Из истории строительства железной дороги до Нижнего Бестяха! - Блоги Якутии
Архив автора

5 лет назад 343

Из истории строительства железной дороги до Нижнего Бестяха!

После замечания Первого Президента Республики Саха (Якутия) Николаева М.Е. на пост:

НЕСКОЛЬКО УТОЧНЕНИЙ ПОСЛЕ ПРАЗДНИЧНЫХ ФАНФАР

, я подготовил отдельный интернет дайджест материалов о строительстве железной дороги до Якутска!



Фото с сайта:

За два месяца 2019 года компания «Железные дороги Якутии перевезла 1 млн тонн грузов



На “Яндекс Дзен” напечатали заметку об открытии пассажирского движения до станции Нижний Бестях!

https://zen.yandex.ru/media/1520/v-iakutsk-prishel-pervyi-passajirskii-poezd-no-poka-eto-vsego-lish-krasivyi-piar-5d3e7ee8fbe6e700ac6f409f

29 июля 11 тыс. просмотров 9,1 тыс. дочитываний 4 мин. 11 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы. 9,1 тыс. дочитываний, 79%. Пользователи, дочитавшие до конца. 4 мин. Среднее время дочитывания публикации.

В Якутск пришел первый пассажирский поезд. Но пока это всего лишь красивый пиар


27 июля стало историческим днем в истории Российских железных дорог. В этот день первый пассажирский поезд пришел на станцию Нижний Бестях, что находится на противоположном от Якутска берегу Лены. Дорога, которую строили несколько десятилетий, завершена. Но пассажирам от этого пока не сильно легче.

На Хайнань (Китай) без визы!Узнайте о безвизовом режиме в Хайнане! Официальный сайт Комитета по туризму.Узнайте о безвизовом режиме в Хайнане! Официальный сайт Комитета по туризму.ru.explorehainan.comПерейтиЯндекс.Директ


Поезда в Якутск

Строго говоря, с открытием пассажирского движения до станции Нижний Бестях, поезда до Якутска все равно не доходят. Чтобы это стало реальностью, необходимо построить мост через Лену. В планах он есть, но пока это – далекое будущее.

Пока же поезда приходят на станцию Нижний Бестях. Ее удаленность от Якутска можно оценить на карте. Станция является конечной точкой красной линии.

От Нижнего Бестяха пассажирам предлагается воспользоваться автобусом и паромом, которые должны доставить их в столицу Якутии. Причем возможна покупка единого билета поезд + автобус.

Местные СМИ неоднократно писали, что после открытия железной дороги поезда соединят Якутск с Москвой, Хабаровском и другими городами. Так-то оно так, только пока доехать ни до Москвы, ни до Хабаровска на прямом поезде возможности нет. Единственный пассажирский поезд от Нижнего Бестяха ходит до станции Томмот, которая находится на той же Амуро-Якутской магистрали. Более того, не каждый день, а через день.

Чтобы добраться до Москвы или Хабаровска ехать придется с одной или двумя пересадками. Вариантов до Москвы три:

1) Нижний Бестях – Томмот, затем вагоном беспересадочного сообщения Томмот – Москва.

2) Вагоном беспересадочного сообщения Нижний Бестях – Нерюнгри, затем на поезде Нерюнгри – Москва.

3) Три поезда: Нижний Бестях – Томмот, Томмот – Нерюнгри, Нерюнгри – Москва.

Инфографика: ysia.ru

Инфографика: ysia.ru

То есть чтобы доехать от Якутска на поезде, нужно сперва воспользоваться паромом, потом автобусом, а потом двумя или тремя поездами. При всем этом, такая поездка едва ли будет сильно дешевле перелета, а по времени растянется более, чем на шесть дней.

