Что нам дал государственный суверенитет Республики Саха (Якутия)? - Блоги Якутии
Архив автора

4 года назад 127

Что нам дал государственный суверенитет Республики Саха (Якутия)?

В Год патриотизма жители Республики Саха (Якутия) должны вспоминать своих выдающихся земляков, внесших огромный вклад в развитие родной республики!


27 сентября Республика Саха (Якутия) отмечает 30-летие объявления Декларации о государственном суверенитете Якутской Автономной Советской Социалистической Республики!

Вашему вниманию материалы о 90-х годах и статья Почетного гражданина Республики Саха (Якутия) Климента Егоровича Иванова

“90-е годы – начало начал прорывного развития”

.

Фотографии из интернета.



Михаил Николаев вручает Борису Ельцину алмаз «Свободная Россия» 11 декабря 1991 года.




Пост известного блогера

Басылаева

к 20-летию:

Да здравствует суверенитет!

27 сентября 2010 г., 10:41 1544

Сегодня День суверенитета, который стыдливо переименовали в День Государственности. Государственность у нас была с 27 апреля 1922 года, а 27 сентября 1990 года мы получили СУВЕРЕНИТЕТ от СССР и РСФСР. Давайте еще раз вспомним этот эпохальный документ, перечитаем его и запомним.

27 сентября 1990 года N 226-XII

——————————————————————

Принята второй сессией

Верховного Совета

Якутской Автономной Советской

Социалистической Республики

двенадцатого созыва

27.09.90 N 226-XII

ДЕКЛАРАЦИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ ЯКУТСКОЙ-САХА

СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Введена в действие Постановлением

Верховного Совета Якутской АССР

от 27.09.90 N 227-XII

Верховный Совет Якутской Автономной Советской Социалистической

Республики,

– отмечая, что статус автономной республики ограничивает ее

суверенные права, не соответствует основополагающим принципам

правового государства, стал тормозом социально-экономического

развития республики,



считая республику равноправным субъектом РСФСР и Союза ССР

,

– сознавая историческую ответственность за судьбу всего

многонационального народа республики,

– уважая суверенные права всех народов РСФСР и СССР,

– выступая за обновление Российской Советской Федеративной

Социалистической Республики и Союза Советских Социалистических

Республик,

– действуя в соответствии с принципами Всеобщей Декларации

прав человека и общепризнанными международными правовыми актами,

– выражая интересы и волю всех народов республики к

самоопределению, социально-экономическому прогрессу, культурному

возрождению, повышению уровня жизни,


провозглашает государственный суверенитет Якутии

и преобразует ее в Якутскую-Саха Советскую Социалистическую Республику.

Статья 1.

Якутская-Саха Советская Социалистическая Реслублика есть суверенное социалистическое государство в составе обновленной РСФСР, образованное ходом исторического развития народов, проживающих на ее территории в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера, и действующее в соответствии с принципом

самоопределения на основе свободного волеизъявления ее граждан.

Носителем суверенитета и источником государственной власти в Якутской-Саха ССР является ее народ, состоящий из граждан республики всех национальностей. Полновластие народа реализуется на основе Конституции Якутской-Саха ССР как непосредственно, так и через представительные органы – Советы народных депутатов. От имени народа выступает исключительно Верховный Совет Якутской-Саха ССР. Ни одна политическая партия, общественная организация, другие группировки или отдельное лицо не вправе выступать от имени народа.

Якутская-Саха ССР заключает с другими равноправными субъектами Федеративный договор и вместе с другими республиками участвует в Союзном договоре.


Якутская-Саха ССР обладает всей полнотой государственной власти на своей территории

, за исключением тех полномочий, которые ею добровольно, на основе договора, передаются в ведение РСФСР и Союза ССР и осуществляются с ее участием.

Статья 2.


Конституция Якутской-Саха ССР

уважает Конституцию РСФСР, Конституцию Союза ССР и

обладает правом верховенства на территории республики

.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти на уровне Верховного Совета Якутской-Саха ССР является конституционным принципом государственной деятельности республики.

Законы РСФСР и Союза ССР, принятые в соответствии с полномочиями, добровольно переданными в их ведение, имеют высшую юридическую силу на территории Якутской-Саха ССР.

