Там, где душа рождает музыку Саха - Блоги Якутии

2 года назад 119

Там, где душа рождает музыку Саха


«В течение всего советского периода якутские мастера пытались делать этот ставший легендарным инструмент самодельной копией европейской скрипки и настраивали «обязательные» четыре струны согласно образцу, отчего они скрипели и фальшивили в неизбежно возникающих диссонансах. Но вот появился такой феномен как Руслан Прокопьевич Габышев, с детства проводивший различные акустические эксперименты…»






Аиза Петровна Решетникова


,


заслуженная артистка ЯАССР, музыковед,


член союза композиторов России


Цитата и некоторые вариации текста почерпнуты из книги

А.И. Томской и М.И. Шамаевой «Кылыhах Кырыымпа» 2021 г.


Полвека кропотливой работы якутских мастеров методом проб и ошибок, и в 2000-х им стали удаваться струнно-смычковые инструменты с аутентичным звучанием, выражающим интонационный символизм народа Саха. Это был Кыл, запевший якутским тойук, эволюционный результат саморазвития кырыымпы. Без преувеличения, Кыл вносит в мировую музыкальную культуру истинно якутские особенности самобытного звучания, перекликаясь с такими стилями ритуального исполнения тойук как «дьиэрэтии ырыа» и «дэгэрэн ырыа». Может быть через него пролегает путь к тайне истоков генезиса языка и фольклора народа.

По мнению многих специалистов, мастеру Руслану Габышеву удалось раскрыть секрет «поющего человеческим голосом» якутского музыкального инструмента «Кыл». Основой стала способность Кыл воспроизводить фальцетные призвуки, ту самую красоту якутского горлового пения «кылыһах» (так привлекающего всех своим эстетическим эффектом горловых резонирующих вибраций), которым Саха напрямую обращаются в своем эпическом сознании к сакральным темам.

Предлагаем вашему вниманию новый выпуск «Антропологии Севера», посвященный уникальному музыкальному инструменту, явившемуся Саха из небытия. Материал отснят в этнографическом комплексе-ресторане «Чочур-Муран». Героем выпуска стала Заслуженная артистка РС (Я) — Анна Томская-Корякина.

Приятного просмотра!





Историческая справка:

Как пишет профессор Н.Е. Петров: если мы сделаем кыл «ядром нового этапа развития якутской музыкальной культуры, ее центром, то еще больше прославимся», как это произошло с хомусом, вышедшем «на передовые рубежи развития варганной музыки в мире, благодаря глубокому звучанию…, похожего на звуки современных электронных музыкальных инструментов… Широкая дорога к этой высокой цели начинается с работы по обучению наших детей с малых лет тойуку, осуохаю, якутским народным песням»…

В течение более 50 лет якутскими мастерами «проведено много экспериментальной поисковой работы, касающейся реконструкции кырыымпы (кылыһах). Работа по возрождению и реконструкции кырыымпы (кылыьах) в республике проходила поэтапно. Первый этап возрождения якутских музыкальных инструментов прошел в 1960-1970 гг. Он был ознаменован учреждением республиканских фестивалей художественной самодеятельности. Изготовление национальных инструментов представляло собой надомное производство мастеров-энтузиастов. Особенности подобного производства заключались в том, что мастер по изготовлению музыкальных инструментов решает свои технологические трудности сам, являясь подчас одновременно и исполнителем, и конструктором. Такими мастерами были П. Деляев, И. Марков, А. Чахов, братья Михайловы, И.Д. Избеков, В.А. Мохначевский, И.М. Неустроев, М. Догордуров, П.П. Семенов и др. В 1961 г. в г. Якутске была проведена выставка, где были представлены инструменты, изготовленные мастерами П.П. Семеновым, И.Д. Избековым. А.И. Чаховым, В.А. Мохначевским и др.

Полную версию выпуска можно посмотреть на канале “Антропология Севера”



https://www.youtube.com/channel/UCiCF9NKJJ4o4BZLOhS3QupQ





Тайм-коды полной версии:

00:00 – вступление

01:04 – посвящение выпуска

01:42 – Чем примечательно звучание якутского Кыл, есть ли аналоги в других культурах и ссылки на инструмент в Олонхо?

06:40 – Почему инструмент становится популярным именно в наше время?

11:33 – о высокой оценке инструментов якутского мастера-импровизатора Руслана Габышева

13:22 – о деятельности ансамбля «Кыл Саха»

14:12 – кто еще занимается сегодня изготовлением Кыл?

18:09 – Как вы сами приобщились к этому инструменту и как инструмент открывал вам свои возможности?

19:32 – инструмент подобен живому, чувствующему существу

21:52 – демонстрация игры на Кыл

23:00 – настройка инструмента

27:05 – мини мастер-класс основ игры на Кыл

42:09 – Пост скриптум: о культурной «генетической» памяти тюрков и эпилог

45:02 – демонстрация игры на Кыл и Хомусе

47:56 – бонус в виде видеоклипа ансамбля якутских музыкальных инструментов «Кыл Саха»



фото из личного архива А.И. Томской-Корякиной

Добавить комментарий