Хамбо-лама Итигэлов: Родной улус, место упокоения и Храм-дворец. - Блоги Якутии
Архив автора

5 лет назад 226

Хамбо-лама Итигэлов: Родной улус, место упокоения и Храм-дворец.

В рамках программы Форума “Сообщество” Общественной Палаты России, наша делегация посетила Республику Бурятия. В программе пребывания было запланировано посещение Иволгинского дацана и посещение памятных мест Иволгинской долины: дома – музея Хамбо-ламы Итигэлова в улусе Оронгой и святых источников аршана Ута-Булаг.

На фото: Субурган (ступа) возле дома-музея Хамбо-ламы Итигэлова.




Очень познавательная статья в газете “Аргументы и факты”:

http://www.aif.ru/society/netlennyy_starec_zhizn_i_smert_hambo_lamy_itigelova

Нетленный старец. Жизнь и «смерть» Хамбо Ламы Итигэлова

Статья из газеты:

Еженедельник “Аргументы и Факты” № 29 17/07/2013

Пока в Москве спорят, надо ли вынести Ленина из Мавзолея и предать его тело земле, в Бурятии ситуация в точности обратная. Там тело извлекли из земли, чтобы сделать объектом всеобщего поклонения.

Согласно документам, этот человек умер в 1927 г. Но ни у кого в Иволгинском дацане (буддийском монастыре в 30 км от Улан-Удэ) язык не повернётся назвать его мертвецом. «Мама, а где живёт Итигэлэй Хамба?» – спрашивает маленький бурят, вместе с родителями и сестрёнкой наблюдающий, как монахи выносят из храма паланкин – кабинку на шестах, где за задёрнутыми шторками в позе лотоса сидит «Драгоценное и Неиссякаемое тело» (слова «нетленное» здесь тоже стараются избегать). «Он живёт во-о-он там, сынок. Видишь его дворец? Теперь его несут туда отдыхать». – «А он что, устал?» – «Конечно! Вон сколько людей сегодня принял, выслушал. Теперь он будет им всем помогать».

Корреспондент «АиФ» наведался в Иволгинский дацан, чтобы узнать, кому и каким образом помогает Хамбо Лама Итигэлов, а также разобраться в сути этого феномена.





Череп на палке

«С того момента, как он к нам вернулся, я впервые вижу, чтобы его выносили без стекла! – с восторгом говорит

Янжима Васильева, директор некоммерческого учреждения «Институт Хамбо Ламы Итигэлова»

. – Всегда за стеклянной перегородкой сидел. Разные ведь люди бывают – больные, неуравновешенные… А вам, значит, доверяет. Значит, сам так захотел».

Янжима – дальняя родственница Итигэлова, её дед был его племянником. О своём знаменитом предке может рассказывать часами. Впрочем, не только она. Бывшему главе бурятских буддистов (Итигэлов занимал этот пост с 1911 по 1917 г.) посвящают стихи и песни (привет Ильичу!), о нём слагают легенды. В некоторых из них он предстаёт прямо-таки былинным героем.

Считается, что Даша Доржи Итигэлов родился в 1852 г. Тем не менее многие ламы полагают, что мальчик появился на свет… сразу 5-летним. Никто не знает, кем была его мать, а ведь у бурятов очень бережное отношение к родословной. «Он не имел обычного рождения. Так появляются только божественные существа – будды и бодхисаттвы», – говорят монахи Иволгинского дацана. И добавляют детали. Будучи мальчиком, Итигэлов пас овец у состоятельных хозяев. Отличался озорством и игривостью. Например, пригонял скот на кладбища, где изучал надгробия и ритуальные предметы. В то время покойников не закапывали, и мальчик играл с ними, соскрёбывая волосы. При этом приговаривал: «Вот если бы меня слушались, не лежали бы здесь мёртвыми!» А однажды вечером вернулся к хозяевам, держа в руках палку с водружённым на неё человеческим черепом.  Хозяева испугались, но знакомый лама успокоил их: «Мальчик станет великим Учителем, ему суждено обмануть смерть».

Затем юноша учился в монастырях, преподавал и в конце концов возглавил один из них. Говорят, обладал феноменальными способностями, граничащими с волшебством: мог очень быстро перемещаться в пространстве, одновременно находиться в разных местах. А ещё пересекал озеро на лошади, проезжая прямо по его дну, – вода расступалась перед ним! Когда началась Русско-японская война, Итигэлов благословил 300 казаков, ушедших на фронт. Все они вернулись живыми.

Однако главное чудо своей жизни ему только предстояло совершить.

Медитация в коробе

«В марте 1911 г. Итигэлов был избран ХII Пандито Хамбо Ламой – главой бурятских буддистов, – рассказывает Янжима Васильева. – А в феврале 1913 г. приглашён в Санкт-Петербург на празднование 300-летия Дома Романовых.

Делегация была удостоена личной аудиенции императора, на торжественном обеде от имени всех бурят Итигэлов произнёс поздравительную речь. Вообще буряты с большим уважением относились к русскому подданству, почитали самодержца как «белого царя», а императриц

Елизавету Петровну

и

Екатерину Великую

считали воплощениями Белой Тары – это одно из божеств буддийского пантеона (

к слову, воплощением Белой Тары признали и Д. Медведева, когда он в 2009 г. посетил Иволгинский дацан. – Ред.

). Во время Первой мировой войны Хамбо Лама Итигэлов собирал средства для поддержки фронта: солдатам отправляли одежду, обувь, табак, ягоды, сахар. В 1917 г. он оставил пост Хамбо Ламы по состоянию здоровья. Но есть мнение, что это было связано с отречением

Николая II

. Ведь Итигэлов присягал на верность этому человеку».