Действие актов РСФСР и Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами народа республики, приостанавливается Верховным Советом республики. Разногласия между Якутской-Саха ССР, РСФСР и Союзом ССР в этих случаях разрешаются в порядке, устанавливаемом Федеративным и Союзным договорами.

Статья 3.

Якутская-Саха ССР имеет свое гражданство и охраняет честь, достоинство, здоровье, законные интересы своих граждан на территории республики и за ее пределами. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории республики, гарантируются равные права и свободы, предусмотренные Всеобщей Декларацией прав человека, конституциями РСФСР, СССР и Якутской-Саха ССР.

Якутская-Саха ССР самостоятельно решает вопросы в области законодательства об использовании языков, о развитии культуры и образования. Якутский и русский языки на территории республики являются государственными языками.

Статья 4.

Якутская-Саха ССР обеспечивает малочисленным народам Севера Якутии сохранение их исконной среды обитания, самоуправление, политическое и правовое равенство путем формирования национально-территориальных образований, создает им условия для национального, экономического, культурного и языкового возрождения. Признает языки малочисленных народов Севера официальными в местах их проживания.

Статья 5.

Основу экономической системы Якутской-Саха ССР составляют многообразные формы собственности, включая частную и интеллектуальную собственность.


Земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, воздушное пространство и континентальный шельф на территории республики являются ее исключительной


собственностью.

Собственность на средства производства и результаты труда определяются и регулируются на основе Федеративного и Союзного договоров и законодательства Якутской-Саха ССР.  Все предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории республики, за исключением оговариваемых в договорах с РСФСР и Союзом ССР,

находятся в ведении Якутской-Саха ССР.

Предприятия, расположенные на территории Якутской-Саха ССР, вносят плату за природные и трудовые ресурсы, производят валютные отчисления, уплачивают налоги в бюджет.

Статья 6.

Территория Якутской-Саха ССР неделима, она не может быть изменена и использована без согласия Верховного Совета республики.

Местные Советы на своих территориях, являясь органами государственной власти, правомочны решать вопросы, отнесенные к их компетенции, участвуют в обсуждении проблем республиканского, федеративного и общесоюзного значения.

Статья 7.

Якутская-Саха ССР вступает в непосредственные экономические и иные отношения с другими субъектами Федерации, самостоятельно устанавливает прямые экономические и культурные связи с зарубежными государствами. Формирует собственный валютный фонд, размеры которого оговариваются договорами с РСФСР и СССР.

Внешнеэкономическая деятельность всех предприятий и организаций, находящихся на территории республики, основанная на использовании ее собственности и природных богатств, регулируется независимо от их подчиненности законами Якутской-Саха ССР.

Статья 8.

Якутская-Саха ССР самостоятельно устанавливает порядок организации охраны природы и рационального использования природных ресурсов на своей территории, участвует в реализации государственных экологических программ РСФСР и Союза ССР.

Статья 9.


Якутская-Саха ССР имеет право на самоопределение своего национально-государственного устройства на основе волеизъявления граждан Якутии, сама решает вопросы своего


административно-территориального деления.

Статья 10.

Якутская-Саха ССР выступает за обновление и постоянное совершенствование советской федерации как союза суверенных социалистических государств. Законное стремление граждан Якутии к ее политической и экономической самостоятельности в качестве суверенного государства никем не должно быть использовано в целях

разжигания межнациональной розни, неприязни и конфликтов, а использовано исключительно в целях гармонизации отношений между народами и осуществления их равноправия на основе интернационализма и дружбы народов.

Якутская-Саха ССР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции Якутской-Саха ССР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

Статья 11.

Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции Якутской-Саха ССР, заключения договора с РСФСР, участия в заключении Союзного договора, совершенствования республиканского законодательства.

г. Якутск

27 сентября 1990 года

226-ХII


#Общественное

Основой суверенитета республики стало создание акционерной компании “Алмазы России – Саха”. О создании компании в

дневнике

:

В сентябре 1990 г. ВС ЯАССР принял «Декларацию о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР», в основу которой легли тезисы «Концепции». Среди многочисленных выраженных сепаратистских положений «Декларации» содержалось следующее: «Земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир, иные природные ресурсы, воздушное пространство и континентальный шельф на территории Республики являются ее исключительной собственностью». Таким образом, месторождения алмазов, эксплуатируемые ПНО «Якуталмаз», подчинявшимся союзному «Главалмаззолоту», объявлялись республиканской собственностью.

13 августа 1991 г. ВС Якутской-Саха ССР принял одностороннее решение об объявлении государственных предприятий, объединений, организаций, учреждений, расположенных на территории республики, ее собственностью. Так фактически произошел захват якутской управленческой элитой имущественного комплекса алмазодобывающей промышленности.

Принятию «Декларации» и захвату собственности ПНО «Якуталмаз» предшествовали сепаратные переговоры М. Николаева и Б. Ельцина в июне 1990 г.

С этого момента между М. Николаевым и Б. Ельциным установились дружеские отношения, сохранявшиеся все время пребывания Б. Ельцина на посту Президента РФ. Благодаря этим отношениям предложения М. Николаева по организации алмазно-бриллиантового комплекса в дальнейшем получали неизменный приоритет.

15 сентября 1991 г. Якутия полностью прекратила отгрузку в адрес Гохрана СССР алмазов и золота. В течение довольно продолжительного времени (около 3-х месяцев) алмазы и золото, добываемые в Якутии, хранились на территории республики, не обладавшей в то время соответствующей инфраструктурой, не подвергались учету и контролю со стороны уполномоченных ведомств союзного подчинения, фактически находясь в полном распоряжении республиканского руководства.

Первый якутский алмаз, поступающий уже в Гохран РФ, был передан М. Николевым Б. Ельцину 11 декабря 1991 г. — через три дня после ликвидации СССР. В этот же день Б. Ельцин подписал указ «О полномочиях Якутской-Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики», что было своеобразной платой за политическую и экономическую поддержку.

На базе этого указа 19 февраля 1992 г. был принят указ «Об образовании акционерной компании (ЗАО) «Алмазы России» (впоследствии — «Алмазы России — Саха» — АЛРОСА), на основании которого Якутия передавала в аренду новой компании месторождения и имущество «Якуталмаза». Российская сторона выделяла компании товарный кредит в 8 миллионов карат высокосортного алмазного сырья сроком на 7 лет, с условием погашения из текущей добычи. Этот кредит был своевременно погашен, однако большая часть его была возвращена не в российскую казну, а направлена в распоряжение правительства Якутии специальным указом Б. Ельцина от 1 ноября 1993 г. (С. Степанов, АЛРОСА: прошлое и настоящее, М., 2002 г.)

Доли в акционерном капитале новой компании были распределены следующим образом: 32 % — Мингосимущество РФ, 32 % — Мингосимущество Республики Саха, 8 % — улусы, на территории которых ведется алмазодобыча, 5 % — фонд социальных гарантий военнослужащим, 23 % — трудовой коллектив компании. Таким образом, контрольный пакет отсутствовал, Республика Саха де-факто становилась самым крупным акционером, РФ довольствовалась блок-пакетом.

В полном соответствии с известной формулой Б. Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько сможете», интересы якутского акционера в АЛРОСА обеспечивались в первую очередь. Якутия в соответствии с договором от 19 января 1993 г. получала в качестве арендной платы (за фактически неправомочно захваченный в 1991 г. имущественный комплекс «Якуталмаза») 25 % от стоимости всех реализованных алмазов, плюс 5 % за невозобновляемые природные ресурсы, плюс 2 % за компенсацию экологического ущерба. Кроме того, АЛРОСА обязывалась продавать Якутии 20 % ювелирных алмазов из текущей добычи по себестоимости (позднее эта квота была увеличена до 25 %). К концу 1990-х годов бюджет Якутии формировался на 80 % за счет поступлений от АЛРОСА.




90-ые годы – начало начал прорывного развития

Мне сегодня хотелось бы высказать свое мнение, выстраданное за многие годы. Время неумолимо идет вперед. Нам, старшему поколению, кажется, что не так давно мы строили коммунизм, вот-вот должны были догнать и перегнать США,  построить развитой коммунизм. Шла массированная идеологическая работа и все работали, жили закодированные призывами партии. Все верили в прекрасное будущее и пели оды. Но, к сожалению, все это оказалось иллюзией.



