Государевы ямщики! Ансамбль "Реченька" в Якутске! - Блоги Якутии
Архив автора

8 лет назад 84

Государевы ямщики! Ансамбль “Реченька” в Якутске!

25 февраля в ДК им. Кулаковского состоялся концерт синского ансамбля “Реченька”!



С руководителем ансамбля “Реченька” Октябриной Ефремовой (на фото справа).


История государевых ямщиков в Якутии началась более 278 лет назад.

Как пишут в Википедии:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82


Яку́тский тракт

(

Яку́тско-Ирку́тский тракт, Приле́нский тракт

) — главный почтовый тракт от

Иркутска

до

Якутска

. Был проложен в XVII — первой половине XVIII века. В начале XX века общая протяжённость составляла 2766

вёрст

.

В 1738 году для обеспечения деятельности

Второй камчатской экспедиции

был организован почтовый тракт от Иркутска до Якутска. В 1743 году на Якутском тракте стали появляться почтовые станции.

Как написано в статье Е.П. Сашенкова “На почтовых трактах Севера”:

http://www.polarpost.ru/Library/Sachenkov-Yakutsk/text-yakutskaya_pochta-02.html

Важным связующим звеном между ними и явился Якутск. Он отмечался во всех проектах устройства до-роги Петербург — Охотск. Несли такие пункты этой до-роги, как Тобольск, Тюмень, Иркутск, Усть-Кут, долгое время оставались преимущественно транзитными, то Якуток — в силу своего более северного месторасположения – сразу приобретал значение опорного пункта. От него и разошлись вскоре региональные почтовые тракты.

Значение же верхней Лены состояло в том, что учрежденная вдоль этого маршрута регулярная почтовая гоньба в 70-е годы XVIII века явилась как бы первенцем якутской почты. Этому тракту суждено было сыграть важнейшую роль родоначальника коммуникаций на якутской земле. Исследователь Якутии В. В. Покшишевский отмечал: “Вплоть до советского времени главным и практически единственным “входом” в оказавшуюся в тупике Якутию оставался Якутский тракт от Иркутска и путь по Лене” /2/. В роли пионеров оказались переселившиеся сюда для ямской службы русские крестьяне. Их поселки были разбросаны вдоль тракта от Киренска до Якутска на расстоянии около 1500 км. Деревни из 10-30 дворов отстояли одна от другой на 25 км. Говоря о появлении ямов, которым в будущем суждено было стать почтовыми конторами, о трактах и ямщиках, — царствовавших на бескрайних и малолюдных пространствах, следует подробнее остановиться на значении переселенческой политики России. Она пробила “вход” в Якутию, о котором писал В.В. Покшишевский, Она оказалась важной предпосылкой организации регулярной почты в этом районе. Прямым следствием процесса установления в Якутии так называемой “русской оседлости” было появление почтовых станций. Заселение отдаленных — местностей крестьянами совершалось по инициативе правительства. Цель формулировалась четко – создание почтового тракта и организация ямской гоньбы. В XVIII в. основная масса переселенцев закреплялась в собственно Якутском уезде. Но не только тем приобретало значимость ямское дело — Выходцы из России, в первую очередь промысловики и служилые люди, продвигались с верхней Лены к низовьям Лены, Оленека, Яны, Индигирки и Колымы. Там и оседали.

В литературе в разные годы появлялась информация о ямском деле, о быте ямщиков. Почтовые дела затронуты и в такой книге, как “Русские крестьяне в Якутии /XVII — начало XX вв./. Автор исследования Ф. Т. Сафронов отмечал: “Русские крестьяне заселили Иркутско-Якутский тракт. К концу XVIII века по берегам Лены насчитывалось 39 русских деревень /2100 человек/” /3/. Особенно интересны описания, оставленные географом И. И. Майновым, путешествовавшим по ленскому тракту в прошлом веке. Он один из немногих русских географов, лично наблюдавших жизнь “ямского мира” Якутии в 90-е годы и изучавших также местные архивы. Так, касаясь организации ямской гоньбы, он отмечал: “…кроме ямщицких поселков, расположенных по реке Лене, во всем Якутском крае до начала 20-го века существовало только три русских селения, основанных не ради организации почтовой гоньбы, а с целью введения в крае хлебопашества” /4/. В другом месте говорится: “Наиболее оригинальной чертой в быте русских крестьян Якутской области является то, что они долгое время были только ямщиками, да и теперь остаются прежде всего — ямщика.ми. Ямское дело составляет у них непромысел отдельных лиц, а как бы натуральную повинность, возложенную правительством на весь крестьянский мир” /5/.