Интересно, что пассажирские перевозки на Амуро-Якутской магистрали обслуживает не Федеральная пассажирская компания, которая перевозит пассажиров по всей сети РЖД. Для обслуживания пассажиров здесь была создана компания «Железные дороги Якутии», главными акционерами которой являются местное правительство и РЖД. Она же достраивала АЯМ.

Cудя по фото, которые опубликовал сайт

«Ясиа»

, вагоны у «Железных дорог Якутии» очень разномастные – от совсем старых до новых, производства Тверского вагоностроительного завода.

В день открытия пассажирского движения на станции Нижний Бестях устроили праздник с концертом.

Впрочем, это все показуха, полагает телеграм-канал Vgudok.

«Умеют у нас интересы бизнеса выдавать за заботу о населении. В данном конкретном случае – интересы “УК Колмар” угольного барона (по совместительству губера Кузбасса) Сергея Цивилева и его товарища Геннадия Тимченко. Вагоны с их углем будут резвее гонять по новой ветке Томмот – Нижний Бестях. А пассажирские поезда раз в два дня – чтобы пути не занимали», – не без оснований отмечает паблик.

Вековая стройка

Чтобы понять, как проходит Амуро-Якутская магистраль, взглянем на карту. Здесь она оранжевого цвета. БАМ – зеленый, Транссиб – красный.

Строить АЯМ задумывали еще при царе, но тогда помешала Первая мировая война. Затем уже начали возводить в 1930-е, но там подоспела Вторая мировая. В результате первый участок – от Транссиба до БАМа – сдали только в 1970-е.

Оставшийся кусок строили еще почти 40 лет. Линию до Нижнего Бестяха открыли несколько лет назад, но пассажирские поезда по ней не ходили.

Дорога до Аляски

Открытие новой железнодорожной ветки радостно восприняла зарубежная пресса.

«Эта железная дорога является первым этапом реализации российского железнодорожного мегапроекта, который в будущем может связать обширный регион Чукотка на российском Дальнем Востоке с Аляской, что позволит путешественникам — пока в теории — добираться на поезде из Британии до любого места в Северной Америке», – пишет британская

Daily Mail

.

«Эта новая одноколейная железная дорога, длинна которой составляет 1240 километров (770 миль), включает в себя 900-километровый (560 миль) участок, построенный в зоне вечной мерзлоты, и это считается значительным достижением российских инженеров. Кроме того, были возведены несколько мостов через крупные реки, а также другие конструкции, способные выдерживать и сильный холод, и сильную жару. Ежегодные температурные колебания в этом регионе составляют почти 100 градусов по шкале Цельсия», – продолжает издание.

«Возможно, позднее будет построен мост, который позволит довести железнодорожную ветку до пригорода Якутска, а уже оттуда — пока это только мечты — она может быть продолжена вдоль Дороги на костях (Колымского тракта) в город Магадан, расположенный на российском побережье Тихого океана», – заключает газета.

На сайте ЖДЯ

http://rw-y.ru/okompanii/istoria/

Историческая справка


1985 год

Началось строительство железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск

1992 год

Было уложено «золотое звено» и прибыл первый поезд на ст. Алдан Началась перевозка народно-хозяйственных грузов на участке Нерюнгри-грузовая-Алдан и отгрузка угля за пределы республики с разреза Денисовский

1995 год

Началась отгрузка угля на Транссибирскую магистраль с разъезда Тенистый, первоначально — в 1995 году, она составила всего 25,5 тыс. тонн, а в следующем, 1996 году выросла до 239,2 тыс. тонн Вышло распоряжение Правительства России № 862-р «О мерах по завершению строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск (правый берег р. Лены)» Вышел указ президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева о создании открытого акционерного общества «Акционерная компания „Железные дороги Якутии“»

1997 год

Началась организация перевозочного процесса на участке Нерюнри-грузовая-Алдан Прибыл первый поезд на ст. Томмот

1998 год

Пущен в эксплуатацию прирельсовый пункт приёма нефтепродуктов Томмотской нефтебазы, на котором в зимний период 1998/99 гг. переработано около 6000 тонн нефтепродуктов

2002 год

Участок Нерюнгри-грузовая-Томмот открыт в прямом сообщении для приёма грузов в вагонах

2003 год

Cоздана профсоюзная организация АК «Железные дороги Якутии» Станции Алдан и Томмот включены в прямое сообщение с общей сетью МПС РФ для приёма грузов в среднетоннажных и крупнотоннажных контейнерах

2004 год

Вышло постановление Правительства Российской Федерации № 242 «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск» Сдан в эксплуатацию с пуском пассажирского сообщения участок Нерюнгри-грузовая-Томмот

2005 год

Началось строительство железнодорожной линии Томмот-Кердем-Якутск

2006 год

Подписано соглашение «Об осуществлении деятельности по организована перевозка грузов в грузовых вагонах и контейнерах в прямом сообщении между ОАО „РЖД“ и ОАО АК „ЖДЯ“» Сдан под укладку железнодорожный мост через р. Алдан длиной 500 метров Участок Нерюнгри-грузовая-Томмот официально признан инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования

2007 год

Проведена первая международная научно-практическая конференция «Модернизация тепловозов. Пути решения» Начата реализация программы модернизации локомотивного парка АК «Железные дороги Якутии» Приказом ФСТ РФ № 263-т/1 утверждено тарифное руководство ОАО «АК „Железные дороги Якутии“» на перевозку грузов по инфраструктуре Нерюнгри-грузовая-Томмот Выполнена операция по передаче 50% акций ОАО «АК „ЖДЯ“» в уставный капитал ОАО «РЖД»

2008 год

Началось функционирование в рабочем объёме автоматизированной системы «ЭТРАН» Сдан под укладку железнодорожный мост через р. Амга длиной 346,7 метров

2009 год

Открылось рабочее движение на участке Томмот-Амга

2010 год

Строящаяся железная дорога пересекла границу Алданского и Хангаласского районов Республики Саха (Якутия) Подписан долгосрочный договор на модернизацию маневровых локомотивов АК «ЖДЯ» с ОАО «Кировский машзавод 1 мая» Железная дорога пришла на станцию Кердем Проведена вторая международная научно-практическая конференция «Современные технологии модернизации тягового подвижного состава для предприятий железнодорожного транспорта и частных операторов» Подписано соглашение о направлении на эксплуатационные испытания тепловоза ТЭ33А серии EVOLUTION на полигоне ОАО «АК «ЖДЯ»

2011 год

Строящаяся железная дорога пересекла границу Хангаласского и Мегино-Хангаласского улусов Республики Саха (Якутия) Уложено «золотое звено» на станции Нижний Бестях Получено разрешение на строительство третьей очереди локомотивного депо Приступили к первому этапу строительства цеха ТО-4 на территории локомотивного депо ст. Алдан

2012 год

По инициативе ОАО «АК „Железные дороги Якутии“» впервые в г. Алдане Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) проведена предметная олимпиада на целевые места в Дальневосточный государственный университет путей сообщения В целях реализации постановления Правительства России № 242 «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск» из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделено 260,55 млн рублей, которые были направлены на строительство третьей очереди локомотивного депо станции Алдан, укладку волоконно-оптической линии связи на участке Беркакит-Алдан и реконструкцию станции Нерюнгри-грузовая

2013 год

Проведена третья международная научно-техническая конференция «Опыт модернизации тепловозов: инновационный аспект» Введена в работу система мониторинга транспорта и контроля над расходом топлива Закончены работы по укладке оптико-волоконной линии связи на железнодорожном участке Томмот-Нижний Бестях Запущена микропроцессорная система централизации Ebilock 950 на станции Амга и на разъезде Болотный Организована ПЧ-3 — Бестяхская дистанция пути

2014 год

Сдан во временную эксплуатацию пусковой комплекс Томмот-Нижний Бестях протяженностью 439 км и прибыл первый грузовой поезд на ст. Нижний Бестях Введен в эксплуатацию клинико-диагностический центр ОАО «АК «ЖДЯ»

2015 год

Первый состав с углём отправлен по новой железнодорожной ветке от горно-обогатительного комплекса «Инаглинский» из Нерюнгринского района РС(Я)

В газете “Индустрия Севера”:

http://indsever.ru/?module=articles&action=view&id=1844


АЯМ: дорога длиною в четверть века


№№ 226-230

2014-09-191245С победной стыковкой золотого звена Большого БАМа в Куанде и открытием сквозного движения поездов на якутском участке, стала вполне реальной перспектива дальнейшего железнодорожного движения на север. В 1985 году в Якутии началась реализация в жизнь еще одного уникального железнодорожного проекта – строительство Амуро–Якутской магистрали Беркакит–Томмот–Якутск.

Огромный регион остро нуждался в развитой транспортной схеме как основе ускорения социально-экономического развития, единственной возможности установления надежных круглогодичных транспортных связей со всеми районами России, гарантированного экономичного завоза жизненно необходимых грузов в отдаленные районы республики. С сооружением дороги в зону транспортного сообщения включалась территория, где производилось более половины промышленной и сельскохозяйственной продукции, проживала большая часть населения республики. Кроме того, сама природа позаботилась о том, чтобы трасса Беркакит-Томмот-Якутск, затронула регион, располагающий огромными минерально-сырьевыми ресурсами. Здесь находились Тарыннахское, Десовское и Таежное месторождения железных руд, Селигдарское месторождение апатитов, золотоносный Алдан, другие месторождения.

Задача разработки технико-экономических обоснований строительства новой дороги была определена еще в 1981 году, в Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы  и на период до 1990 года,  принятых на XXVI съезде КПСС.

Разработка ТЭО и своевременная организация подготовительных работ для проведения полевых изысканий была поручена Якутской экспедиции под руководством Афремова А.Л, организованной 27 августа 1980г. приказом института «Мосгипротранс» Министерства транспортного строительства СССР. База экспедиции расположилась на станции Беркакит, где ей были переданы сооружения УС «Бамстройпуть». Возглавил разработку главный инженер проекта Смирнов В.Е., который руководил работами еще по титулам трассы Тында-Беркакит-Угольная.

Согласно разработанным планам, в сложных климатических и горно-геологических условиях, сохраняя выходящие под трассу участки вечной мерзлоты, строителям предстояло проложить 830 километров железнодорожного пути, возвести около 700 искусственных сооружений, включая более 20 больших мостов через Чульман, Алдан, Амгу, уникальный мост через саму Лену. Сроком ввода дороги в постоянную эксплуатацию был определен 1995 год.

Одной из первых исторических дат в летописи дороги стал день 5 декабря 1984 года, когда на десятом километре ветки Беркакит-Угольная была забита первая опора первого железнодорожного моста будущей стальной магистрали. В морозный декабрьский день на торжественном митинге звучал один призыв: «Даешь новую железную дорогу для Якутии!». Мостовики Пахомов М. и Харитоненко Ю. из мостоотряда №54 с помощью крана подняли и установили в пробуренную скважину первую столбчатую опору моста.

Однако большая история строительства АЯМа берет свое начало в следующем, необыкновенно насыщенном событиями году. Уже в самом его начале, 12 января 1985 года, во время работы XXXI Якутской областной конференции ВЛКСМ, на сооружение магистрали был отправлен республиканский ударный комсомольский отряд в составе 100 человек, бойцы которого должны были вести рубку просеки, строительство поселков, а затем и прокладку железной дороги.