Ссылаюсь на краткую историю. Как хорошо помнит старшее поколение, в конце 80-х годов прошлого века волна народных революций охватила Восточную и Центральную Европу. Революции в Румынии, Польше, народные волнения в Чехословакии и Венгрии. Все это в корне изменило политическую ситуацию в  Европе и мире. Затем нахлынул и экономический кризис. Все это накаляло положение в Советском Союзе. СССР вынужден был вывести войска из европейских стран. Распался Варшавский договор.

В марте 1986 года 27 съезд КПСС по указке ГОРБАЧЕВА М.С. принял решение провести в СССР радикальные политические реформы. Он тогда говорил: «Сущность перестройки состоит в том, чтобы советские люди почувствовали себя хозяином своей страны». Если дать оценку этим словам генсека, то они были только благим намерением. Практические действия руководства партии не оправдали надежды партийцев и рядовых граждан. Намерения делегатов съезда не были подкреплены конкретными делами. Сама компартия осталась на прежней позиции:  Устав КПСС не менялся, практическая линия партии осталась неизменной.

Недовольство народных масс политикой партии все возрастало. Экономика пошла вниз. В городах выстроились длинные очереди за основными видами товаров и продукции. Гласность вырвалась за рамки здоровой критики. Каждая союзная республика стремилась к самостоятельности. Кое-где появились народные волнения.



В марте 1989 года прошли демократические, альтернативные выборы в состав Верховного Совета СССР. Волею судьбы я был избран народным депутатом. Нас с республики было 16 депутатов. Съезды проходили очень активно. Депутаты бурно обсуждали наболевшие вопросы. Шла прямая трансляция по радио и телевидению работы съездов. Нарастал авторитет оппозиционных сил к коммунистической партии. Политическая ситуация в стране сложилась архисложная. Раньше никто, даже самый большой ненавистник власти, не мог себе представить такое развитие событий. Уже на Съезде разгорелась борьба за исключение 6 статьи Конституции СССР, где говорилось о руководящей и направляющей роли компартии в жизни государства. И эта статья под гром аплодисментов множества депутатов была исключена ив Конституции. Пожалуй это и было началом начал коренной перестройки

общественной жизни в стране.



Мне запомнились слова депутата АЛЕКСЕЕВА С.С., говорившего с трибуны съезда о том. что пришло время жить по-новому, по демократическим принципам. Что надо жить и работать по законам, а не по инструкциям и постановлениям партии и правительства. Владыкой государственности должен быть закон, перед которым равны все граждане без исключения и независимо от должности. Я почувствовал в тот период, что страна пробуждается и непременно начнется новая жизнь, основанная на демократии и законности.

К счастью, эти коренные изменения в общественной жизни, государственном строительстве великой страны – СССР, миновали гражданскую войну. Запах пороха, опасность гражданской войны мы пережили дважды: 9 августа 1991 года во время путча, затеянного незадачливыми членами Политбюро ЦК КПСС и 5 октября 1993 года, когда прокоммунистическое большинство депутатов Верховного Совета РФ задумало провести государственный переворот, избрав неконституционным методом своего

президента при живом общенародно избранном президенте РФ, сформированном парламенте, правительстве. Они организовали штурм здания Московской мэрии и Центр телевидения. Однако президент РФ ЕЛЬЦИН Б.Н. избрал не самый верный вариант подавления «недружественного» Верховного Совета и начал обстрел Белого Дома. По заключению грамотных правоведов, обе ветви власти перешли границы действующей Конституции. Слава Богу, что не случилась гражданская война.

Я приводил эти трагические исторические моменты, чтобы подчеркнуть особенность тех времен. Чтобы показать, что с 90-х годов Россия в корне изменила курс развития. Как бы злопыхатели – политики охаивали тяжелейший и решающий период развития страны, 90-е годы XX века – это новая веха, новый период в истории России. Не буду вдаваться в экономическую ситуацию того времени, в том, кто виноват, а кто герой. Для этого нужен обстоятельный исторический научный труд. Одного не понимаю и считаю огромной ошибкой в оценке того исторического периода. Иногда слушаю Никиту МИХАЛКОВА в его телепередаче «Бесогон».

Считаю, что это бред и обман народа. Он иногда утверждает, что период президентства Ельцина Б.Н. был сплошным предательством, бандитизмом. Недавно в одной из передач г. Михалков договорился до того, что россияне, родившиеся в

1965-1975 годах, выросли во время бандитской России, поэтому они сегодня не годятся для госслужбы или мало-мальски ответственной работы. А Ельцина и других руководителей того времени поносит, как говорят, на всю катушку. Я Михалкова неоднократно видел и слышал, в том числе как он мотался вокруг ЧЕРНОМЫРДИНА, искал ходы-выходы к Б.Н. Ельцину, чтобы хоть как-то примазаться. У начальства тогда он был очень услужливый. А сегодня? К кому он примазывается? Зачем поносит трудное начало демократии, зачатки современной экономики? Может он ярый сторонник авторитаризма и создает условие,

обрабатывает умы россиян? Почему он так востребован на телевидении? Это многих беспокоит.

Я рассматриваю попытки отразить историю государства через кривое зеркало как  один из главных причин недостатков нашего общества.

Конечно, распад Советского Союза пагубно повлиял из жизнь и быт граждан отдаленных регионов, как Якутия. Мы лишились централизованного финансирования, была потеряна связь с поставщиками продуктов питания и материально-технических ресурсов. Нависла угроза хозяйственной разрухи и массовой нищеты.

К началу деятельности XII созыва Верховного Совета республики Якутия была практически сырьевым придатком центральной власти. Все стороны экономического и социального развития республики решались только в Москве. Представьте себе, в то время только 11 % основных фондов, расположенных на территории республики, находились в ведении властных структур Якутии. Все остальные, т.е. 89 % основных фондов принадлежали союзным министерствам и ведомствам. Они напрямую снабжались всем необходимым и, конечно же, находились в их полном подчинении. Только 3 % производимой продукции выпускалось местными предприятиями, 97 % производилось ведомственными предприятиями. Только 4 % прибыли союзных министерств ведомств перечислялись в республиканский бюджет. Собственно республиканский бюджет 1990 года составлял мизерную сумму – всего лишь чуть больше 600 млн. рублей.



Для преодоления надвинувшейся наитруднейшей экономической и политической ситуации председатель Верховного Совета XII созыва, впоследствии Первый президент республики М.Е. НИКОЛАЕВ принимает самые решительные меры по выправлению положения. Как известно, Верховный Совет республики 27 сентября 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете. В нем сконцентрированы основные принципы государственного строительства Новой Якутии.



Период строительства Новой Якутии – демократической, правовой, с гражданским обществом начинается с 1991 года. Борьба, в прямом смысле этого слова, шла на двух фронтах. Первый фронт – это неустанная и кропотливая работа с центральной

властью России. Эта часть деятельности М.Е. Николаева была успешной и эффективной. В результате принятых указов Президента и Правительства РФ республика обрела собственность, перешла на самофинансирование.

Второй фронт-борьба за экономическое выживание, переустройство государственного строительства, всей системы управления народным хозяйством.



К этому могу добавить, что Республика Саха (Якутия) по итогам 2000 года по объему ВВП вошла в первую десятку регионов, а по уровню среднего дохода работающих, а также по степени социальной защищенности населения занимала ведущее место

на Дальнем Востоке и находилась в числе 15 лучших по Российской Федерации.

Никто не может отрицать, что в то время было много нерешенных проблем и упущений. Особенно в аграрном секторе, жилищно-коммунальном хозяйстве, в работе транспорта.

Одновременно хотел бы отметить то, о чем мало говорится и пишется. Многотрудная, сложная и ответственная деятельность Первого Президента  и его соратников проходила под шквалом критики противников переустройства государственной системы, коренных экономических и социалистических реформ.

Появились на этой почве плеяда оппозиционеров в основном из числа  коммунистов, в том числе много пустозвонов и политических популистов. Однако, Первый Президент РС(Я) М.Е. Николаев в этих случаях всегда говорил, что не имеем права пресекать голос гражданина, так как это явление временное. Придет время, когда люди сами поймут, кто был прав, а кто был не прав. Терпеть и вынести правду жизни – это удел прогрессивных реформаторов.