15 июня 1927 г., когда ему уже было 75, он собрал учеников и сказал: «Я прожил свои годы. Навестите меня через 30 лет, посмотрите, в каком состоянии будет моё тело. А через 75 лет я к вам вернусь». И по­грузился в медитацию. Ученики поместили его, сидящего в позе лотоса, в кедровый короб (бумхан) и отнесли в местечко Хухэ-Зурхэн, где и зарыли на глубине двух метров. В 1955 г. ламы пришли на место захоронения (медитации?), подняли бумхан и убедились: тело осталось в неизменном состоянии. У него были подвижные суставы и эластичная кожа, а в районе сердца ощущалось тепло. Итигэлову сменили одежду, насыпали в короб соль и вновь закопали. Та же процедура повторилась в 1973 г.

К тому времени, на которое было назначено «возвращение», в живых оставался лишь один человек, когда-то знакомый с ним лично. Его и назначили официальным опознавателем Драгоценного и Неиссякаемого тела. «Это Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной», – заявил он, когда короб вскрыли в третий раз. Шёл 2002 год.

Похождения «нетленного старца». Тайна Хамбо Ламы Итигэлова

Статья из газеты:

Еженедельник “Аргументы и Факты” № 30 24/07/2013

Во время молебнов и при большом стечении народа он потеет. И это неудивительно, ведь ему уже 161 год!

00:05 24/07/2013


Дмитрий Писаренко

15747

В сентябре 2002 г. бывший глава бурятских буддистов

Пандито Хамбо Лама Итигэлов

, как и завещал, вернулся в наш мир: его тело было извлечено из деревянного короба под землёй и перенесено в Иволгинский дацан (монастырь). Там специально для него выстроили «Благословенный дворец». В нём Драгоценное и Неиссякаемое тело продолжает «жить» по сей день.

Пришёл во сне

«Видите, окна на втором этаже открыты? Он сидит там при комнатной температуре, дышит тем же воздухом, что и мы с вами. Никакой холодильной камеры нет. Сейчас отдыхает, устал после утренней службы», – вздыхает

Даши Батуев

, хранитель тела Хамбо Ламы Итигэлова. Вообще-то хранителей у него трое, в их обязанности входит проведение молебнов совместно с Итигэловым (по два часа каждое утро), получение посланий от него (об этом позже) и незатейливый туалет. Два раза в месяц Драгоценное тело переодевают, протирают лицо маслом.

«Есть ли запах? Сначала, когда я только пришёл к нему хранителем, я остро чувствовал запах пожилого человека, ага, – как и многие буряты, Даши-лама в конце почти каждой фразы ставит «ага». – Но со временем запах ушёл. Или я привык, ага. А когда его из земли доставали и только короб открыли, говорят, очень сильное благоухание было, ага».

О том, что под землёй в позе лотоса сидит бывший Пандито Хамбо Лама, в Бурятии к началу XXI в. могли запросто и забыть. Из видевших Итигэлова при жизни людей к тому времени оставался лишь один, ламы об этой истории ничего толком не знали, информацию о месте захоронения друг другу не передавали. Да и небезопасно это тогда было.

Возможно, Хамбо Лама Ити­гэлов так и остался бы навечно погребённым, но он избрал другой путь. А именно – стал являться во сне одному из монахов. «Снился ему часто, говорил, что ему пора выходить, ага, – вспоминает Батуев. – И этот человек рассказал всё остальным ламам, действующему

Хамбо Ламе Аюшееву

. Тогда стали искать место захоронения и нашли его. А тот монах,

Бимба Доржиев

, сейчас главный хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела, ага».

«Стекло запотело!»

Эксгумацию проводили, как положено по закону: собрали подписи родственников, пригласили судмедэкспертов. Вот выписка из заключения: «Труп мужчины в сидячем положении, причём ноги согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены…  Без признаков гниения… Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись… Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена…

Каких-либо следов ранее произведённого вскрытия с целью возможной бальзамации или консервации не обнаружено».

Бальзамация (или бальзамирование) – один из известных науке способов сохранения тела после смерти. Таким – забальзамированным, как Ленин, или высохшим, как египетская мумия, – ожидала увидеть Итигэлова его дальняя родственница

Янжима Васильева

:

«Я была потрясена. Думала, это будет окоченевшее тело. Надавила на живот, а он мягкий! Прикоснулась к рукам – суставы подвижные. Это было потрясением для всех. К тому же в коробе была соль. Если бы Итигэлов умер обычной физической смертью, соль разъела бы тело, а оно было как живое. Судмедэксперты уверяли, что через несколько часов, максимум через пару дней, оно начнёт портиться и превратится в тлен. Так бывает при резких изменениях условий – например, когда останки мамонта изо льда достают. Поэтому тело поместили в холодильную камеру. Задали в ней определённую температуру. Пришли на следующий день: температура в камере поднялась на 2°C, а стекло запотело!»

Кроме того, что он потеет (обычно во время молебнов и при большом стечении народа), Итигэлов меняет вес своего тела. На момент «возвращения» он весил 46 кило, а потом похудел до 42. Но в дни встреч с паломниками (за год набирается 7-8 таких дней) прибавляет по 100 грамм. Удивляет и то, что поза, в которой он 75 лет находился в деревянном коробе, сохраняется без изменений. А ведь никакие поддерживающие и фиксирующие приспособления для этого не используются.

Через два года после эксгумации тела Итигэлова его разрешили исследовать учёным из Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). В частности, провести анализ волос, частиц кожи и ногтей. За работу взялся

Виктор Звягин

– заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, доктор медицинских наук. Он в своё время делал заключение о принадлежности

Гитлеру

обугленного трупа, найденного в Берлине, а также одним из первых изучал останки, объявленные относящимися к

Николаю II

и членам его семьи.

Исследовав биологические образцы, доставленные из Бурятии, с помощью метода инфракрасной спектрофотометрии, эксперты пришли к выводу: «Белковые фракции имеют прижизненные характеристики». Проще говоря, ткани тела не отличаются от тканей живого человека! Как объяснял тогда В. Звягин, похоже на то, что Итигэлов умер день-два, но никак не 75 лет назад. У него были на месте глазные яблоки и внутренние органы!

Заключение специалистов: современной науке неизвестно такое состояние тела после физической смерти, в котором находится Хамбо Лама Итигэлов. Тогда-то из уст учёных впервые прозвучало слово «феномен».

75 лет под землёй. В чем секрет Хамбо Ламы Итигэлова?