Зеленый свет строительству АЯМа дало Постановление №216 Совета министров СССР от 7 марта 1985 г. «О строительстве железнодорожной магистрали Беркакит-Томмот-Якутск». В том же году Центральный комитет ВЛКСМ объявляет строительство дороги Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

11 апреля 1985 г. в весенний ветреный день, на 16 километре ветки Беркакит-Угольная, собрались не только те, кто должен был уложить первые рельсы АЯМа, но и многочисленные гости из Москвы, Тынды, Якутска, руководители партийных, советских, комсомольских организаций Южной Якутии, различных ведомств и министерств. На торжественном митинге Герой Социалистического Труда, лауреат премии Ленинского комсомола, Степанищев В., до недавнего времени известнейший на строительстве БАМа бригадир, а теперь заместитель начальника СМП-574, передал командиру отряда «Якутский комсомолец» Иванченко А. и комиссару Яковлеву В. половинку символического ключа будущей магистрали, которая через десять лет должна была соединиться со своей оставшейся частью в Якутске после прихода туда первого поезда. Сейчас этот экспонат занимает почетное место в экспозиции Нерюнгринского музея. Затем в торжественной обстановке состоялась укладка первого звена будущей магистрали. Ребята из отряда «Якутский комсомолец» с алыми лентами на груди уложили на насыпь первое «серебряное» звено. Новая 830-километровая магистраль начала свой разбег в будущее.

На строительство АЯМа были привлечены многие коллективы высококвалифицированных транспортных строителей, прошедшие трудную бамовскую школу – СМП-595, в составе которого работали прославленные бойцы отряда «Якутский комсомолец», СМП-574 и СМП-698, Мехколонны №154 и №155, Мостоотряды №54, №49, №76. Строители магистрали рассчитывали через десять лет прийти в столицу республики, но как всегда, жизнь вносила свои коррективы. В связи с политической и экономической перестройкой, начавшейся в стране, гигантским дефицитом денежных ресурсов, несогласованностью действий правительственных органов, отсутствием взаимовыгодной договоренности о финансировании стройки между министерствами, с самого начала стройку стали лихорадить постоянные проблемы с финансированием и поставками материалов, что вело к чрезвычайно медленным темпам строительства. В течение только 1988 года финансирование приостанавливалось 15 раз из-за отсутствия средств у заказчика. Республика стояла перед альтернативой: либо не строить дорогу совсем, как это произошло в целом по России, где практически было прекращено железнодорожное строительство, либо изыскивать собственные средства.

В июле 1991 года строители впервые могли вздохнуть облегченно, поскольку было принято решение о выделении им беспроцентного кредита в размере 60 миллионов рублей. Весь следующий 1992 год СМП-574 работу по укладке рельсов вел с опережением графика. В мае 1992 г. укладка железнодорожного полотна дошла до разъезда Юхта на отметке 248 км. До станции Алдан оставалось 47 км. Свершилось это историческое событие 19 декабря 1992 г. В 12 часов 52 минуты первый поезд прибыл на станцию Алдан. В морозный день бригада монтеров пути Николая Прокопюка уложила символическое «золотое» звено.

С июля 1993 года на магистрали наступило затишье. Угасал затеплившийся было ритм стройки, тяжелое финансовое положение вело к оттоку квалифицированных кадров, стройка переживала тяжелое время. И все же, медленными темпами, далекими от намеченных, строители продвигались вперед. 10 сентября 1995 года первый поезд прибыл на станцию Куранах. Впереди был Томмот, куда первый поезд с несколькими вагонами угля, цистерной и с лозунгом на локомотиве «Живи и здравствуй магистраль!» пришел 15 августа 1997 г. Это был радостный праздник с участием Президента Республики М.Е. Николаева, обратившегося с сердечными приветствиями к строителям, эксплуатационникам, всем якутянам. Десятки участников получили высокие награды России и Якутии. Как и пять лет назад в Алдане, укладка «золотого» звена была доверена бригаде Николая Прокопюка. За полчаса путейцы смонтировали 150 метров «золотого» пути.

За 12 лет на строительстве дороги было уложено 376 километров главного пути и 55 километров станционных путей, построено 230 искусственных сооружений, 16 больших и 88 малых и средних мостов, установлено 130 стрелочных переводов, отсыпан огромный объем земляного полотна. Весь комплекс работ, начиная с 1996 года, выполнял строительный холдинг «Трансстрой».

В последующие годы строительство дороги оставалось приоритетным в цепи транспортных проблем Якутии. Ей уделялось внимание на самом высоком уровне. В 2002 году была принята программа президента Республики Саха(Якутия) о достройке линии Беркакит-Томмот, а 15 мая 2004 года уже Правительством Российской Федерации принято постановление №242 «О неотложных мерах по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск». Дорога до Якутска вошла в Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010)», участниками инвестиционного договора по проекту стали Правительство РФ и Якутии, а также ОАО «Российские железные дороги». Полная экономическая эффективность проекта должна была быть достигнута с приходом железной дороги в Якутск по автодорожному трехкилометровому мосту через реку Лена.

24 августа 2004 г. участок Беркакит-Томмот Амуро-Якутской железной дороги был принят в эксплуатацию. Магистраль вошла в систему ОАО «Российские железные дороги» и стала полноправным перевозчиком пассажиров. 28 августа 2004 г. было открыто пассажирское движение до станции Томмот.

Впереди была последняя, самая сложная и трудная очередь магистрали – 436 км от станции Томмот до станции Нижний Бестях. 26 апреля 2010 г. рельсы пересекли границу между Алданским и Мегино-Кангаласским районами. До станции Кердем, которая ранее предполагалась конечной, оставалось 62 км, до станции Нижний Бестях – порядка 140 км.

15 ноября 2011 г. состоялось историческое событие для всей республики – было уложено «золотое» звено пускового комплекса магистрали на станции Нижний Бестях. В церемонии укладки принял участие Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Президент приветствовал участников торжества и строителей-железнодорожников, заверив присутствующих в том, что железнодорожная сеть на Севере обязательно будет развиваться и «нужно соединить магистраль с Якутском, пройти через Лену, чтобы все было по-человечески». Команду на укладку «золотого» звена дал известный бамовский бригадир Бондарь А. После укладки Президент России лично поздравил железнодорожников, сфотографировался с ними на память и прошел по только что уложенным шпалам.

Несмотря ни на что, АЯМ выжил и устоял. Строители прокладывали эту дорогу даже тогда, когда чиновники всех уровней говорили о ненужности магистрали и добивались ее закрытия. Двадцать шесть с половиной лет ушло на прокладку железнодорожной линии протяженностью 830 км. В настоящее время строительство Амуро-Якутской магистрали, история которой началась в эпоху строительства БАМа, подошло к своему завершению, решается вопрос о том, как связать железную дорогу с Якутском через реку Лену железнодорожным или совмещенным автомобильно-железнодорожным мостом. Окончательное решение будет принимать федеральный центр. Между тем, по мнению правительства республики, дорогу следует не только обязательно довести до Якутска, но и продолжить на северо-восток, на Магадан и даже Чукотку и соседнюю Америку. Безусловно, последнее – проекты далекого будущего, завораживающие сегодня многих. Однако, это были бы проекты, достойные великой страны.

Е.Братчикова, Т.Рахматова,

ст. научные сотрудники Нерюнгринского

музея истории освоения Южной Якутии

им. И.И. Пьянкова

Мои посты о железной дороге в Якутии:


НЕСКОЛЬКО УТОЧНЕНИЙ ПОСЛЕ ПРАЗДНИЧНЫХ ФАНФАР

Моя страница в Дневниках якт ру.:

https://nikbara.ykt.ru/

Мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб:

https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

Я в Инстаграме @nb2015p

«Фейсбуке»

https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks

Персональная страница в “Фейсбуке”:

https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

“Твиттер”

https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий