Родился новый фестивальный спектакль Сергея Потапова - Блоги Якутии

4 года назад 122

Родился новый фестивальный спектакль Сергея Потапова


Видимо Государственный театр коренных малочисленных народов Севера «Гулун» оставался единственным, где Сергей Потапов еще не ставил своих «домашних» постановок. За последние пять лет якутский режиссер много ставит за пределами Якутии. Это спектакли в Эстонии, Узбекистане, Казахстане, Татарстане, Хакасии, Башкирии, Алтае, в городах России





Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Стерлитамаке и Минусинске.  Эта работа – знаковое событие в карьере режиссера и не менее знаковое для самого театра, чья история существования именно в статусе театра пока еще хорошо не запомнилась якутскому зрителю, но надеемся, с этой постановки их сотрудничество продолжится, и зрителя порадует этот синтетический театр пластики тела, музыки, а теперь и драматического Голоса коренных малочисленных народов нашей республики. Сама аура с приходом режиссера в этот маленький театр поменялась, мы заметили, как радикально преобразилась сцена





ее магический черный квадрат рождал в пятницу тринадцатого декабря новую Жизнь.




Специфика труппы, организованной на базе фольклорного ансамбля «Гулун» надиктовывает особенную органику. Режиссеру нужно было ее использовать. Язык пластики тела – сильная сторона молодого коллектива. Новым для труппы стали достаточно объемные драматические образы, хотя сама одноименная пьеса Семена Ермолаева – Сиэн Ɵkɵp «hуума» с условными героями, позволяла отталкиваться от первичности самой социальной и пластической физики актера, развязанной их драматическим потенциалом.















Пьеса Ермолаева задает ряд фундаментальных вопросов бытия человека в мире и нам показалось, перекликается с одним из первых философских текстов человечества, написанного еще на египетском папирусе. Это был текст «Беседа человека со своей собственной душой», которая «алчет идеального, высокого и не находит его в мире, в котором все противоречит идеалу». Вопрос «быть или не быть» через призму мифологического мировоззрения эвенов трансформируется в вопрос: как там «наверху» в священном стойбище hуума, полного оленей и как здесь, в невзгодах и печалях подлунного мира? Легкие намеки, проскользнувшие в словах главных героев, их поступки подводят нас к мысли, что наверху также как и внизу и Стойбище материального низа становится Домом идеального верха!

















Хореографические переходы символическим языком движения тела, созданным под руководством Евы Кузьменко, смогли в определенных местах навеять эти важные философские оттенки, в других, деликатно рассказать зрителю сюжетную историю природной страсти, а в иных, подчеркнуть драматизм или трагизм линии повествования – смерть, борьбу со стихией, обряд погребения, отчаяние, ностальгию по утраченному. Нужно отметить, что сама пьеса стержневым посылом текста сюжета воплощает трагическую историю никому не нужных «маленьких людей», но от этого вовсе не потерявших свое человеческое достоинство. Своеобразие литературного материала в переплетении мифологического пласта и действительности, которые реальные спутники современных северян, искренне верящих в свои этнические концепты загробной и реальной жизни, заставляют поступать старика достойно, несмотря на все природные обстоятельства – захоронить тело русского заключенного по всем обычаям эвенов.





Пронзительно смоделирована ситуация обращения старика к мертвецу, которому он искренне завидует быть похороненным в местах его предков. Эти, казалось бы, этнографические штрихи к человеческому портрету, но они и ткут настоящую ткань искусства, вызывая у зрителя катарсис. Молодой, вовсе не драматический актер, под руководством режиссера эффектно воплотили это на сцене с помощью приема «сцены за сценой» через проекцию портрета на заднике темной сцены, на которой позднее к концу спектакля проявляются реальные образы тех людей из мира теней, которые упорно своим живым дыханием и круговым танцем hээдьэ не дают забыть Земле, нам и всем, кто туда приходит, о Месте Человека на ней.















Мысль достаточно пронзительная в реалиях современной ситуации. Коренные северяне испокон веков были на этой суровой земле носителями человеческого достоинства и через ритуалы своей культуры устанавливали его в этом мире. Сегодня они единственные представители на бескрайних суровых территориях Северо-востока России, кто обеспечивает вовсе не вахтовое, а стратегическое, перманентное присутствие человека на них. Символический язык персоналий героев спектакля и отношений  между ними подсказывает это.

Поступок старика, становится формообразующим началом для достойного отношения к жизни для молодого человека, не обремененного какими бы то ни было обязательствами. Из контекста зритель узнает, что он был воспитан в детском доме. Превращенные отношения, ведущие молодого человека к саморазрушению и самоуничижению, под влиянием традиции поступков старика-эвена, выруливают к сильному поступку по форме. Он готов поступать свободно и пожертвовать собой ради маленького чуда достойной человеческой жизни, несмотря на то, что весь мир навалился. Сильная мысль текста пьесы и прекрасная эстетическая форма ее подачи на сцене была увидена нами на премьерном показе.

Стоит обратить внимание и на работу художника, им стала Екатерина Шапошникова, которая создавая аутентичный мир спектакля, обошлась минимальными средствами, но на их фоне национальные эвенские костюмы, возникающие на героях к концу спектакля, выглядели особенно выразительно и впечатляли зрительный зал. Борцовки на ногах добавили знаковых намеков, вырисовывая меткие коннотации к обыденному состоянию оленеводов, жизнь которых ежедневная Борьба с жизненными обстоятельствами и вызовами.

В лучших традициях эстетической формы, рождающей ток мысли, мы увидели надрывную игру молодых артистов и надрывный каждодневный труд тружеников-оленеводов, чья судьба в их собственных руках, чьи помыслы и поступки не столько дань традиции, а сегодня выход на универсальную метафизику человеческого достоинства. Спектакль в силу своих особенностей может стать прекрасным украшением фестивальных работ, понятных благодаря универсальному языку постановщиков не только соотечественникам, но и зарубежным зрителям. Спасибо художественному руководству и администрации и конечно труппе театра малочисленных народов «Гулун» за сильный, дарящий надежду спектакль!











***

Видимо своеобразие режиссерских постановок родилось из уникального качества, сохраненного Потаповым с детства. Он продолжает «играть» в придуманную им игру, а живые герои на сцене становятся его «любимыми игрушками». Отсюда качество постановок – они просто должны нравиться! В них никогда не чувствуется высоколобой, накрученной автором идеологии замысла. Режиссер идет к нему «вторым шагом», как продукту его «первого шага» – игры социальной физики, которую он развязал на театральной сцене. Вспомните свое детство, игра вырастает из искреннего желания породить жизнь в твоем воображении, простым движением руки, схватившей то, что просто лежало рядом, суметь смоделировать игру так, чтобы она тебя вобрала целиком и потекла, заструилась как ручеек. И в этой игре ты растешь, что-то новое обретаешь, начинаешь понимать по-другому, вот тогда ты по-настоящему  – Живешь, обретаешь полноту бытия! Без этого игра не приносит удовольствия и удовлетворения. Да она тогда вовсе обращается из игры в вымороченное действо. У Потапова каждый новый спектакль – новая игра с собой и со зрителем. Каждый его спектакль – глубокий авторский трип в настоящую жизнь, лишенную взрослой надуманности, а значит закостенелости и бездушия. Эти игры должны быть по-детски где-то наивны, где-то до глубины искренни и чисты, что не лишает их детской же жестокости, ригидности и нонконформизма. Сохранить в себе внутреннего ребенка удается не каждому. Порой сохранить его очень больно. Душа защищается, обретая толстую кожу, непробиваемую до чувств, и тогда, страдая, она становится просто тем зрителем, которому спектакль Потапова что-то напоминает об утраченном, ускользнувшем, о том, что ты не должен забывать, ибо это важно.



Алексей Пудов,

фото и видео автора:



Добавить комментарий