Статья из газеты:

Еженедельник “Аргументы и Факты” № 32 07/08/2013

Он медитирует уже 86 лет, не подавая внешних признаков жизни. У него сознание внутриутробного младенца, а биополе достигает величины 23…

Через пару лет после извлечения из земли нетленного (буддисты Бурятии предпочитают говорить «Драгоценного и Неиссякаемого») тела

Хамбо Ламы Итигэлова

его исследовали учёные, взяв образцы некоторых тканей. Их вывод: умерший в 1927 г. человек находится в состоянии, неизвестном науке.


Бобы и самогипноз

Проводивший исследование завотделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы доктор медицинских наук Виктор Звягин надеялся, что современные научные методы – нейтронно-активационный анализ, компьютерная томо­графия и другие – помогут прояснить ситуацию и дать ответы на многочисленные вопросы. Правда, для этого понадобилась бы транспортировка тела в научные институты, что было проблематично.

Ещё одним экспертом выступила

Галина Ершова, профессор Российского государственного университета, доктор исторических наук

. По её словам, их научная работа преследовала несколько целей – проверить возможность фальсификации и наличие консервантов в теле, исключить его «внеземное» происхождение и определить особенности химического состава тканей. Ершова обратила внимание на то, что концентрация брома в них превышала норму в 40 раз. Бром, в изобилии содержащийся в бобовых (горохе, фасоли, чечевице), способен подавлять чувствительность организма, ограничивать поступление стимулирующих импульсов извне. При этом он почти не оказывает влияния на участки мозга, контролирующие дыхание и кровообращение. Это выяснил ещё

Иван Павлов, великий русский физиолог

. Гипотеза Галины Ершовой: Хамбо Лама Итигэлов при жизни целенаправленно ел много бобовых, а затем с помощью самогипноза отключил жизненные энергообменные функ­ции своего организма. Иначе говоря, погрузился в глубокую медитацию и впал в анабиоз. После чего наступила смерть.

Однако мириться с тем, что Итигэлов мёртв, готовы не все учёные.

Борис Большаков, академик РАЕН, доктор технических наук

, привозил в Иволгинский дацан некий прибор с маятником и измерял «биополе Итигэлова». В районе головы амплитуда колебания маятника усилилась. «Это биополе живого человека, чистейшее сознание! – воскликнул академик. – Причём частота работы мозга такая же, как у головного мозга младенца в возрасте 2-3 месяцев от момента зачатия».

Размеры биополя, обнаруженного у Хамбо Ламы Итигэлова академиком РАЕН, потрясают – 23 тыс. км. Это почти в два раза больше диаметра Земли! «Если выбирать из трёх возможных состояний организма – живой, мёртвый или переходное состояние, – есть основания полагать, что он жив, – заявил тогда Большаков. – Как он получает энергоподпитку? Думаю – через поток частот, звучащих в молитвах. Когда ламы служат молебен,

а это происходит ежедневно, частота вибраций произносимых ими слов соответствует частоте колебаний клеток мозга Итигэлова».

А был ли монах?

К сожалению, на этом научные (и паранаучные) исследования феномена заканчиваются. С января 2005 г. по распоряжению действующего

Пандито Хамбо Ламы

(главы бурятских буддистов) Аюшеева любые медицинские и биологические изыскания Драгоценного и Неиссякаемого тела приостановлены. Причина до конца неясна.

Официально объявлено, что наука, дескать, не способна объяснить загадку. Пыталась, да не смогла. Но поговаривают, что ламам не понравились опубликованные и попавшие в Интернет снимки Итигэлова. Кстати, фотографировать его теперь категорически запрещено. Но есть и ещё одна, конспирологическая версия. Никакой ДНК-экспертизы – является ли на самом деле извлечённый из земли человек ХII Пандито Хамбо Ламой – не проводилось. «Тот ли это монах, который принял позу лотоса в далёком 1927 г. и в ней же отошедший в мир иной, или его заменили искусно сделанным двойником уже в наше время?» – таким вопросом задаются скептики. И, конечно, не получают ответа.

Сейчас можно лишь сожалеть, что так и не были проведены магнитно-резонансная и компьютерная томографии. Это позволило бы «заглянуть» внутрь тела.  «На самом деле это второстепенно, – считает

Александр Хачатуров, директор Института экономики и менеджмента РХТУ

, один из тех, кто изучает феномен Итигэлова с момента его «возвращения». – Ну измерим мы ему температуру и даже давление, просветим органы. Что это даст? Только ещё большее непонимание. К сожалению, современной науке действительно нечего сказать по поводу этого феномена. Ведь подобное в научной литературе не описано. С чем сравнивать, как давать оценки? Именно по этой причине сюда не спешат медицин­ские светила. Они боятся подмочить репутацию, поэтому делают вид, что им ничего неизвестно о феномене Итигэлова. А ведь он может дать толчок к созданию новой науки. Итигэ­лов будто приоткрыл для нас дверь в непознанное. Войдя в неё, мы могли бы объяснить картину всего мироздания. А мы предпочитаем не замечать эту дверь».

Ученик Будды. «Нетленный старец» борется с пьянством и улучшает погоду

Статья из газеты:

Еженедельник “Аргументы и Факты” № 36 04/09/2013

«АиФ» ищет разгадку феномена Хамбо Ламы Итигэлова. Он борется с пьянством, улучшает погоду и спасает людей. Спас даже…





Фотографировать Драгоценное и Неиссякаемое тело запрещено. Разве что за шторками. Фото Дмитрия Писаренко

тобы своими глазами увидеть человека, умершего в 1927 г., просидевшего 75 лет под землёй в деревянном коробе и прекрасно, как говорят, сохранившегося, корреспондент «АиФ» отправился в Бурятию. К тому был прекрасный повод – международная конференция «Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова». Где ещё искать разгадку этого чуда, как не там?

Ученик Будды

«Скажите, у меня будет возможность увидеть самого Итигэлова?» – предварительно осведомился я у организаторов. «Конечно! Наша конференция начнётся вместе с ним. Он даст нам благословение. В главном храме Иволгинского дацана ему поднесут мандалу».