Новопоселенцы, оседавшие в притрактовых деревнях, не могли участвовать в почтовой гоньбе: она считалась привилегией коренных жителей. Говоря о сложившихся ямщицких традициях, И. И. Майнов указывает: “Для, надзора за порядком в отправлении гоньбы все домохозяева поочередно исполняют обязанность “почтового старосты”. Почтовый староста обязан встречать и провожать каждого проезжего, следить за порядком очередей и за исправностью экипажей и сбруи” /6/.

С годами ленские ямщики постепенно утрачивали русские обычаи, одежду, пишу и заимствовали обычаи и культуру более приспособленных к местным условиям якутов. И. И. Майнов писал, что треть ямщиков уже совсем не умеет говорить по-русски /7/. Стало многое меняться по сравнению с. временами “первопроходцев почты”.

В с. Синск также живут потомки государевых ямщиков.

Как написали в своей работе “Сохраним родную природу зеленой и голубой” (2012) представители Синской средней школы Мария Голокова, Елена Алексеева, Ольга Иванова:

Село Синск находится в 150 километрах от районного центра г.Покровск. Синск – одно из живописных мест на Лене. На её высоком берегу, где впадает горная речка Синяя расположено село Синск. Оно упирается с одной стороны в дремучую тайгу, а с другой стороны – из-за островов свою могучую волну катит река Лена. Открытие школы тесно с историей села Синск. По данным профессора Ф.Г.Софронова, село Синск основано в 1743 году служивым человеком Захаром Баишевым, как одна из 20 ямщицких станций Иркутско- Якутского почтового тракта. С приходом на якутскую землю крестьян, в каждой деревне распахивали пашни. Так к ямщикам Соловьевым прписоединились крестьяне Кузьмины и охотничьи люди Якушевы. Возвели Вознесенскую церковь. По русскому обычаю, деревня, в которой стоит церковь, называется селом. Это центр, куда с окрестных деревень собирались на престольные праздники. С1891 года Синск имел 22 крестьянских двора с населением всего 146 человек. Ямщики, кроме почтовой службы, занимались извозом и перевозкой пассажиров. В настоящее время в с.Синск проживает 1023 человека. В селе имеются предприятия: средняя школа, детский сад «Ёлочка», участковая больница, аптека, Культурно-спортивный центр «Сайдыс», библиотека, отделение связи, АТС, пекарня, несколько магазинов, милиция, сберкасса, жилищно- коммунальное хозяйство, МЧС-12, филиал Булгунняхтатского ДМХШ, филиал 2-Мальжегарской ДЮСШ. В нашем небольшом селе действуют 2 ансамбля: 1.Народный фольклорный коллектив «Реченька» образован в 1981 году на основе художественной самодеятельности старожилов села. Участникам ансамбля от 10 до 80 лет, в репертуаре ансамбля более 80 песен с преобладанием песен приленских ямщиков. Участники ансамбля считают недопустимым утерю уникальной песенной культуры нескольких поколений и ставят своей целью возрождение и сохранение фольклора своих предков.

2. Детский образцовый танцевальный коллектив РС (Я) и РФ «Сиинэ кустуга» образован в 1995 году. В своем репертуаре коллектив хранит не только уникальные образцы народной музыкально-танцевальной культуры, но и сам является творческой лабораторией, в которой раскрывается и познается богатство эстетической мысли и духовности многонационального народа республики.

История села также описана на сайте Синской средней школы:

http://sinsk-sosh.narod.ru/index/0-9

Об ансамбле “Реченька” написано на сайте Едяйской модельной сельской библиотеки-музея:


http://edey.lib.xangalas.ru/index.php/2011-03-10-06-42-53/89-2011-03-10-07-10-58


Ямщицкий перезвон.

В конце 18-го, начале 19-го века русские активно заселяли Якутию. Это было связано с тем, что именно в те времена от Иркутска до Якутска ямщики стали «гонять почту». С зарождением землепашества люди стали оседать на приленских берегах. Менялся образ жизни, родным стал якутский язык, но остались в памяти бережно хранимые, передаваемые из уст в уста песни. Долгие как северные ночи, раздольные, как дороги.

Двадцать лет при Синском сельском доме культуры работает народный фольклорный коллектив «Реченька». Поют в ансамбле и стар, и млад. В первой группе – ветераны сцены – бабушки. Самой старшей – Марии Александровне Соловьевой – уже 83 года. Во второй группе занимаются учителя, врачи, рабочие колхоза. А их дети, школьники тоже поют.