Президент был прав: народ всецело и дружно поддерживал начинания по строительству Новой Якутии. Из уст М.Е. Николаева ни один ретивый оппозиционер и оголтелый критик не получил «отпора», не пострадал материально или морально. Так была впервые внедрена в нашу жизнь свобода слова и личности. Постепенно критика власти становилась открытой и корректной.

Но, к сожалению, сегодняшняя ностальгическая критика не имеет никакого отношения к конструктивной критике. Она ничего нового власти не предлагает, а тянет назад к прошлому. Сегодня в желтой прессе, в соцсетях, по ватсапу очень много всяких измышлений, порочащих честь и достоинство руководителей, рядовых граждан. Это является осуждаемым явлением в демократическом государстве. Критика должна быть конструктивной, полезной. Некоторые популисты стали применять легкий метод бунтаря, с собственным жирным, вонючим «Я». Это, наоборот, вредит делу.

Это идет в ущерб консолидации общества и такая «гласность» должна быть осуждаемой.



С принятия Декларации о государственном суверенитете прошло 30 лет, а новая Конституция РС(Я) принята 28 лет тому назад. С того времени мы строим  новое демократическое, правовое гражданское общество 一 Новую Якутию.

Перед нами стоят огромные задачи по значительному улучшению жизни якутян. Но нужно понимать, что главными действующими лицами в этой исторической миссии являются люди – сами якутяне.

Надо менять отношение людей к правде жизни, по возможности менять их менталитет в лучшую сторону, воспитывать уважительное отношение к прошлому, учить стремиться в лучшему будущему.



Мы руководствуемся  Конституцией, принятой в 1992 году. С этих пор у нас  рыночная экономика, которая дает частную инициативу. Мы строим отныне Новую Якутию и должны отказаться от старого иждивенческого менталитета. Только новый менталитет строителей Новой Якутии позволит преодолеть инертность граждан в вопросах самообеспечения, привить новому поколению стремление к новаторству, занятию бизнесом.

Одним словом, нам нужна идеология и пропаганда менталитета современного  конкурентоспособного гражданина. Воспитание всеми доступными средствами строителя новой демократической, правовой и рыночной экономикой родной Якутии-это начало начал прорывного развития.

Некоторые могут считать, что я говорю не про дела сегодняшние. Зря! Многие,  особенно молодежь, толком не знают, к сожалению, про нашу современную  историю. И не случайно многие живут старыми понятиями и страдают от ностальгии. Кстати, успех на выборах кандидата в президенты РФ Павла ГРУДИНИНА в Якутии должен нас озадачить, заставить обратить серьезное

внимание в оценке исторических ценностей современности. И я надеюсь, что А.С. Николаев, по достоинству оценивая и уважая деятельность своих предшественников, оттолкнется от фундамента государственности и экономики, заложенной в 90-е годы XX века.



Наша республика, составляющая пятую часть территории России, обладает несметными природными ресурсами. Мы живем и трудимся на самой суровой части земли, где зимой морозы достигают 70 градусов ниже нуля, а летом зной до 40 градусов и выше. Народ Саха – коренной житель этой территории. С древних времен он умеет получать и обрабатывать железо, цветные металлы, выращивать крупный рогатый скот, пасти табуны лошадей на самом Крайнем Севере земли, в условиях вечной мерзлоты. Вместе с другими народами Севера и Арктики наш народ создал свою самобытную культуру.

В Якутии за всю ее многовековую историю не происходили братоубийственные войны. Четыре века тому назад на берегах

якутских рек впервые появились и обосновались русские люди. Местные якуты встречали их чистым родником своей души и богатой самобытной культуры.

Великий русский путешественник АРСЕНТЬЕВ роль якутского языка в общении народов в Восточной Сибири приравнивал к французскому языку, как языку  общения народов мира. Наша древняя культура, суровая земля никому не показались чужими и враждебными. Поэтому Якутия стала форпостом Великой России на Дальнем Востоке.

Вот такова наша история.



Главный вывод из всего этого: Государственный суверенитет, экономическая самостоятельность на основе самофинансирования Республики Саха (Якутия) способствовали укреплению его экономической базы, резкому подъему уровня культуры, образования и социальной защищенности населения.

Народ с удовлетворением воспринял эти революционные изменения и воспрянул духом. Пробудилось и развивалось национальное самосознание народа. В результате смелой,глубоко продуманной и целенаправленной политики Первого Президента РС (Я) Михаила Николаева постепенно экономика стала управляемой, новая государственная политика эффективной. Республика к концу 90-х годов стала одной из динамично развивающихся регионов Российской Федерации.

Никто нам не мешает быть самим собой, управлять своей судьбой. Республика, опираясь на опыт 90- х годов, должна заботиться не только о расширении своих прав, но и взять на  себя соответствующую ответственность. Лозунгом 90-х годов было утверждение, что «только экономически сильные регионы составляют силу и величие России», а

не регионы – попрошайки. Это устремление всегда будет поддерживать наш прочный и надежный общий дом – Великая Россия.



Хочу затронуть еще один вопрос. Первому Президенту Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаеву давно минуло 80 лет. И многие земляки недоумевают и спрашивают: почему нельзя дать соответствующую оценку и при жизни увековечить имя Первого Президента М.Е.Николаева?

Ведь в других регионах есть примеры, когда лидеров тех времен награждают высокой наградой, вплоть до Героев России, водружают памятники. Недавно, в день Республики  Татарстан, в честь Героя России Минтимера Шаймиева открыли памятник в городе Казани.

М.Е.Николаев с честью заслужил высокое уважение всех якутян!

Почетный гражданин Республики Саха (Якутия) Климент ИВАНОВ

М.Е.Николаев в передаче “Мнение” о Декларации

Видео “Улуу Илгэ айан”

Статьи К.Е.Иванова в моем блоге:


Как создавалась гранильная отрасль Якутии?


Взгляд ветерана на современное развитие республики


НЕСКОЛЬКО УТОЧНЕНИЙ ПОСЛЕ ПРАЗДНИЧНЫХ ФАНФАР


Журналистика любит правду! Климент Иванов о “Саханефтегазе”!


Евгения Исаевна Михайлова – яркий представитель якутской интеллигенции!


Что творится в ОАО «АЛРОСА»?


СОЗИДАТЕЛЬ НОВОЙ ЯКУТИИ.


Память о большом друге Республики Саха (Якутия)


Что нельзя упускать в Год патриотизма


Фрументий Сафронов – как пример для третьего возраста!


Статья Климента Иванова о выдающемся сыне Олёкминского улуса!


Боевые заслуги легендарного снайпера И.Н. Кульбертинова должны быть достойно оценены.


Николай Никитич Яковлев – ветеран, хозяйственник, руководитель!


Много сделал для своей республики!

О Ю.М.Кайдышеве


ИЗ СЛАВНОЙ ПЛЕЯДЫ КОМСОМОЛЬСКИХ ЛИДЕРОВ

О А.И.Михееве.


Истинный патриот, славный сын народа Саха!

О П.Д.Осипове.


Его труд – яркий пример служения своему народу!

О М.Н.Евсееве


Она была гордостью народа!

О А.Я.Овчинниковой


К 95-летию Гаврила Иосифовича Чиряева!


Начало пути Республики Саха (Якутия)

О роли личности М.Е.Николаева


Климент Егорович Иванов о трудовом героизме ветеранов тыла


ПОСВЯТИЛ СЕБЯ СЛУЖЕНИЮ РОДИНЕ

об Е.Г.Егорове


Воспоминание о талантливом человеке.

о Н.И.Харитонове – Чуор


К 100-летию Героя Советского Союза Николая Кондакова!


“…Вы можете меня считать русским якутом!”

о И.И.Петрове


В трудные годы он вывел республику на путь развития!

о С.З.Борисове


Крестьянская философия: Руководитель должен чувствовать аромат  кумыса и вкус свежего мяса!

о Николаеве Т.Г.


Родом из Малой Мархи! 75 лет Василию Михайловичу Власову.


Городу Олекминску – 385!

Моя страница в Дневниках якт ру.:

https://nikbara.ykt.ru/

Мой сайт (в процессе строительства):

https://nikbara.ru/

Просьба подписаться на мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб!


https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

И на мои аккаунты в социальных сетях!

Я в Инстаграме @nb2015p

Персональная страница в “Фейсбуке”:

https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

“Твиттер”

https://twitter.com/NBaramygin

90-е годы – нача

Добавить комментарий