Мандала – это модель Вселенной. Сакральное изображение, вышитое на ткани. Иволгинский дацан – монастырь, где в специально выстроенном Благословенном Дворце «живёт»

Хамбо Лама Итигэлов

. В назначенный час его двери открылись, и на плечах у хранителей Драгоценного и Неиссякаемого тела (так называют Итигэлова сами буддисты) наружу выплыл паланкин – кабинка с задёрнутыми шторами. Под стук барабанов и завывание рожков процессия прошествовала в главный храм монастыря. Через пару минут в него пригласили и остальных.

Входим в храм, рассаживаемся на скамьях. Пустой паланкин стоит в центре. На троне в гранатово-жёлтых одеяниях сидит он, Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной. Пока монахи, раскачиваясь, запевают мантры, вглядываюсь в его лицо. Впрочем, лицом это можно назвать с натяжкой. Линии рта и глаз различаются с трудом, хрящи носа примяты (как предполагает

профессор РГГУ Галина Ершова

, одна из немногих, кто был допущен к исследованию тела, за годы пребывания в саркофаге Итигэлов наклонился и упёрся в стенку короба). Голова опущена вперёд и чуть влево, светло-коричневая кожа лоснится (как потом выяснилось, специально к конференции Итигэлова переодели и помазали маслом). При этом отвести взгляд от него крайне сложно: каждый миг кажется, что он вот-вот пошевелится и даже откроет глаза. Забегая вперёд, скажу: есть люди, которые уверяют, что видели, как он это делал…

Около часа длится молебен. Монахи читают трактат, восхваляющий Итигэлова и 12 прожитых им жизней. К слову, он успел пять раз пожить в Индии, пять раз в Тибете и два – в Бурятии. «Это выяснилось после того, как была найдена написанная им рукопись, – шепчет

Янжима Васильева, директор Института Хамбо Ламы Итигэлова

. – Оказалось, в первом воплощении он был учеником

Будды Кашьяпы

, а во втором –

Будды Шакьямуни

, основателя буддизма».

Ламы подносят к трону обещанную мандалу, после чего поклониться Драгоценному и Неиссякаемому телу приглашаются все желающие. Образуется очередь. Фото- и видеосъёмка строжайше запрещены. Но стоящий передо мной иностранец (их среди паломников много) ничтоже сумняшеся достаёт камеру и делает снимок. К нему с гневом бросается один из монахов: «Ноу фото! Немедленно сотрите!» У зарубежного гостя едва не разбивают фотоаппарат.

К ногам Итигэлова кладут дарственные шарфы (хадаки), продукты и деньги. Подходит моя очередь. Я опускаю глаза и вижу сухонькие кисти рук, выглядывающие из-под накидки. «Пошевелятся или нет? Пошевелятся или нет?» Говорят, большинство людей при приближении к Драгоценному телу теряют все мысли и ощущают странную пустоту. Не потому ли, что пустота – ключевое понятие в буддизме и задача верующего – «поймать» её? В таком случае мне это не удалось.

«Его лицо светлело»

С каждым годом в Иволгинский дацан наведывается всё больше паломников. Бывает, очередь растягивается на километр, а ламы утверждают (непонятно, шутят или нет), что Итигэлов сам её регулирует. Я разговорился с женщиной по имени

Байлак

, приехавшей из соседней Тувы. «Невестка никак забеременеть не может. Хочу попросить Хамбо Ламу, чтоб помог», – призналась она

Социологи проводили ­опрос. 25% людей приходят к нетленному телу за помощью и защитой. Молятся о родных и близких, просят об успехах в бизнесе и учёбе. «В первые годы Хамбо Лама Итигэлов был агрессивно настроен. На молебнах у верующих кружилась голова, беспричинно текли слёзы, а при прикосновении к телу они чув­ствовали электрический разряд, – вспоминает

Даши Батуев, хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела

. – Но потом он успокоился, стал излучать тепло. При смене одеяний от него исходило благоухание, а когда мы умывали его колодезной водой, доставленной из места, где он родился, его лицо светлело».

«Растёт число паломников, которые просят у Итигэлова не чего-то материального (квартиру, машину), а, скажем, процветания родной земле. Или мира во всём мире, – продолжает Янжима Васильева. – Люди чаще задумываются о духовном, больше работают над собой. У нас улучшилась жизнь, уменьшилось пьянство, даже погодные условия стали более благоприятными, серьёзно! Глядя на Итигэлова, некоторые паломники видят его преображённым – с открытыми глазами, иногда в очках. Оказывается, глаза у него зелёного цвета, об этом люди говорят независимо друг от друга! Кому-то он даёт советы, а кого-то реально спасает».

Как, например, одного московского бизнесмена. Побывав в дацане, тот попал в аварию. Машина – в хлам, а он отделался синяками. «В момент столкновения передо мной явился Итигэлов, он и спас меня», – говорил он потом. К спасённым Хамбо Ламой относят и

Анатолия Чубайса

: памятное покушение на него было совершено через несколько дней после визита в Бурятию. Глава РАО ЕЭС не пострадал. И, впечатлённый, на 5 лет освободил Иволгинский дацан от платы за электроэнергию.

Встреча с «нетленным старцем». Кого напутствовал Хамбо Лама Итигэлов



Статья из газеты:

Еженедельник “Аргументы и Факты” № 37 11/09/2013

Он наблюдает за нами, передавая послания из другого мира. На аудиенцию к нему едут даже

Время от времени

Хамбо Лама Итигэлов

, «живущий» в Благословенном Дворце на территории Иволгинского дацана, появляется перед верующими. Это бывает в праздничные дни, в году их набирается 7-8. Драгоценное и Неиссякаемое тело переносят в главный храм, где ему может поклониться (и по­просить о сокровенном) любой желающий. Но если в монастырь заглядывает кто-то из очень важных персон, XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов может дать ему и внеплановую аудиенцию.

«Он служит России!»

Список ВИП-персон, приезжавших к нему на поклонение (часто инкогнито), впечатляет. Помимо упомянутого ранее Чубайса здесь побывали

Виктор Зубков

,

Владимир Якунин

,

Валентина Матвиенко

,

Геннадий Зюганов

,

Олег Дерипаска

,

Сергей Иванов

. Последний, будучи в ранге министра обороны, взялся рассуждать о том, что в России служат лишь в двух местах – в армии и церкви. «Хамбо Лама Итигэлов до сих пор служит России!» – резюмировал Иванов.

Навещали Итигэлова космонавт

Сергей Крикалёв

, сатирик

Михаил Задорнов

, актёры

Вилле Хаапасало

и

Александр Михайлов

. Все они не скупились на громкие заявления. «Например, Михайлов, который сам родился в Забайкалье,  сказал, что благодаря Итигэлову наша Родина встанет с колен, – вспоминает

Янжима Васильева, директор Института Хамбо Ламы Итигэлова

. – Но особенно важными для нас стали визиты двух Президентов России».


Дмитрий Медведев

приезжал в Иволгинский дацан в 2009 г. и был принят с большими почестями. После встречи с Драгоценным телом он сказал: «Хамбо Лама за нами не просто наблюдает, но и присматривает». Что до

Владимира Путина

, то он посетил буддийский монастырь и его главную святыню в апреле нынешнего года и в какой-то момент попросил оставить его с Итигэловым наедине. Ламы монастыря уверены, что президента интересовали вопросы вечной жизни, и он искал на них ответы. Но, возможно, Владимиру Путину просто было наконец с кем пообщаться. Ведь, как он сам ранее признавался, «после смерти

Махатмы Ганди

и поговорить стало не с кем».

На высшей ступени

Хотя учёные, исследовавшие нетленное тело умершего в 1927 г. человека, ничего конкретного сказать не смогли (напомним их вердикт: тело находится в состоянии, неизвестном науке), феномен Итигэлова нужно как-то объяснять. Интриги добавляют версии, выдвигаемые представителями «альтернативных наук». Например, что Итигэлов страдал дефектом гена, который «ускоряет разрушение клеточной структуры после смерти». Или что он, умирая, включил «секретный процесс бальзамирования». Проверить эти гипотезы, не взяв биоматериал на анализ, невозможно, а доступ учёным к Драгоценному телу с некоторых пор приостановлен.

Впрочем, бурятских буддистов мнение учёных мужей интересует в последнюю очередь. Ведь сами они уверены, что Хамбо Лама Итигэлов до сих пор жив! «Точнее, у нас есть два мнения по этому поводу, – признаётся

Даши Батуев, хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела

. – Одни считают, что Итигэлов достиг просветления, благословил своё тело и оставил его. В таком случае его душа сейчас может быть где угодно (в других мирах, рядом с

Буддой

), а здесь находится лишь её частица. Но большинство лам придерживаются второго мнения: они думают, что учитель погрузился в глубокую медитацию и пребывает в ней до сих пор. То есть вот уже на протяжении 86 лет».

Известно, что йоги, практикующие медитацию, стремятся достигнуть особого состояния просветления – самадхи. Это последняя, наивысшая ступень медитации: человек теряет представление о собственной индивидуальности, сливается с космосом, и его душа становится способна покидать бренное тело. Само тело снаружи кажется умершим: физиологиче­ские процессы в нём резко замедляются, почти прекращаются (биологам это состояние известно как анабиоз), но находящийся в медитации йог способен их регулировать. А главное – его сознание остаётся при нём! Оно живо и функционирует, вот только проявляется совершенно неожиданно для нас, не подчиняясь законам логики. Бурятские ламы предполагают, что Итигэлов как раз по­гружён в состояние самадхи, а сознание его проявляется в виде… посланий, которые он ежедневно передаёт хранителям своего тела.

«Каждое утро после молебна главный хранитель,

Бимба Лама

, остаётся наедине с Итигэловым, – поясняет Даши Батуев. – Он медитирует на него около 30 минут, оценивая его состояние. И в это время получает информацию от него. Это могут быть различные мысли, сообщения, видения. Потом Бимба Лама пересказывает послание преподавателям Буддийского университета, и они пишут толкование. Могут 10 томов написать, но обычно пишут одну страницу». «Простите, но почему вы уверены, что это всё послания Итигэлова? Может, это образы и мысли, приходящие в голову хранителю?» – не удержался я от вопроса. «Я точно знаю, что это не мысли Бимба Ламы, – улыбается Даши. – Я давно с ним знаком, у него совсем другой словарный запас. Он иногда приносит от Итигэлова слова, которые сам не знает. Ему такие мысли и в голову не могут прийти».

Надо сказать, что «послания Итигэлова» выглядят весьма причудливо. Нужно быть «в теме», чтобы понять большин­ство из них. Но кое-что вполне доступно и людям, далёким от буддизма. Вот, скажем, наставление, данное воображаемому пьянице, который решил завязать: «Повторяй: стараюсь воздержаться, но без особой нужды. Если постоянно твердить о своей победе, можно затвердеть, как камень, и сорваться с горы. Лучше быть подобно песку и пропускать через себя всякие мысли».

В 2008 г., накануне очередных волнений на Ближнем Востоке, рядом с сидящим в позе лотоса Итигэловым хранитель увидел синее пламя. А затем – маятник в его руке. Ламы сделали вывод: учитель напоминает нам о непостоянстве жизни – зачем воевать, когда жизнь и так быст­ро проходит? Были послания, связанные с инаугурацией

Барака Обамы

(якобы Итигэлов предсказал, что тот запнётся при произнесении клятвы) и с тем, апрельским, визитом Владимира Путина. За день до его появления в Иволгинском дацане Хамбо Лама сообщил: «Будда Майтрея едет».

Майтрея – это грядущий Учитель человечества, Будда нового мира. Определённо, им было о чём поговорить друг с другом.