Репертуар подбирают каждому составу индивидуально. Самым опытным доверено исполнять старинные ямщицкие песни. Некоторые из них поются только в Синске. Традиционно считается, что многоголосьем славится Грузия. Но и на Руси издавна раскладывали песню на несколько голосов. Именно такие поют женщины из «Реченьки».

Ноты и тексты старых напевов сейчас найти практически невозможно. В коллективе собрались не только исполнители, но и исследователи и даже немного ученые. Два года назад «Реченька», взяв детей, отправилась на поиски. Так в списке исполняемых произведений появились новые номера – старинные обычаи и обряды. Этим летом вместе со студентами ЯГУ народный ансамбль открыл фольклорный лагерь на базе Синской средней школы. Экспедиция побывала в селе Едей. К 250-летию основания Иркутско-Якутского тракта выпущен буклет «Синск».

«Реченька» поддерживает тесную связь с фольклорным старорусским ансамблем «Вечерка» из села Едей, «Потехой» из Олекминска. С 1993 году переписывается с американскими миссионерами и учеными из Франции. Коллектив имеет небольшую видео и фонотеку. Недавно якутское телевидение сняло фильм о Синске и участниках коллектива.

Участница ансамбля Лидия Харлампьевна Якушева собрала богатый материал по истории Синска, составляет родословное древо приленских ямщиков.

Большой вклад в развитие коллектива внесла семья Киселевых. Галина Николаевна переписала и сохранила песни, которые пели её родители. Валерий Иннокентьевич родом из Русского Устья. Сам пишет музыку к стихам полюбившихся поэтов. Киселевы были первыми руководителями «Реченьки».

Вера Никитична Кузьмина – потомок поселенцев, пашенных крестьян. Несмотря на свой возраст, а ей исполнилось 80 лет, она не теряет оптимизма и бодрости. В коллективе её считают самой артистичной бабушкой и называют «народной артисткой».

За плечами скромных колхозных тружениц Е.Н. Асекритовой и Т.М. Филипповой трудная, полная невзгод жизнь. На репетициях и концертах они забывают горечь прожитых лет.

Вот уже двадцать лет ни годы, ни болезни не мешают Евдокии Николаевне Федоровой преодолевать путь от дома до клуба. Каждый раз она переправляется на лодке через речку, поднимается на крутую горку,и еще полтора километра идем пешком. Наверное, такая физическая нагрузка помогает оставаться ей подтянутой и красивой.

Судьба каждой из исполнительниц достойна книги. Многое могут они рассказать, о многом могут спеть. Все свои секреты с радостью передают молодежи, которая с удовольствием поет в ансамбле.

Больших успехов добился народный ансамбль «Реченька» с появлением нового руководителя – Лидии Андреевны Яйлиан. Коллективу присвоили звание «народный». Он стал победителем конкурса хоровых коллективов, получил поощрительную премию за исполнение русских народных песен, принял участие в эстафете «Ямщицкий перезвон» и Днях Хангаласского улуса.

Лидия Яйлиан подготовила материал для выпуска сборника «Фольклор приленских ямщиков», в котором собрано более 60-ти песен, обрядов, частушек, поговорок и пословиц, записанных у старейших жителей села. Песни переложены на ноты. Главное дело сделано. Осталось найти средства на издание. Коллектив с большой надеждой ждет помощи от тех, кому не безразлична судьба русской песни. 30 ноября в зале Якутского музыкального училища состоится юбилейный вечер народного ансамбля. «Реченька» приглашает любителей старинной русской песни.


М.Акиева.

Мне было очень приятно получить приглашение на знаковое событие в жизни ансамбля “Реченька”.





И далее – фото и видео праздника ямщицкой культуры!

До начала концерта в фойе Дома Культуры начались пляски и песни государевых ямщиков!



Ссылка на видео:

Запели задорные частушки!



Ссылка на видео:



Ссылка на видео:



Хлеб-соль!



Новое поколение!



Ансамбль “Реченька”!



Фото ансамбля “Сиинэ кустуктара”!





Танцуют все!



Тустеп!

Ссылка на видео:



Поют потомки государевых ямщиков!



Ссылка на видео:

На концерте присутствовал писатель Василий Харысхал. Его пьесу “Страсти по ямщику. Народная быль” поставил Андрей Борисов на сцене Русского драматического театра им. А.С.Пушкина в 2014 году.

Василий Харысхал отметил, что потомки Хангаласских государевых ямщиков в полной мере сохраняют свои культурные особенности, включая владение родным якутским языком.



Зрительный зал.



Первая часть концерта – Масленница!!!

Ссылка на видео:

Добавить комментарий