культуру на идею новых принципов экологичного северного хозяйствования, завершенной социокультурной и научно-технологической модернизации, достоинства и естественных прав человека, ревитализации традиционного принципа активного самобытия северных народов.

Именно особая философия северного хозяйствования должна быть основана на современной культурной динамике этнонационального региона, сочетающей традицию и современность. При этом значимость обретают: феномен «сакрального права собственности» на Севере, «договорные отношения» с окружающей северной и арктической природой, закрепленные ценностями традиционализма и холодовой фактор, фундированные идеей культурного федерализма и программами этнокультурной модернизации.

Фото: Николаев-центр, Владислав Велигура, архив И.Е. Максимова

Алексей Пудов, к.филос.н., доцент, в.н.с. Академии наук РС (Я)

Добавить комментарий