Реактор жизни. Буддисты убеждены, что «нетленный лама» спасет мир

Статья из газеты:

Еженедельник “Аргументы и Факты” № 38 18/09/2013

Сев когда-то в позу лотоса и погрузившись в глубокую медитацию, он обещал вернуться через три четверти века. И слово своё

«Он предвидел, что придёт время, когда вера ослабнет под давлением коммунистической идеологии, и явил своё нетленное тело, чтобы дать народу духовную поддержку». «Он показал нам запредельную мудрость!» «Он обманул смерть и остановил время!» Эти слова, звучащие как лозунги, корреспондент «АиФ» услышал на международной конференции «Феномен XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова». Адресованы они были человеку, умершему в далёком

1927 г. и извлечённому из-под земли в 2002 г. Впрочем, по мнению бурятских буддистов, всё ещё живому и пребывающему в состоянии, науке неизвестном.

Всё дальше на север


Хамбо Лама Аюшеев

, ныне действующий глава Буддийской традиционной сангхи России, уверен, что «возвращение» Итигэлова после 75-летнего заточения в деревянном коробе под землёй стало главным событием для Бурятии в постперестроечное время: «Мы счастливые люди, что в нынешнем перерождении смогли встретиться с ним. Его тело (буддисты называют его Драгоценным и Неиссякаемым. – Ред.) подобно небольшому солн­цу, испускающему лучи, или реактору, отправляющему частицы нейтрино, которые достигают нужного человека, несмотря ни на какие преграды».

Почему этот «реактор» заработал именно в Бурятии? Оказывается, тому есть несколько причин, и о них хорошо осведомлена

Янжима Васильева, директор Института Хамбо Ламы Итигэлова

: «Мировым сообществом это явление ожидалось давно. Философы говорили, что на стыке тысячелетий должна прийти новая идея спасения человечества, причём в такой точке, где соединяются мегаводоразделы речных систем. В подобных точках возникли христианство, буддизм, ислам. Одна из таких точек как раз находится на территории Бурятии. Здесь сопрягаются три бассейна – Байкало-Енисейский, бассейны рек Лены и Амура. Вторая причина – это то, что говорил сам Будда Шакьямуни, основатель буддизма. А он говорил, что его учение будет распространяться всё дальше на север, где примет совершенно новое направление. Севернее Бурятии территорий, исповедующих буддизм, нет».

Бурятские буддисты убеждены: Хамбо Лама Итигэлов «вернулся» не просто для того, чтобы утешать страждущих паломников и выполнять их просьбы, зачастую от высоких материй далёкие. Нет, он пришёл спасать мир. «Он продемонстрировал силу веры и подал нам всем пример, – поясняют ламы Иволгинского дацана. – Будда был простым смертным, но достиг просветления и показал путь. Любой может им пройти. То же самое сделал и Хамбо Лама Итигэлов. Опираясь на его феномен, человечество получило шанс нравственно очиститься и продвинуться вперёд».

Иначе говоря, Итигэлов «явил» своё Драгоценное и Неиссякаемое тело в назидание нам: вот, мол, чего можно достичь, если жить правильно. И в этом его «рецепт» спасения мира. Но

Александр Хачатуров, директор Института экономики и менеджмента РХТУ, один из исследователей феномена

, полагает, что мы даже не в состоянии целиком понять его замысел: «Слишком много заложено в этом послании. Например, что физический и тонкий миры неразделимы.

Находясь где-то в другом мире, можно взаимодействовать с этим миром. Я думаю, Итигэлов сделал всё это осознанно. Нашёл такой удивительный способ, как сохранить себя, вернуться к нам и рассказать о своих феноменальных достижениях. Нам даётся знак: попытки осмыслить этот феномен привычными методами столь же беспочвенны, как и наши надежды на всесилие научного знания. Современная наука зашла в тупик, она не может объяснить это явление, и ей пора выйти на принципиально новый уровень».

«Его сохранил Бог»

Остаётся сожалеть, что учёным так и не довелось провести подробное, всестороннее исследование тела Хамбо Ламы Итигэлова. Кроме того, до сих пор трудно получить ответы на простые, казалось бы, вопросы. Например, когда именно в кедровый короб, где 75 лет находилось тело, была насыпана соль? Сразу при погребении в 1927 г. или же в последующие годы, когда ламы (а это было дважды) приходили проведать усопшего? Что очень важно, ведь соль обладает свойствами консерванта, и благодаря ей тело могло обрести нетленность с первых дней погребения. Увы, за время пребывания в Иволгинском дацане мне так и не удалось услышать однозначного мнения по этому поводу. Одни ламы говорят, что соль в ящик насыпали лишь в 1973 г. Другие ссылаются на воспоминания некой Дарижаб Галсановой, которая якобы видела, что Итигэлова сразу «посадили в соль». Третьи уверяют, что соль вообще повредила сохранности тела (местами разъела его) и засыпать её в короб было ошибкой.

С чем трудно поспорить, так это с тем, что «возвращение» Хамбо Ламы Итигэлова изменило жизнь в Бурятии к лучшему. Во всяком случае – в тех её районах, которые связаны с именем и биографией этого человека. Там развивается туризм, образуются новые рабочие места, молодёжь больше занимается спортом. Казалось бы, какая связь? Ну вот, скажем, в начале сентября в одном из бурятских сёл прошёл спортивный турнир. В программе – национальная борьба, конные скачки, стрельба из лука. Заявленные цели и задачи: патриотическое воспитание молодёжи, пропаганда здорового образа жизни, возрождение традиций. А сам турнир был проведён в рамках религиозного праздника, посвящённого не кому иному, как Хамбо Ламе Итигэлову. Да, напрашиваются аналогии с другим телом, которому когда-то посвящали праздники, стройки и рекорды. Да, налицо идеология (правда, религиозная, а не социально-политическая), но если она работает во благо, что в этом плохого?

Уверен, буряты не лукавят, когда говорят, что благодаря Итигэлову у них сократилось пьянство, а в больницы стали реже обращаться с сердечно-сосудистыми и даже онкологическими заболеваниями. В конце концов, вера способна творить чудеса. А что касается загадки нетленности тела, об этом хорошо сказал 9-летний мальчик, сын одного из участников конференции: «Всё просто – этот человек был другом Бога, поэтому Он его так сохранил».

В Википедии пишут:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B8%D0%B3%D1%8D%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%94%D0%B0%D1%88%D0%B8-%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%BE



Панди́то Хамбо́-ла́ма

XII Даши́-Доржо́ Итигэ́лов

[1]


[уточ. 1]


(13 мая

1852

— 15 июня

1927

) —

бурятский

религиозный деятель, глава

буддистов Восточной Сибири

в 1911—1917 годах.

Один из выдающихся

буддийских

подвижников.

Происхождение, детство и юность

Согласно существующим источникам, Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (недалеко от современного улуса

Оронгой


Иволгинского района


Республики Бурятия

)

[3]

. Рано лишившись родителей, около пяти лет пас овец в местности Ошор Булак у Ринчина и Надмит Батобазаровых. С детства отличался целеустремлённым и независимым характером. В 15 лет дошёл до

Анинского дацана

(на территории современного

Хоринского района

), что в трёхстах километрах от его родных мест, где в течение 23 лет постигал буддийское учение.

Образование

Со второй половины 1880-х годов население Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств привлекалось к всеобщей воинской повинности ограниченно. Но, поскольку Итигэлов был выходцем из

казачьего сословия

, он должен был нести

воинскую повинность

. Поэтому Хойто-ламахай Анинского дацана попросил жителей Ойбонта вносить за Итигэлова в государственную казну плату за освобождение от военной службы. Плата вносилась более 15 лет, и Итигэлов смог продолжить своё образование.

Постигая учение Будды, он успешно защитил звание

гэбши

, затем

габжи

. В последующие годы совершенствовал полученные знания в

Цугольском

и

Тамчинском дацанах

, получая фундаментальные знания по

тибетской медицине

.

В 1898 году вернулся на родину, в

Янгажинский дацан

, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать

буддийскую философию

(чойра), одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы

[4]


Цогчен-дугана

(соборного храма).

Русско-японская и Первая мировая войны[

править

|

править код

]

В 1904 году Итигэлов стал шэрээтэ (настоятелем) Янгажинского дацана. Были возведены

дуганы

Чойра и Дэважин в целях совершения добродетели воинов, погибших во время

русско-японской войны

, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.

Весной 1911 года в Тамчинском дацане из числа десяти претендентов Итигэлов был избран двенадцатым

Пандито Хамбо-ламой

буддистов Восточной Сибири.

После начала

Первой мировой войны

по инициативе Пандито Хамбо-ламы в

Верхнеудинске

было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет на 30 тысяч рублей. В 1915 году Итигэлов, посетив все дацаны, организовал сбор средств. На собранные деньги были приобретены товары повседневной потребности и отправлены к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме того, в прифронтовые госпитали были направлены эмчи-ламы (ламы, практикующие тибетскую медицину) во главе с Кенсуром (предыдущим Хамбо-ламой)

Чойнзоном Иролтуевым

.

В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой

Монголии



Орденом Драгоценного жезла


[5]

. В 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, награждён российским

орденом Святой Анны

II степени.

В июле 1917 года на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.

Последние дни

По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в

позу лотоса

, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии

медитации

, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в

нирвану

.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Литературное творчество

Даши-Доржо Итигэлов был практиком высочайшего уровня. На основе сочинения

Богдо Зонхавы

«Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения

Пустоты

— Великой реальности всех явлений. Он также создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму.

Обретение нетленного тела

Дворец хамбо-ламы Итигэлова в

Иволгинском дацане

Согласно завещанию, в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой

Лубсан-Нимой Дармаевым

тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн (в переводе с

бур.

Голубое сердце) с телом Хамбо-ламы Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, ламы провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан

[2]

.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама

Жамбал-Доржи Гомбоев

с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Итигэлова и убедились в сохранности тела.

7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель улуса

Гильбира

, указал XXIV Пандито Хамбо-ламе

Дамбе Аюшееву

местонахождение Хамбо-ламы Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн. 10 сентября Хамбо-лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Хамбо-ламой Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в

Иволгинский дацан

.

31 октября 2008 года был проведён обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо-ламы Итигэлова. Нетленное тело Учителя было торжественно препровождено в храм

[2]


[7]

.

Мы посетили улус (село)

Оронгой,

где родился Хамбо-лама Итигэлов:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B9_(%D1%83%D0%BB%D1%83%D1%81)


Оронго́й

(

бур.

Оронго) —

улус

(село) в

Иволгинском районе


Бурятии

. Административный центр

сельского поселения «Оронгойское»

.

Известные люди Оронгоя и Оронгойской долины


Даши-Доржо Итигэлов

(1852—1927) — 12-й Пандито Хамбо-лама; родился близ современного улуса Оронгой в местности Улзы Добо у Белого озера.

Намжил Балдано

(1907—1984) — бурятский драматург, актёр и театральный режиссёр, народный артист Бурятской АССР; уроженец улуса Оронгой.

Достопримечательности

У Кяхтинского тракта между озером Саган-Нур и станцией Оронгой располагается целебный источник

хамбо-ламы Итигэлова

«Узыта Аршан».

У села

Оронгой

в летнем доме родителей Итигэлова находится Дом-музей Хамбо-ламы Итигэлова.



Сюда перевезли дом родителей Хамбо-ламы Итигэлова.





Из Экспозиции дома-музея.



































Для колодца с целебной водой, построен маленький домик.





Женщинам вход воспрещен!



Ступа на территории музея. Степные ирисы.



8 угольный дом для лам Иволгинского монастыря.



У входа есть одно из посланий Хамбо-ламы Итигэлова.



Также мы посетили 16 целебных источников

Ута-Булаг

, действие которых было изучено Хамбо-ламой Итигэловым и где по его указанию хранилось его нетленное тело.

На сайте “Визит Бурятия”:

http://www.visitburyatia.ru/places/section-146/item-187070/


Ута–Булаг

– это целый комплекс минеральных источников, который находится в Иволгинском районе в 40 км от г. Улан-Удэ по Кяхтинскому тракту, остановка «Аршан». Название родника «Ута-Булаг» в переводе с бурятского означает ута – «длинный», а булаг – «ключ», «родник». Из этого места бьет 16 ключей, каждый из которых помогает при определенных болезнях.

В 1910-1930 годах вода из этих родников шла по желобу до Янгажинского дацана. До перестроечных времен здесь находился дом отдыха совхоза «Оронгойский». Знающие люди приезжают сюда отовсюду каждое лето.

В 1962-1963 годах был проведен анализ воды и выявлен состав: гидрокарбонатная кальциево-магниевая вода. Минерализация 0,37гл. Температура 8,2гр. Радон 56-73 э, суммарный дебет 1,3 лсек. Относится к охраняемым объектам природы бассейна озера Байкал.

Инициатором возрождения аршана стал ширетуй Дуйнхор дацана Буда-лама, который вносит неоценимый вклад в оздоровление жителей своего села и Бурятии, а также частичку лепты в наследие природы Бурятии.

Методом народной стройки жители с. Оронгой возродили Ута-Булаг. Так строительство объектов аршана стало общим делом, которое смогло собрать и сплотить односельчан. Люди еще никогда не работали с таким энтузиазмом и отдачей, как за возрождение Ута-Булага. Возрождение аршана играет важную роль в духовном росте людей и их окружающих.

В 90-е годы аршан медленно приходил в упадок и фактически прекратил свое существование. И вот теперь он реконструирован и возвращен людям.

Комплекс минеральных источников Ута-Булаг на сегодняшний день включает в себя спальный корпус, ванный корпус, столовую, которые полностью отвечают современным требованиям.

Глава Буддийской традиционной сангхи России XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев: «Это место является уникальным по своему местоположению и целебным источникам. Ута-Булаг по своим целебным свойствам источников не уступает Тункинскому аршану, и поэтому, люди со всей Бурятии будут приезжать и отдыхать здесь, все зависит от воли и желания жителей с. Оронгой. Чем больше людей будут отдыхать здесь, тем больше будет благих деяний».

Настоятель Дуйнхор дацана Хамбын Хурэ Буда-лама: «Здесь Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов вместе с Янгажинскими ламами отдыхали, медитировали и заряжались доброй энергией. В этих местах он собирал лекарственные травы, занимался лечебной практикой. Очень рад, что это место возрождается. От себя и от нашего дацана желаем всем добра и благоденствия»


Лечебные свойства источников Ута-Булага (аршанов):

Площадь – 0,01 км2. Минеральная вода выходит у подножия хребта на дне родниковой воронки диаметром около 30 м с суммарным дебитом 1,3 л/с. Вода по составу гидрокарбонатная кальциево-магниевая с минерализацией 0,37 г/л, температурой 8,2 С и радиоактивностью 56-73 эмана.

1. болезни желчного пузыря (гепатит, пожелтение кожи);

2. кишечные болезни (расстройство, боли вздутие);

3. глазные болезни (слезоточивость, воспаление, нагноение, катаракта)- мыть глаза;

4. легочные болезни (сухой, мокрый кашель);

5. желудочно-кишечные болезни, язвы (застарелая болезнь, вздутие толстой кишки, тонкой кишки);

6. болезни почек (заболевание мочеполовых органов и лимфоузлов, воспаление мочеполовых путей);

7. женские болезни (воспаление половых органов, мочевого пузыря);

8. болезни суставов (послетравматические болезни суставов конечностей, долгозаживающие раны, травмы позвоночника);

9. болезни кожи (лишаи, сухая и мокнущая экзема, сыпи);

10. болезни мочеполовых органов (венерическое заболевание (гонорея), воспаление, боли в области таза);

11. болезни сердца (колющие и сжимающие боли, одышка);

12. болезни горла (ангина, отеки горла – предраковое, астма);

12. желудочно-кишечные болезни (12 перстной кишки, желудка, толстой кишки и их язвы);

13. болезни печени (увлечение, цирроз, предраковое состояние);

14. болезни толстой кишки (геморрой, раны, острицы);

15. «Шара Тухэм». Ороговение подошвы ног, судорога сухожилий;

16. « Обоогой булаг» источник: лишаи, сухая и мокнущая экзема, чесотка, угри.









Статуя Белого Старца.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%86


Белый Старец

(

монг.

Цагаан өвгөн;

калм.

Цаһан өвгн;

бур.

Сагаан үбгэн) — у

монгольских народов

хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в

буддийском


пантеоне

. Другие традиционные эпитеты Белого старца — Старый владыка (

монг.

Хөгшин богд), Белый старец Вселенной (

монг.

Дэлхийн цагаан өвгөн).



Место захоронения нетленного тела Хамбо-ламы Итигэлова.



Уникальное растение у могилы Хамбо-ламы Итигэлова – на одном корне выросли несколько деревьев и кустов.







Вид на долину с места обретения нетленного тела.



И мы также посетили Иволгинский Дацан:

Видео экскурсии по Иволгинскому дацану и встречи с ректором Буддийского университета.



О жизни и о нетленном теле Хамбо-Ламы Итигэлова:

В год Бурятию посещают около 1,5 миллиона туристов!

И очень знаменательно, что в Бурятии очень много знаменательных мест, и природных – Байкал, и связанных с жизнью выдающихся личностей, с культурой народов – устное творчество семейских включено в Список шедевров устного и нематериательного творчества человечества ЮНЕСКО, и рукотворных.



Продолжение следует!

Мои посты о Бурятии:


Видео экскурсии по Иволгинскому дацану и встречи с ректором Буддийского университета.


30 мая – День Республики Бурятия! Видео и фото с праздничного концерта!


Видео: Богини Байкала из Бурятии!


Байкальская гавань Бурятии!


Дальневосточный Форум “Сообщество” в Улан-Удэ, Республика Бурятия!


Впечатления от Улан-Удэ!

Моя страница в Дневниках якт ру.:

https://nikbara.ykt.ru/

Мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб:

https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

Я в Инстаграме @nb2015p

«Фейсбуке»

https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks

Персональная страница в “Фейсбуке”:

https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

“Твиттер”

https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий